Исследование систем обучения и развития персонала
"Кадровик.ру", 2012, N 2
В последнее десятилетие в результате процессов глобализации заметно усилилось соперничество, которое ведут между собой компании. Конкурентная борьба заставляет быстрее повышать эффективность, искать пути снижения издержек, увеличения доходов и роста производительности труда. Преимущество над конкурентами по эффективности уже не просто желательно - оно совершенно необходимо.
В современных условиях трудно поддерживать высокую рентабельность только за счет жесткой экономии, невозможно и получать прибыль лишь за счет сокращения издержек. Чтобы соответствовать изменениям внешней среды и противостоять конкурентам, потребуется не только разрабатывать новые стратегии эффективности и внедрять инновации, но и модифицировать систему управления персоналом. Одним из способов устранения недостатков является организация обучения и развития работников.
На некоторых предприятиях Новгородской области было проведено исследование, позволившее выявить особенности систем обучения персонала. Так, в опросе о роли обучения работников в развитии компании участвовали 18 первых руководителей, в подчинении у каждого из них находилось более 1000 человек. Свыше 2/3 респондентов связывали улучшение показателей компании с более эффективным использованием потенциала сотрудников, а 27% признали, что успешная деятельность организации напрямую зависит от обучения работников.
Результаты исследования показали:
- Общие инвестиции в обучение и развитие персонала в 2011 г. увеличились по сравнению с 2010 г.
- Расходы на образование сотрудников составили в среднем 1,7% от затрат на заработную плату.
- В среднем обучением и профессиональным развитием персонала в каждой компании занимались 3 - 5 человек.
- В среднем продолжительность обучения каждого сотрудника составила 20,5 рабочих часа.
Эти статистические данные свидетельствуют о том, что обучение работников становится одним из главных элементов стратегии развития компании. Приоритеты в обучении (то, чему необходимо обучать персонал в 2011 г.) по результатам опроса более чем 20 руководителей компаний, а также государственных и некоммерческих организаций распределились следующим образом (рис. 1):
- бизнес-стратегии (15,3%);
- качество (15,9%);
- искусство продаж (10%);
- развитие навыков лидерства (7,8%);
- обслуживание потребителей (6,6%);
- профессиональный рост (5,8%);
- работа с персоналом (5,6%);
- технический тренинг (5%);
- руководство (общий менеджмент) (4,2%);
- работа с потребителями (3%);
- охрана труда и техника безопасности (3%);
- тренинг по компьютерам и информационным технологиям (2,8%);
- обучение и адаптация новых работников (2,2%);
- формирование команды и работа в ней (1,4%).
Сравнение успешных и неуспешных руководителей
------¬
¦ 53% ¦
¦ ¦ ------¬
¦ ¦ ¦ 41% ¦
¦ ¦ ------¬ ¦*****¦
¦ ¦ ¦ 34% ¦ ¦*****¦------¬
------¬¦ ¦ ¦*****¦ ¦*****¦¦ 29% ¦
¦ 25% ¦¦ ¦ ¦*****¦ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦------¬ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ 18% ¦ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦
¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦ ¦*****¦¦ ¦
-----+-----++-----+------------+-----++-----+-----------+-----++-----+-----
Время на контроль Развитие команды и Формирование стратегии
исполнения согласованность работы
--¬ --¬
¦*¦ Успешные руководители ¦ ¦ Неуспешные руководители
L-- L--
Рисунок 1
По сравнению с 2010 г. среди руководителей заметно возрос интерес к обучению лидерству и управленческим навыкам, что может быть обусловлено усилением конкурентной борьбы и необходимостью воспитания нового поколения лидеров. Особенно важное место в обучении отводится вопросам совершенствования управленческих навыков руководителей компаний и их подразделений.
Исследование показало, что успешные руководители, по сравнению с неуспешными, тратят меньше времени на контроль исполнения - 25% против 53%, больше занимаются развитием команды и согласованностью работы входящих в нее сотрудников - 34% против 18% и максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии - 41% против 29% (рис. 1).
Респонденты определили области ключевых умений, которые они считают необходимым развивать в первую очередь у высшего руководящего состава компаний (рис. 2):
- способность мотивировать работников (34%);
- лидерство (40%);
- стратегическое мышление (44%);
- формирование команды (47%).
Развитие необходимых качеств у руководителей
------¬
------¬ ¦ ¦
------¬ ¦*****¦ ¦ ¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ------¬
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ¦\\¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ¦\\¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ¦\\¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ¦\\¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ¦\\¦
¦/////¦ ¦*****¦ ¦ ¦ ¦\\¦
--+-----+--+-----+--+-----+--+-----+--
--¬
¦/¦ Лидерство - 40%
L--
--¬
¦*¦ Стратегическое мышление - 44%
L--
--¬
¦ ¦ Формирование команды - 47%
L--
--¬
¦¦ Способность мотивировать работника - 34%
L--
Рисунок 2
Наиболее значимыми областями базовых навыков признаны (в порядке убывания):
- навыки слушания и речевого общения;
- решение проблем;
- работа в команде;
- чтение на скорость и понимание технического текста;
- межличностное взаимодействие.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что на предприятиях постепенно усиливаются позиции обучения работников, которое рассматривается как основной фактор развития персонала и компаний. Имеются возможности для совершенствования системы обучения.
Обучение и развитие работников - одна из главных стратегий развития компании, позволяющая удерживать лидерские позиции предприятий в производительности труда, особенно в период быстро меняющихся экономических условий.
И.Варданян
Санкт-Петербург