Мудрый Экономист

Новеллы в законодательстве о страховых взносах

"Налоговый вестник", 2012, N 2

В прошлом номере журнала опубликован обзор изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ. Автор данной статьи подробно остановился на изменениях в законодательство о страховых взносах во внебюджетные фонды, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды". Положения данного Закона вступили в силу 1 января 2012 г.

Данным Федеральным законом для основной массы плательщиков с 1 января 2012 г. снижен тариф страховых взносов с 34 до 30%. Указанный тариф применяется, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. Вместе с тем введен тариф на суммы превышения предельной величины базы - 10%. Для ряда льготных категорий плательщиков на период 2012 - 2013 гг. установлен тариф взносов в размере 20%. Кроме того, изменен порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Указанные поправки внесены в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, а также в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", другие законодательные акты.

Самое значимое изменение в пользу плательщиков страховых взносов - это запланированное на 2012 - 2013 гг. снижение тарифов. Выступая перед Федеральным собранием Российской Федерации с Бюджетным посланием "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" Президент Российской Федерации Д. Медведев заявил: "На 2012 - 2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20%" <1>.

<1> Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" // Парламентская газета, N 32.01 - 07.07.2011.

Президент РФ дал поручение Правительству РФ снизить взносы и найти источники покрытия образующегося в этой связи дефицита бюджета. Правительство РФ, работая над поставленной задачей, искало возможности уложиться в необходимые параметры государственного бюджета и бюджета ПФР.

Напомним, что начиная с 1 января 2011 г. совокупная ставка страховых взносов составляла 34%, а для льготируемых видов деятельности и малого предпринимательства действовала пониженная ставка 26%. С заработной платы, превышающей предельный размер базы, облагаемой страховыми взносами (463 тыс. руб. в год), начисление взносов не производилось.

Учитывая изменения в законодательстве о страховых взносах, в течение всего 2011 г. плательщики страховых взносов ожидали прежде всего законодательного акта, связанного со снижением тарифов. Однако законодатели, работая над этим вопросом, подкорректировали и ряд других важных положений не только в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Изменениям подверглись и другие законодательные акты: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты.

Необходимо также напомнить, что с 01.01.2012 вступили в силу изменения, внесенные в Закон N 212-ФЗ Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ (в ред. от 28.11.2011). Эти изменения касаются всех статей Закона N 212-ФЗ (ст. ст. 1, 3, 12, 14, 15, 16, 58), в которых упоминались территориальные фонды обязательного медицинского страхования. С 1 января 2012 г. указанные фонды упразднены, поэтому плательщики страховых взносов будут уплачивать взносы, связанные с обязательным медицинским страхованием только в Федеральный фонд ОМС по тарифу 5,1%.

Итак, прежде всего рассмотрим ряд изменений, внесенных Законом N 379-ФЗ в Закон N 212-ФЗ.

Общие вопросы исчисления страховых взносов

Законодатели устранили пробел, существовавший в ст. 5 Закона N 212-ФЗ при определении категории страхователей, уплачивающих страховые взносы "за себя". В старой редакции Закона к категории плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, относились только индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В действующей редакции в этот перечень включены "иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой". К этой категории относятся частные детективы, главы крестьянско-фермерских хозяйств.

Уточнена редакция ст. 7 Закона N 212-ФЗ в части определения объектами обложения страховыми взносами выплат и вознаграждений авторам. Так, если выплата осуществляется по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, то к объекту обложения она относится только в том случае, если осуществляется в пользу авторов произведений. Кроме того, внесено дополнение, подчеркивающее, что к объекту обложения относятся в т.ч. вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).

Порядок определения базы начисления страховых взносов установлен ст. 8 Закона N 212-ФЗ. До 1 января 2012 г. для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливалась в сумме, ограниченной предельным размером. В 2010 г. этот размер составлял 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, в 2011 - 463 000 руб. На 2012 г. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 установлено, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, подлежит индексации с 1 января 2012 г. в 1,1048 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Таким образом, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации, в соответствии с указанным Постановлением, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2012 г.

В старой редакции Закона N 212-ФЗ было четко определено, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих предельный размер, страховые взносы не взимаются. В действующей редакции данное положение ст. 8 Закона N 212-ФЗ дополнено: "если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом". Новая редакция Закона N 212-ФЗ предусматривает обложение страховыми взносами сумм, превышающих предельный размер. Такое положение установлено на 2012 - 2013 гг. ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ. Плательщики страховых взносов по общему тарифу обязаны уплачивать страховые взносы с сумм, превышающих предельный размер базы только в Пенсионный фонд РФ, по тарифу 10%.

