Мудрый Экономист

Изменения в форме декларации по налогу на имущество организаций

"Российский налоговый курьер", 2012, N 4

ФНС России разработала новые формы декларации по налогу на имущество и расчета по авансовому платежу. Не позднее 30 марта 2012 г. организациям нужно отчитаться за 2011 г. уже по новой форме. Рассмотрим основные изменения в декларации.

Формы декларации по налогу на имущество и расчета по авансовому платежу, а также Порядки их заполнения утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895. Данный Приказ зарегистрирован Минюстом России 12 декабря и опубликован в "Российской газете" 16 декабря 2011 г. Согласно п. 2 Приказа он вступает в силу начиная с отчетности 2011 г. и расчетов по авансовым платежам по налогу за I квартал 2012 г.

Таким образом, впервые декларацию по новой форме налогоплательщики должны представить не позднее 30 марта текущего года.

Заметим, что в целом форма декларации и состав ее показателей не изменились. Она по-прежнему включает:

В рассматриваемой декларации учтены некоторые изменения налогового законодательства. В результате появились новые обязательные показатели, которые не участвуют в расчете налога, а приводятся справочно. Кроме того, уточнены отдельные требования, касающиеся Порядка заполнения декларации.

Общие требования к заполнению

Изменения коснулись заполнения показателя номера страницы (поле "Стр."). Теперь он содержит три знако-места (ранее было шесть) и записывается следующим образом. Например, для первой страницы - "001", для десятой страницы - "010" (п. 2.3 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, далее - Порядок).

Кроме того, появились указания, что не допускается двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление ее листов, приводящее к порче бумажного носителя (п. 2.3 Порядка).

Заполнение полей декларации значениями текстовых, числовых и кодовых показателей осуществляется, как и раньше, слева направо, начиная с первого (левого) знако-места. Если для отражения показателя не нужно заполнять все ячейки, то во всех незаполненных знако-местах соответствующего поля ставятся прочерки (п. 2.4 Порядка).

Однако при заполнении декларации с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знако-месту. Соответственно, при таком способе подготовки декларации и распечатке на принтере допускается отсутствие прочерков для незаполненных знако-мест и обрамления знако-мест. При этом печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 - 18 пунктов. Прежняя форма декларации заполнялась тем же шрифтом, но высотой 12 пунктов. Отметим, что указанные требования уже знакомы организациям, так как применяются при составлении декларации по налогу на прибыль.

Заполнение декларации в случае реорганизации или ликвидации

В титульном листе декларации появились новые реквизиты: "Форма реорганизации (ликвидации) (код)" и "ИНН/КПП реорганизованной организации".

Ранее при проведении камеральных проверок у инспекций возникали трудности в случае представления деклараций или расчетов по авансовым платежам правопреемником организации, которая была реорганизована. Кроме того, правопреемник при подаче уточненной декларации не имел возможности заполнить отдельную форму в отношении имущества, находившегося на балансе реорганизованной компании, для которой налогоплательщик является правопреемником. Теперь эта возможность реализована. Организация-правопреемник при подаче деклараций за предыдущие периоды и уточненных деклараций в отношении указанного имущества, обязанность по уплате налога за которое перешла к организации в порядке правопреемства, должна указать (п. 2.8 Порядка):

Примечание. При подаче деклараций за предыдущие периоды и уточненных деклараций правопреемником в отношении имущества реорганизованной фирмы указывается наименование реорганизованной фирмы и код ОКАТО муниципального образования, на территории которого она находилась.

Обратите внимание: при заполнении уточненной декларации за предыдущие периоды в отношении имущества, находившегося на балансе самой организации-правопреемника до возникновения соответствующего правопреемства, такая организация указывает только собственные ИНН и КПП.

Следует учитывать, что аналогичные изменения внесены и в титульный лист налогового расчета по авансовому платежу, за исключением ячейки, в которой указывается код в случае ликвидации организации. Дело в том, что при ликвидации в соответствии со ст. 61 ГК РФ не происходит перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Поэтому при ликвидации до истечения налогового периода организация не должна подавать расчет по авансовым платежам за период ликвидации, а должна сразу представить декларацию, исчислив налог на имущество за последний налоговый период на момент ликвидации. В этом случае в строке "Форма реорганизации (ликвидация) (код)" указывается 0.

Пример. В результате слияния двух организаций - ООО "Компания 1" (ИНН 7722333555, КПП 772201001) и ООО "Компания 2" 20 января 2012 г. образовалась новая организация - ООО "Компания 3" (ИНН 7701123456, КПП 770101001), не являющаяся крупнейшим налогоплательщиком.

В апреле 2012 г. бухгалтер ООО "Компания 3" выявил ошибку в декларации по налогу на имущество ООО "Компания 1" за 2011 г.

Образец заполненного титульного листа уточненной декларации, представляемой ООО "Компания 3" в отношении имущества ООО "Компания 1", приведен на странице справа.

