Мудрый Экономист

Что изменится в работе в связи с принятием нового закона о бухучете

"Упрощенка", 2012, N 2

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Кто обязан вести бухгалтерский учет с 2013 г.
  2. На кого руководитель организации сможет возложить ведение бухучета.
  3. Какие требования будут предъявляться к главным бухгалтерам.

В конце 2011 г. случилось то, о чем так много говорили. Президент РФ подписал Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Новый документ вступит в силу 1 января 2013 г., соответственно, действующий сейчас Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) с 1 января следующего года утратит силу. И одно из главных изменений в бухгалтерском учете напрямую коснется "упрощенцев". Им придется вести бухгалтерский учет в полном объеме. Исключение сделано лишь для индивидуальных предпринимателей. Они от бухгалтерского учета освобождены при условии, что ведут налоговый учет, по данным которого можно определить размер "упрощенного" налога. Есть и другие новшества. И далее мы расскажем о том, как нужно будет организовать бухгалтерскую работу, чтобы выполнить новые требования Закона.

Если у вас "упрощенка" с объектом "доходы". Обязанность вести бухгалтерский учет не зависит от выбранного объекта налогообложения при УСН. Поэтому с 2013 г. вам также нужно будет вести полный бухучет методом двойной записи.

Изменение N 1. Руководитель в ряде случаев не сможет обойтись без бухгалтера

Организовать бухучет и порядок хранения документов в организации обязан ее руководитель. Такая норма содержится и в п. 1 ст. 7 Закона N 402-ФЗ и в п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ. И на первый взгляд в этом вопросе ничего не изменилось. Однако это не так. Согласно новому Закону руководитель организации обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера, иное должностное лицо или заключить договор по ведению бухучета со сторонним лицом. Заниматься бухучетом самостоятельно вправе только руководители организаций малого и среднего бизнеса. Принадлежность бизнеса к этим категориям определяют на основании критериев, указанных в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Эти критерии приведены в таблице. По старому же Закону, который пока действует, руководитель может всегда вести бухгалтерский учет самостоятельно, если считает это возможным.

Таблица

Критерии для отнесения юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства <*>

---------------------------------------------------------------------------
Критерий Максимально допустимое значение
---------------------------------------------------------------------------
Суммарная доля участия государства, 25%
субъектов РФ, муниципальных образований,
иностранных организаций и граждан,
общественных и религиозных организаций,
благотворительных и иных фондов
в уставном капитале
---------------------------------------------------------------------------
Доля, принадлежащая одной или нескольким 25%
организациям, которые не являются
субъектами малого и среднего
предпринимательства
---------------------------------------------------------------------------
Средняя численность работников 15 человек -
за предыдущий календарный год для микропредприятий;
не превышает 16 - 100 человек - для малых
предприятий;
101 - 250 человек - для средних
предприятий
---------------------------------------------------------------------------
Выручка от реализации товаров (работ, 60 млн руб. -
услуг) без НДС за предыдущий календарный для микропредприятий;
год 400 млн руб. - для малых
предприятий;
1000 млн руб. - для средних
предприятий
---------------------------------------------------------------------------
<*> За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Памятка. Согласно действующему сейчас Закону N 129-ФЗ руководитель любой организации может вести бухучет самостоятельно.

Отметим, что среди "упрощенцев" могут быть организации, не относящиеся к субъектам малого или среднего предпринимательства, например государственные и муниципальные унитарные предприятия. Поэтому их руководителям полезно узнать о предстоящих изменениях - самостоятельно вести бухучет с 2013 г. они не смогут.

Изменение N 2. В определенных сферах бизнеса главбух обязательно должен иметь высшее образование

Повысил новый Закон и планку требований к главным бухгалтерам. Правда, такая планка будет применяться только к главбухам открытых акционерных обществ, страховых компаний и инвестиционных фондов (п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Такие компании "упрощенку" применять не могут (за редким исключением в виде некоторых открытых акционерных обществ). Но мы считаем нелишним проинформировать вас о новых требованиях к главбухам подобных структур:

Действующий сейчас Закон N 129-ФЗ требований к главным бухгалтерам не предъявляет. И может возникнуть вопрос: как быть тем главным бухгалтерам, которые работают в ОАО, но имеют, скажем, среднее специальное образование и прекрасно справляются со своими обязанностями? Срочно получать высшее образование или искать новую работу? К счастью, все не так категорично. В п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что повышенная планка не применяется в отношении лиц, которые уже работают в должности главного бухгалтера на дату вступления в силу этого Закона. Другими словами, если главный бухгалтер без высшего образования работает в 2012 г. и руководителя качество его работы устраивает, можно спокойно продолжать работать и в 2013 г. Закон N 402-ФЗ запретов для такой ситуации не содержит.