Электронный документооборот

Следует обратить внимание также на изменения, внесенные в ряд статей Закона N 212-ФЗ, которые будут способствовать развитию электронного документооборота между плательщиками страховых взносов и органами контроля, сокращению временного лага, связанного с получением документов от органов внебюджетных фондов и снижению затрат, связанных с информированием плательщиков о различных действиях, совершаемых контрольными органами. В старой редакции Закона N 212-ФЗ при осуществлении различных формализованных процедур, связанных с обязанностью органа контроля обеспечить направление документа плательщику, были предусмотрены два способа вручения: лично под расписку руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) либо иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. При этом практически во всех случаях в Законе была установлена презумпция получения соответствующего документа в том случае, если он был направлен заказным письмом. Так, ч. 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ предусматривала, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Изменения, внесенные в ст. ст. 19, 22, 37, 38, 39 Закона N 212-ФЗ позволяют начиная с 1 января 2012 г. передавать плательщикам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следующие виды документов:

Вместе с тем поскольку форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов всех вышеперечисленных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов, практической реализации новых правил можно ожидать только после появления соответствующих подзаконных нормативных актов.

Особо следует отметить, что вслед за налоговым законодательством в Закон N 212-ФЗ внесены изменения, направленные на создание электронного документооборота между органами внебюджетных фондов и банками. Так, ч. 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ в новой редакции предусматривает, что поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в т.ч. в электронном виде. Порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде устанавливается Центральным банком РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ. Осуществление электронного документооборота между банками и органами внебюджетных фондов, безусловно, приведет к более оперативной реализации права на бесспорное взыскание денежных средств со счетов плательщиков.

Необходимо обратить внимание и на изменения, внесенные в ч. 2 ст. 37 Закона N 212-ФЗ, регламентирующую порядок представления документов плательщиком по требованию органа контроля. Эта норма в новой редакции также предусматривает, что помимо личного представления истребуемых документов и направления документов по почте заказным письмом появился новый способ представления документов по требованию органа контроля за уплатой страховых взносов: документы могут быть переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Однако если первые два способа являются универсальными, то в электронном виде истребованные документы могут быть представлены в органы контроля только в случае, прямо предусмотренном ст. 37 Закона N 212-ФЗ: если истребуемые у плательщика страховых взносов документы составлены в электронном виде по установленным форматам, плательщик страховых взносов вправе направить их в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае форматы, порядок и условия направления требования о представлении документов, а также порядок и условия представления документов по требованию органа контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования РФ.

Тарифы страховых взносов

Общий размер тарифов на 2012 - 2013 гг. установлен ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ. Однако прежде чем говорить о размерах тарифов, необходимо обратить внимание, что распределение уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется в соответствии Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В данном Законе появились важные новеллы, а именно начиная с 2012 г. введены понятия солидарной и индивидуальной частей тарифа.

Солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, установлены следующие тарифы и их распределение (табл. 1).

Таблица 1

Тарифы страховых взносов и их распределение

   База для  
начисления
страховых
взносов
  Тариф  
страховых
взносов
в ПФР,
%
  На финансирование страховой  
части трудовой пенсии, %
На финансирование
накопительной
части трудовой
пенсии, %
    Для лиц    
1966 г. р.
и старше
    Для лиц    
1967 г. р.
и моложе
В пределах   
установленной
предельной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов
22       
22, из них:    
6 - солидарная
часть тарифа
страховых
взносов;
16 процентов -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
16, из них:    
6 - солидарная
часть тарифа
страховых
взносов;
10 процентов -
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
6 -              
индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов
Свыше        
установленной
предельной
величины базы
для
начисления
страховых
взносов
10       
10 - солидарная
часть тарифа
страховых
взносов
10 - солидарная
часть тарифа
страховых
взносов
0                

При этом тариф для уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 5,1%, в Фонд обязательного социального страхования РФ - 2,9%.

Обращаем внимание, что обязанность уплачивать страховые взносы с суммы базы для начисления страховых взносов, превышающей предельную величину, установлена только в отношении взносов в Пенсионный Фонд РФ. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд обязательного социального страхования РФ страховые взносы по вышеназванным тарифам уплачиваются только до достижения предельной величины базы.