--¬¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦--¬          --T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
L--¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦L-- ИНН ¦7¦7¦0¦1¦1¦2¦3¦4¦5¦6¦-¦-¦
¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦ L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
0840¦¦2011 --T-T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
КПП ¦7¦7¦0¦1¦0¦1¦0¦0¦1¦ Стр. ¦0¦0¦1¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
Форма по КНД 1152026
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций
--T-T-¬ --T-¬ --T-T-T-¬
Номер корректировки ¦1¦-¦-¦ Налоговый период (код) ¦3¦4¦ Отчетный год ¦2¦0¦1¦1¦
L-+-+-- L-+-- L-+-+-+--
--T-T-T-¬ --T-T-¬
Представляется в налоговый ¦7¦7¦0¦1¦ по месту нахождения ¦2¦1¦5¦
орган (код) L-+-+-+-- (учета) (код) L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
¦О¦Б¦Щ¦Е¦С¦Т¦В¦О¦ ¦С¦ ¦О¦Г¦Р¦А¦Н¦И¦Ч¦Е¦Н¦Н¦О¦Й¦ ¦О¦Т¦В¦Е¦Т¦С¦Т¦В¦Е¦Н¦Н¦О¦С¦Т¦Ь¦Ю¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
¦"¦К¦О¦М¦П¦А¦Н¦И¦Я¦ ¦1¦"¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
(налогоплательщик)
--T-¬ --T-¬ --T-¬
Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД ¦4¦5¦.¦2¦1¦.¦0¦0¦
L-+-- L-+-- L-+--
Форма --¬ ИНН/КПП --T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-T-T-T-T-T-T-¬
реорганизации ¦2¦ реорганизованной ¦7¦7¦2¦2¦3¦3¦3¦5¦5¦5¦/¦7¦7¦2¦2¦0¦1¦0¦0¦1¦
(ликвидация) L-- организации L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+-+-+-+-+-+-+--
(код)
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
Номер контактного телефона ¦8¦(¦4¦9¦5¦)¦1¦2¦3¦4¦5¦6¦7¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
--T-T-¬ --T-T-¬
На ¦3¦-¦-¦ страницах с приложением подтверждающих ¦-¦-¦-¦ листах
L-+-+-- документов или их копий на L-+-+--
-----------------------------------------T---------------------------------------
Достоверность и полноту сведений, ¦ Заполняется работником налогового
указанных в настоящей декларации, ¦ органа
подтверждаю: ¦
¦
--¬ 1 - налогоплательщик, ¦ Сведения о представлении декларации
¦1¦ 2 - представитель налогоплательщика ¦
L-- ¦ --T-¬
¦ Данная декларация ¦ ¦ ¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦ представлена (код) L-+--
¦И¦В¦А¦Н¦О¦В¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦ --T-T-¬
¦И¦В¦А¦Н¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦¦ на ¦ ¦ ¦ ¦ страницах
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦ L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦И¦В¦А¦Н¦О¦В¦И¦Ч¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦ с приложением --T-T-¬
(фамилия, имя, отчество полностью) ¦ подтверждающих ¦ ¦ ¦ ¦ листах
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦ документов L-+-+--
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ или их копий на
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦Дата --T-¬ --T-¬ --T-T-T-¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦представления ¦ ¦ ¦.¦ ¦ ¦.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦декларации L-+-- L-+-- L-+-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦Зарегистри- --T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦рована за N ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦ L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦_____________________ _______________
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦ Фамилия, И.О. Подпись
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
(наименование организации - ¦
представителя налогоплательщика) ¦
¦
Иванов --T-¬ --T-¬ --T-T-T-¬¦
Подпись ------ Дата ¦2¦0¦.¦0¦4¦.¦2¦0¦1¦2¦¦
L-+-- L-+-- L-+-+-+--¦
МП ¦
¦
Наименование документа, ¦
подтверждающего полномочия представителя¦
¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--¦
--¬ --¬
L-- L--

Указание кода налогового периода

В результате изменений, касающихся случаев реорганизации и ликвидации юрлиц, Коды, определяющие налоговый период (Приложение N 1 к Порядку), дополнены кодом 50 "Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации) организации". Напомним, что ранее показатель налогового периода в декларации налогоплательщики не заполняли, так как в нем уже был указан код 34 "Календарный год". Теперь его нужно указывать всем налогоплательщикам согласно данному Приложению, которое содержит только два поименованных выше кода.

В разделе 2 следует указывать стоимость недвижимости

Раздел 2 декларации дополнен реквизитом, значение которого не участвует в расчете суммы налога, а приводится справочно. Это новая строка 141, в которой отражается остаточная стоимость недвижимого имущества на 31 декабря отчетного года. При этом по графе 3 данной строки указывается общая остаточная стоимость недвижимости, а по графе 4 - остаточная стоимость льготируемого недвижимого имущества.