Изменение N 3. Унифицированные формы документов станут необязательными

Так же как и действующий пока старый Закон, Закон N 402-ФЗ содержит перечень обязательных реквизитов к первичным документам (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). И этот перечень не изменился. Однако поменялся сам подход к оформлению "первички". Действующий сейчас Закон N 129-ФЗ предусматривает, что первичные документы должны составляться по унифицированным формам. И только если такой формы нет, можно разработать собственную и утвердить ее приказом руководителя.

А вот в Законе N 402-ФЗ об унифицированных формах не говорится вообще. Получается, что первичные документы будет разрешено составлять по любым формам, главное, чтобы эти формы содержали обязательные реквизиты и были утверждены руководителем.

Также руководитель должен будет утверждать формы бухгалтерских регистров. В п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ перечислены обязательные реквизиты для регистров бухучета:

Памятка. Данные, содержащиеся в первичных документах, должны быть зарегистрированы в регистрах бухгалтерского учета.

Напомним, что бухгалтерские регистры (оборотно-сальдовая ведомость, журналы-ордера и т.п.) применяются для того, чтобы заносить в них информацию из первичных документов и разносить ее по счетам бухгалтерского учета. Регистры можно оформлять в бумажном виде. Однако в большинстве случаев учет ведется при помощи компьютерной программы, которая формирует регистры автоматически. Получается, что самостоятельно нужно разработать и утвердить лишь те документы, которые не предусмотрены стандартной программой.

На заметку. Как быть, если главбух не согласен с директором

Закон N 403-ФЗ урегулировал ситуацию, когда в вопросах ведения учета между руководителем и бухгалтером возникли разногласия. Бухгалтер должен принять к учету спорный документ или отразить объект учета (либо не принять и не отразить), если получил на это письменное распоряжение руководителя. Нести всю ответственность за последствия будет руководитель. Поскольку он будет обладать единоличной ответственностью за созданную в результате таких действий информацию и финансовые результаты. Подобные нормы содержатся и в п. 4 ст. 7 действующего Закона N 129-ФЗ. Но в новом документе они прописаны более развернуто.

Изменение N 4. Состав годовой бухгалтерской отчетности сократится

В Законе N 402-ФЗ несколько сократился по сравнению с Законом N 129-ФЗ состав обязательной бухгалтерской отчетности. В нее будут входить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). А вот о пояснительной записке и об аудиторском заключении (когда организация подлежит обязательному аудиту), речи в Законе N 402-ФЗ уже не идет.

Изменение N 5. Прописан порядок составления отчетности для ликвидируемых и реорганизуемых фирм

И наконец, последнее новшество, о котором хотелось бы рассказать. В ст. ст. 16 и 17 Закона N 402-ФЗ сказано о том, как составлять бухгалтерскую отчетность при реорганизации и ликвидации организации. Так, при реорганизации последним отчетным годом является период с 1 января по дату внесения изменений в ЕГРЮЛ. Отчетность должна включать в себя данные о фактах хозяйственной деятельности с момента утверждения передаточного акта до даты внесения сведений в ЕГРЮЛ. При ликвидации последним отчетным годом будет период с 1 января по дату внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации.

Обратите внимание! Если организация создана после 30 сентября, то первым отчетным годом для нее будет период с даты регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Нюансы, требующие особого внимания. С 2013 г. все организации, в том числе и применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Самостоятельно вести бухучет смогут только руководители организаций среднего и малого бизнеса.

Новый Закон не обязывает организации использовать унифицированные формы первичных учетных документов.

М.А.Заречная

Эксперт журнала "Упрощенка"