Льготные тарифы страховых взносов

Существенные изменения внесены и в ст. 58 Закона N 212-ФЗ, предусматривающую право на применение пониженных тарифов. Изменения коснулись как размеров тарифов, так и в некоторых случаях порядка подтверждения права на их применение. Кроме того появились дополнительные категории льготников.

Так, право на применение пониженных тарифов в 2012 - 2013 гг. получили следующие категории плательщиков, ранее не пользовавшиеся пониженными тарифами (табл. 2):

Таблица 2

Категории плательщиков страховых взносов, имеющих право на пониженный тариф

   Норма  
            Категория плательщиков           
ПФР,
%
ФФОМС,
%
ФСС,
%
Статья 58:
Применяются пониженные тарифы страховых взносов для           
страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам:
Часть 2
1) для сельскохозяйственных                  
товаропроизводителей, отвечающих критериям,
указанным в ст. 346.2 Налогового кодекса
Российской Федерации, для организаций
народных художественных промыслов и семейных
(родовых) общин коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования;
2) для организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих единый
сельскохозяйственный налог;
3) для плательщиков страховых взносов,
производящих выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам, являющимся инвалидами I, II
или III группы, - в отношении указанных
выплат и вознаграждений,
для общественных организаций инвалидов,
для организаций, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов и в которых
среднесписочная численность инвалидов
составляет не менее 50 процентов, а доля
заработной платы инвалидов в фонде оплаты
труда составляет не менее 25 процентов,
для учреждений, созданных для достижения
образовательных, культурных, лечебно-
оздоровительных, физкультурно-спортивных,
научных, информационных и иных социальных
целей, а также для оказания правовой и иной
помощи инвалидам, детям-инвалидам и их
родителям (иным законным представителям),
единственными собственниками имущества
которых являются общественные организации
инвалидов, за исключением плательщиков
страховых взносов, занимающихся
производством и (или) реализацией
подакцизных товаров, минерального сырья,
других полезных ископаемых, а также иных
товаров в соответствии с Перечнем,
утверждаемым Правительством Российской
Федерации по представлению общероссийских
общественных организаций инвалидов
16  
  2,3 
 1,9
Часть 3
4) для хозяйственных обществ, созданных после
13 августа 2009 г. бюджетными научными
учреждениями в соответствии с Федеральным
законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-технической политике"
и образовательными учреждениями высшего
профессионального образования в соответствии
с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ
"О высшем и послевузовском профессиональном
образовании";
5) для организаций и индивидуальных
предпринимателей, заключивших с органами
управления особыми экономическими зонами
соглашения об осуществлении технико-
внедренческой деятельности и производящих
выплаты физическим лицам, работающим
в технико-внедренческой особой экономической
зоне или промышленно-производственной особой
экономической зоне, для организаций и
индивидуальных предпринимателей, заключивших
соглашения об осуществлении туристско-
рекреационной деятельности и производящих
выплаты физическим лицам, работающим
в туристско-рекреационных особых
экономических зонах, объединенных решением
Правительства Российской Федерации в кластер;
6) для организаций, осуществляющих
деятельность в области информационных
технологий (за исключением организаций,
заключивших с органами управления особыми
экономическими зонами соглашения
об осуществлении технико-внедренческой
деятельности и производящих выплаты
физическим лицам, работающим в технико-
внедренческой особой экономической зоне
или промышленно-производственной особой
экономической зоне), которыми признаются
российские организации, осуществляющие
разработку и реализацию разработанных ими
программ для ЭВМ, баз данных на материальном
носителе или в электронном виде по каналам
связи независимо от вида договора и (или)
оказывающие услуги (выполняющие работы)
по разработке, адаптации, модификации
программ для ЭВМ, баз данных (программных
средств и информационных продуктов
вычислительной техники), установке,
тестированию и сопровождению программ
для ЭВМ, баз данных
 8  
  4   
 2,0
Часть 3.1
7) для плательщиков страховых взносов -      
российских организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
производство, выпуск в свет (в эфир) и (или)
издание средств массовой информации
(за исключением средств массовой информации,
специализирующихся на сообщениях и материалах
рекламного и (или) эротического характера),
в том числе в электронном виде, основным
видом экономической деятельности которых
является:
а) деятельность в области организации отдыха
и развлечений, культуры и спорта - в части
деятельности в области радиовещания
и телевещания или деятельности информационных
агентств;
б) издательская и полиграфическая
деятельность, тиражирование записанных
носителей информации - в части издания газет
или журналов и периодических публикаций,
в том числе интерактивных публикаций
20,8
  3,3 
 2,0
Часть 3.4
8) для организаций и индивидуальных          
предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения, основным видом
экономической деятельности (классифицируемым
в соответствии с Общероссийским
классификатором видов экономической
деятельности) являются: перечень
в пп. "а" - "я.10" п. 8 ч. 1
20  
  0   
 0  
Часть 3.3
9) для плательщиков страховых взносов,       
производящих выплаты и иные вознаграждения
членам экипажей судов, зарегистрированных
в Российском международном реестре судов,
за исполнение трудовых обязанностей члена
экипажа судна, - в отношении указанных выплат
и вознаграждений
 0  
  0   
 0  
Часть 3.4
10) для аптечных организаций, признаваемых   
таковыми в соответствии с Федеральным законом
от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении
лекарственных средств" и уплачивающих единый
налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, а также для индивидуальных
предпринимателей, имеющих лицензию на
фармацевтическую деятельность и уплачивающих
единый налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, в отношении выплат
и вознаграждений, производимых физическим
лицам в связи с осуществлением
фармацевтической деятельности
20  
  0   
 0  
Часть 3.4
11) для некоммерческих организаций           
(за исключением государственных
(муниципальных) учреждений),
зарегистрированных в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке, применяющих упрощенную систему
налогообложения и осуществляющих
в соответствии с учредительными документами
деятельность в области социального
обслуживания населения, научных исследований
и разработок, образования, здравоохранения,
культуры и искусства (деятельность театров,
библиотек, музеев и архивов) и массового
спорта (за исключением профессионального),
с учетом особенностей, установленных
ч. 5.1 - 5.3 настоящей статьи
20  
  0   
 0  
Часть 3.4
12) для благотворительных организаций,       
зарегистрированных в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке и применяющих упрощенную систему
налогообложения
20  
  0   
 0  
Часть 3.5
13) для организаций, оказывающих             
инжиниринговые услуги, за исключением
организаций, заключивших с органами
управления особыми экономическими зонами
соглашения об осуществлении технико-
внедренческой деятельности. К инжиниринговым
услугам относятся инженерно-консультационные
услуги по подготовке процесса производства
и реализации продукции (работ, услуг),
подготовке строительства и эксплуатации
промышленных, инфраструктурных,
сельскохозяйственных и других объектов,
предпроектные и проектные услуги (подготовка
технико-экономических обоснований, проектно-
конструкторские разработки и другие подобные
услуги)
22  
  5,1 
 2,9