Коды региональных налоговых льгот отражаются по-новому

В разд. 2 по строкам 160, 200 и 240 теперь приводится не только код соответствующей налоговой льготы согласно Приложению N 6 к Порядку. Льгота должна обозначаться составным показателем, в первой части которого отражается указанный код. Однако требование о заполнении второй части показателя должно выполняться, только если соответствующая льгота предоставлена дополнительно согласно региональному законодательству (пп. 5, 9 и 13 п. 5.3 Порядка). В ней последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, согласно которому предоставляется льгота. Причем для каждой из указанных позиций отведено по четыре знако-места. Заполнение данной части показателя осуществляется слева направо. Если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знако-места слева от значения заполняются нулями.

Например, если льгота установлена пп. 10.2 п. 4 ст. 6 закона субъекта РФ, то по строке 160 указывается:

    --T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
¦2¦0¦1¦2¦0¦0¦0¦/¦0¦0¦0¦6¦0¦0¦0¦4¦1¦0¦.¦2¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--

Отметим, если соответствующая льгота предоставляется федеральным законодательством, во второй части показателя по строке 160 проставляется прочерк. В строках 200 и 240, где отражается информация о льготах в виде понижения ставки и уменьшения суммы налога, вторая часть показателя заполняется в любом случае, поскольку такие льготы устанавливаются только на региональном уровне. При этом в первой части показателя по данным строкам нужно указывать новые коды льгот, приведенные в Приложении N 6 к Порядку (соответственно 2012400 и 2012500).

Кроме того, организациям-льготникам необходимо учесть, что в связи со вступлением в действие в 2011 и 2012 гг. федеральных законов, устанавливающих новые льготы по налогу на имущество, предоставляемые на федеральном уровне, в Приложение N 6 к Порядку добавлены новые коды льгот.

Представление единой декларации

Пункт 1.6 Порядка и п. 1.6 Порядка заполнения расчетов по авансовому платежу по-прежнему содержат положения, позволяющие представлять единую декларацию и единый расчет по авансовому платежу в отношении всей суммы налога или авансового платежа, уплачиваемой в бюджет соответствующего субъекта РФ. Как и ранее, это возможно в случае, когда законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление суммы налога в региональный бюджет без ее направления в бюджеты муниципальных образований.

Значит, одна декларация и один расчет в отношении суммы налога или авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет муниципального образования, представляется в случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено указанное выше дробление суммы налога.

Причем данные положения уточнены следующим образом. Одна декларация и один расчет в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, заполняются только в том случае, если доходы от налога на имущество организаций не зачисляются в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района.

Изменения, касающиеся имущества Единой системы газоснабжения

Федеральным законом от 28.11.2009 N 284-ФЗ п. 1 ст. 386 НК РФ дополнен новым положением, которым установлена обязанность организаций, имеющих на балансе имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГС), подавать декларации по месту нахождения такого имущества. Данное изменение учтено в п. 1.2 Порядка. Отметим, что, как и прежде, в отношении указанного имущества заполняется отдельный разд. 2 декларации (п. 5.2 Порядка).

До внесения поправок особенности в отношении имущества ЕСГС были установлены только для объектов недвижимости. Налог по такому недвижимому имуществу перечислялся в бюджеты субъектов РФ пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта.

Теперь при заполнении отдельного разд. 2 декларации по имуществу ЕСГС по строкам 020 - 140 отражается остаточная стоимость как недвижимого, так и движимого имущества ЕСГС, фактически находящегося на территории субъекта РФ по месту представления декларации. При этом сумма налога, отражаемая по строке 220, исчисляется как произведение налоговой базы и ставки, деленное на 100. Напомним, ранее разд. 2 заполнялся в части остаточной стоимости объекта недвижимого имущества ЕСГС в целом, а при исчислении налога произведение налоговой базы и ставки, деленное на 100, корректировалось на долю балансовой стоимости указанного объекта на территории соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, строка 180 разд. 2 (доля балансовой стоимости объекта недвижимости на территории соответствующего субъекта РФ) заполняется только при указании значения кода вида имущества - 2 (пп. 7 п. 5.3 Порядка). То есть в ситуации, когда разд. 2 заполняется в отношении недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ. Ранее данная строка заполнялась и в отношении имущества ЕСГС.

Изменения, касающиеся резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области

Для организаций, являющихся резидентами названной Особой экономической зоны, предусмотрен особый порядок заполнения декларации. Так, в разд. 2 по строке "Код вида имущества" они проставляют новый код 5. Он означает, что данный раздел заполняется в отношении имущества резидента указанной экономической зоны, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ. В отношении прочего имущества такого резидента заполняется отдельный разд. 2 с кодом вида имущества 3. В строке 160 декларации проставляются соответствующие новые Коды льгот согласно Приложению N 6 к Порядку.

И.В.Тарасова

Эксперт журнала

"Российский налоговый курьер"