Уточнены положения, регламентирующие возможность применения пониженных тарифов плательщиками страховых взносов - российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации. В ранее действующей редакции Закона N 212-ФЗ не был четко определен момент, начиная с которого эта категория плательщиков может использовать льготный тариф. В действующей редакции этот момент четко определен: право применять установленные ч. 3.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов появляется у данной категории с месяца включения их в реестр плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации.

Существенные изменения внесены в понятие "организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий". Таковыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. Напомним, что в ранее действующей редакции для признания организации осуществляющей деятельность в области информационных технологий, не имело значение реализацию каких программ либо иных продуктов производит данная организация: собственных (разработанных данной организацией) либо чужих.

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в ст. 57 Закона N 212-ФЗ снижена средняя численность работников организаций данной категории при определении права на применение пониженного тарифа. Ранее было установлено, что этот показатель должен быть равен 50, в действующей редакции он составляет не менее 30 человек.

Предусмотрены некоторые изменения и для такой категории плательщиков, как организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются прямо поименованные в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Перечень видов деятельности дополнен тремя новыми пп. "я.8", "я.9", "я.10":

Кроме того, более широко обозначен вид деятельности, предусмотренный пп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58, - транспорт и связь.

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Особое внимание на размеры тарифов и сумму страховых взносов, подлежащую уплате в 2012 г., следует обратить плательщикам страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам. К этой категории в соответствии со ст. 5 Закона N 212-ФЗ относятся индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, тарифы снижены, то для индивидуальных предпринимателей и иных плательщиков, уплачивающих страховые взносы "за себя", тарифы остались неизменными, при этом общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате в 2012 г., возрастет в связи со следующим.

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 01.06.2011 N 106-ФЗ) установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 г. в сумме 4611 руб. в месяц. Следовательно, стоимость страхового года в 2012 г. для данной категории плательщиков составляет 55 332 руб. (4611 x 12).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (изменения вступают в силу с 01.01.2012) в 2012 г. применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Следовательно, общая сумма страховых взносов, которую необходимо заплатить индивидуальным предпринимателям "за себя", составляет 17 208,24 руб. (в Пенсионный фонд РФ - 14 386,32 руб., в ФФОМС - 2821,92 руб.). Несмотря на то что Законом N 212-ФЗ не предусмотрена обязанность уплачивать страховые взносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года поквартально либо помесячно, учитывая значительность суммы, рекомендуем данной категории рассмотреть именно такую периодичность уплаты. В этом случае нагрузка будет не такой существенной, как при единовременной уплате (табл. 3).

Таблица 3

         Период         
       ПФР       
      ФФОМС     
     Итого   
год                     
    14 386,32    
    2 821,92    
  17 208,24  
квартал                 
     3 596,58    
      705,48    
   4 302,06  
месяц                   
     1 198,86    
      235,16    
   1 434,02  

Вместе с тем Законом N 379-ФЗ для данной категории плательщиков предусмотрены и приятные изменения, а именно действующая редакция ст. 16 Закона N 212-ФЗ не устанавливает обязанности представлять ежегодную отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам. Обязанность представлять отчетность во внебюджетные фонды осталась только у глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует отметить, что аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В соответствии с изменениями, внесенными в ст. ст. 8, 11, 17 Закона N 27-ФЗ, упразднена обязанность индивидуальных предпринимателей и иных лиц, уплачивающих страховые взносы только "за себя", представлять индивидуальные сведения персонифицированного учета в ПФР.

Новая категория застрахованных лиц

Следует отметить, что Законом N 379-ФЗ к категории застрахованных лиц отнесены: иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. В связи с этим начиная с 2012 г. страхователи обязаны будут уплачивать страховые взносы на суммы выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства временно пребывающих на территории России. Соответствующие изменения внесены в п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. При этом в соответствии со ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ страхователи в отношении данной категории застрахованных лиц уплачивают страховые взносы по установленному тарифу, на финансирование страховой части трудовой пенсии независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Иначе говоря, независимо от возраста таких лиц права на пенсионные накопления они не имеют. Вся сумма страховых взносов уплачивается только на страховую часть пенсии.

Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах

Подвергся изменениям и ряд статей, предусматривающих ответственность за совершение нарушений законодательства о страховых взносах.

Изменения в ст. 46 Закона N 212-ФЗ корректируют не только размеры штрафов за нарушения, связанные со сроками представления отчетности, но и сами признаки состава правонарушения. В старой редакции квалификация деяния, совершенного плательщиком страховых взносов, зависела от длительности непредставления расчета по страховым взносам: ч. 1 предусматривала ответственность, если срок представления отчетности был нарушен менее чем на 180 дней, ч. 2 - если длительность нарушения составляла более 180 дней.

В новой редакции эта градация упразднена. Ответственность за нарушение срока представления отчетности установлена только ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ. Длительность нарушения будет влиять теперь только на размер штрафа.

Кроме того, более четко прописан порядок определения суммы штрафа: он составляет 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Итак, во-первых, в отличие от предыдущей редакции четко установлено, что для определения размера штрафа имеет значение не сумма, подлежащая уплате (доплате), а сумма начисленная. Во-вторых, имеют значения начисления только за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, а не за отчетный (расчетный) период (т.е. I квартал, I полугодие, 9 месяцев и календарный год соответственно). В-третьих, максимальный размер штрафа, даже если длительность нарушения превышает полгода, составляет 30%. В-четвертых, минимальный размер штрафа за нарушение срока представления отчетности повышен до 1000 руб.

Частью 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ введена ответственность за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных этим Законом. Таким образом, если раньше плательщик страховых взносов, имеющий численность, превышающую 50 человек, при представлении отчетности на бумажном носителе не мог быть привлечен к ответственности, то в 2012 г. с такого плательщика будет взыскан штраф в размере 200 руб.

Появилась и ответственность за нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). За такое нарушение плательщик будет привлекаться к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

Повышен размер ответственности, установленной ст. 48 Закона N 212-ФЗ за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов. Такое нарушение в 2012 г. приведет к привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Изменения в Федеральном законе N 155-ФЗ

Плательщикам дополнительных взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", необходимо обратить внимание на следующие изменения, внесенные в этот Закон Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2011 (см. табл. 4).

Таблица 4

 Статья 
Закона
N 155-ФЗ
Редакция от 23.12.2010    
Редакция от 03.12.2011     
(вступила в силу с 01.01.2012)
Часть 1
ст. 4.1
Контроль за правильностью      
начисления и уплатой взносов,
вынесение решения
по результатам рассмотрения
материалов такого контроля,
применение способов,
обеспечивающих исполнение
плательщиками взносов
обязанности по уплате взносов,
направление плательщикам
взносов требований об уплате
взносов, соответствующих пеней
и штрафов, а также взыскание
недоимки по взносам,
соответствующих пеней и штрафов
осуществляются территориальными
органами Пенсионного фонда
Российской Федерации в порядке,
аналогичном порядку,
определенному Федеральным
законом "О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального
страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского
страхования и территориальные
фонды обязательного
медицинского страхования"
Контроль за правильностью       
начисления и уплатой взносов,
вынесение решения по результатам
рассмотрения материалов такого
контроля, применение способов,
обеспечивающих исполнение
плательщиками взносов
обязанности по уплате взносов,
направление плательщикам
взносов требований об уплате
взносов, соответствующих пеней
и штрафов, а также взыскание
недоимки по взносам,
соответствующих пеней и
штрафов, списание безнадежных
долгов по взносам осуществляются
территориальными органами
Пенсионного фонда Российской
Федерации в порядке, аналогичном
порядку, определенному
Федеральным законом "О страховых
взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд
социального страхования
Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
и территориальные фонды
обязательного медицинского
страхования"
Часть 2
ст. 4.2
Непредставление плательщиком   
взносов в установленный ст. 4
настоящего Федерального закона
срок расчета по начисленным и
уплаченным в Пенсионный фонд
Российской Федерации взносам,
уплачиваемым плательщиками
взносов в территориальный
орган Пенсионного фонда
Российской Федерации, влечет
взыскание штрафа в размере 5%
суммы взносов, подлежащей
уплате на основе этого расчета,
за каждый полный или неполный
месяц со дня, установленного
для представления такого
расчета, но не более 30%
указанной суммы и не менее
100 руб.
Непредставление плательщиком    
взносов в установленный
настоящим Федеральным законом
срок расчета по начисленным и
уплаченным взносам в Пенсионный
фонд Российской Федерации
по месту учета влечет взыскание
штрафа в размере 5% суммы
взносов, начисленной к уплате
за последние три месяца
отчетного (расчетного) периода,
за каждый полный или неполный
месяц со дня, установленного для
его представления, но не более
30% указанной суммы и не менее
1000 руб.
Часть 3
ст. 4.2
Непредставление плательщиком   
взносов в установленный ст. 4
настоящего Федерального закона
срок расчета, отражающего
данные об исчисленных и
уплаченных суммах ежемесячных
платежей по взносам, влечет
взыскание штрафа в размере
50 руб. за каждый такой
непредставленный расчет
Отказ плательщика взносов от    
представления или
непредставление им
в установленный настоящим
Федеральным законом срок
в территориальные органы
Пенсионного фонда Российской
Федерации документов (копий
документов), необходимых для
осуществления контроля
за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) взносов,
влекут взыскание штрафа
в размере 200 руб. за каждый
непредставленный документ

"Выплатной Закон"

Необходимо также обратить внимание на еще один Закон, принятый в конце 2011 г., который будет иметь важное значение для большого количества граждан нашей страны. Это Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". В прессе он уже получил название "выплатной Закон".

Именно благодаря данному документу начиная с 1 июля 2012 г. российские пенсионеры, имеющие право на получение накопительной части пенсии, смогут получать соответствующие выплаты средств пенсионных накоплений. С этой целью Закон устанавливает организационные, правовые и финансово-экономические основы финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, единовременных выплат, а также накопительной пенсии за счет средств пенсионных накоплений.

Такие выплаты будут осуществлять как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, где гражданин формировал свои пенсионные накопления.

Закон N 360-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2012 г., за исключением отдельных его положений, для которых установлен более ранний срок. Однако несмотря на то что данный Закон вступает в силу с 1 июля 2012 г., положения, которые касаются получения срочной пенсионной выплаты и накопительной части трудовой пенсии по старости, распространяются на граждан, имеющих право на получение накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г.

В соответствии с Законом N 360-ФЗ существует несколько видов выплат средств пенсионных накоплений:

единовременная;

срочная;

выплата в виде накопительной части трудовой пенсии по старости.

Если накопительная часть пенсии гражданина составляет 5% и менее по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости, он имеет право получить все свои пенсионные накопления единовременно. К таким гражданам относятся мужчины 1953 - 1966 года рождения и женщины 1957 - 1966 года рождения. Поскольку в отношении этой категории застрахованных лиц уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии только в течение 2002 - 2004 гг.

Право на единовременную выплату имеют и граждане, получающие социальную пенсию либо трудовую пенсию по инвалидности, либо пенсию по случаю потери кормильца, которые не приобрели права на трудовую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа (не менее пяти лет), но достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет).

Второй вариант возможного получения пенсионных накоплений - это срочная пенсионная выплата. Этот вид выплаты осуществляется только за счет средств дополнительных взносов на накопительную часть трудовой пенсии в рамках программы государственного софинансирования пенсии (взносы, как гражданина, так и государства), и средств материнского капитала, если мама - владелица сертификата на материнский капитал направила его средства на формирование своей пенсии.

Следовательно, источником формирования срочной пенсионной выплаты могут являться любые возможные поступления на накопительную часть трудовой пенсии и доход от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования.

Продолжительность такой пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее 10 лет.

При этом возможность получить свои пенсионные накопления и доход от их инвестирования в 10-летний срок, который почти в два раза меньше установленного Законом ожидаемого срока выплаты пенсии, делает наиболее привлекательным участие в программе государственного софинансирования пенсии.

Следует отметить, что "выплатной Закон" устранил одно из положений, вызывавших наибольшие опасения среди возможных участников программы государственного софинансирования пенсии. Ранее действовавшее законодательство не предполагало возможности наследования пенсионных накоплений в том случае, если пенсия уже была назначена и хотя бы один раз получена гражданином. Закон N 360-ФЗ устанавливает важную особенность срочной пенсионной выплаты: если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования будут выплачены только правопреемникам по сертификату на материнский капитал - отцу ребенка или непосредственно самому ребенку/детям.

Наконец, пенсионные накопления будут получать в наиболее привычном виде - в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2012 г. ее размер будет рассчитываться исходя из ожидаемого периода выплаты в 18 лет. Другими словами, чтобы получить ежемесячный размер выплаты накопительной части пенсии в 2012 г., надо общую сумму пенсионных накоплений (с учетом дохода от их инвестирования) поделить на 216 месяцев.

Законом N 360-ФЗ предусмотрено, что срочная пенсионная выплата и накопительная часть трудовой пенсии по старости будут ежегодно - 1 августа - корректироваться с учетом поступивших на накопительную часть пенсии взносов. Законодательство позволяет при определенных условиях варьировать срочную пенсионную выплату и выплату накопительной части пенсии по старости.

Так, если пенсионные накопления гражданина были сформированы за счет взносов работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования и за счет участия в программе государственного софинансирования пенсии (либо за счет средств материнского семейного капитала), гражданин может определить для себя один из нижеследующих вариантов получения выплат.

Первый вариант: получать всю сумму пенсионных накоплений в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. Второй вариант: часть накоплений, сформированную за счет взносов работодателя, бессрочно получать в виде накопительной части трудовой пенсии по старости.

При этом другую часть накоплений, сформированную за счет взносов от участия в программе государственного софинансирования и средства материнского капитала, возможно получать в виде срочной пенсионной выплаты, самостоятельно определив ее срок, но не менее 10 лет. Право выбора наиболее выгодного для себя варианта получения пенсионных накоплений принадлежит гражданину.

В связи изменениями в законодательстве Пенсионный фонд РФ активно проводит организационные и подготовительные мероприятия для осуществления со второго полугодия 2012 г. выплат средств пенсионных накоплений граждан, у которых возникло право на их получение.

Автор полагает, что произведенные законодателем изменения станут стимулом для участия в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений и помогут активной и социально ответственной части населения реально увеличить размер своей будущей пенсии.

Е.Алтухова

Начальник юридического отдела

Управления Пенсионного фонда РФ

г. Томска