Мудрый Экономист

Особенности правового статуса центрального депозитария

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2012, N 1

С 1 января 2012 г. в России вступил в действие Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии". В финансовых кругах полагают, что этот правовой документ будет содействовать обеспечению защиты прав собственности на ценные бумаги, повышению ликвидности российского рынка ценных бумаг и активизации первичного размещения ценных бумаг российскими эмитентами.

В связи с формированием правовой базы для создания международного финансового центра в России в последнее время повысилась актуальность вопроса о необходимости введения в действие Федерального закона о центральном депозитарии.

К сожалению, соответствующий законопроект, внесенный в Государственную Думу депутатом В.М. Резником еще в 2007 г., в течение нескольких лет не мог пройти стадию второго чтения из-за противодействия мощного лобби. Дело в том, что этот законопроект предусматривал существенное изменение сложившейся системы распределения бизнеса между регистраторами, депозитариями и иностранными участниками. По информации заместителя председателя Банка России С.А. Швецова, представителям лобби удавалось неоднократно торпедировать принятие Закона о центральном депозитарии, подменяя необходимые положения этого правового акта какими-то техническими поправками в действующее законодательство и сводя все к многочисленным дискуссиям. Вот почему состоявшееся в ноябре 2011 г. принятие Закона российским парламентом было воспринято многими в финансовых кругах страны как законотворческий прорыв.

Что же принципиально нового внес принятый правовой акт в действующее законодательство?

Прежде всего, Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (далее - Закон N 414-ФЗ) наконец-то, завершая многолетние споры, установил особенности правового положения и деятельности центрального депозитария, порядок присвоения ему статуса центрального депозитария, а также особенности государственного контроля и надзора за его деятельностью.

В соответствии с Законом центральным депозитарием может являться только акционерное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем статус центрального депозитария может быть присвоен только тому акционерному обществу, которое является небанковской кредитной организацией, имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг и осуществляет функции расчетного депозитария не менее трех лет.

Принципиально важно то правовое обстоятельство, что новый Федеральный закон установил принцип единственности центрального депозитария. Ведь, как полагают аналитики, по сути, просто абсурдна система, построенная не на одном, а на нескольких центральных депозитариях, то есть на множественности мест финализации расчетов. Эта множественность требует больших издержек, создания множественности техцентров. Центральный же депозитарий должен, с одной стороны, достаточно жестко регулироваться участниками по тарифам, а с другой стороны - за счет эффекта масштаба снижать сроки выхода новых продуктов и стоимость этих продуктов для участников.

Акционерами центрального депозитария могут быть российские юридические лица, являющиеся управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организаторами торговли и клиринговыми организациями <1>.

<1> Требования к акционерам центрального депозитария изложены в ст. 4 Закона N 414-ФЗ.

Предусмотрено широкое поле деятельности

Согласно Федеральному закону центральный депозитарий будет осуществлять депозитарную деятельность в полном масштабе, в том числе деятельность расчетного депозитария, открывать и вести счета депо для учета прав на ценные бумаги, содействовать осуществлению прав по ценным бумагам.

Кроме того, центральный депозитарий наделен правом осуществлять клиринговую деятельность, присваивать международные идентификационные коды российским ценным бумагам, оказывать услуги по раскрытию информации эмитентами, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов и иными лицами.

Центральный депозитарий вправе осуществлять также банковские операции и сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности с учетом ограничений, установленных Законом N 414-ФЗ.

Что касается ограничений деятельности центрального депозитария, согласно Закону он не вправе осуществлять следующие действия:

В соответствии с Законом центральный депозитарий получил исключительное право открывать лицевые счета номинального держателя в реестрах акций в случае, если по ним зарегистрирован проспект ценных бумаг. То есть реестры теперь должны учитывать только собственников, а также центральный депозитарий как номинального держателя. В этих реестрах, в которых открыт лицевой счет номинального держателя центрального депозитария, не могут быть открыты иные лицевые счета номинального держателя. Такая система позволит центральному депозитарию сформировать достаточно большой пул ценных бумаг, которые можно в автоматическом режиме предоставлять клиринговым организациям взаймы для закрытия кассовых разрывов при исполнении сделок как на биржах, так и вне бирж, что позволит уйти от стопроцентного преддепонирования по торговле и перейти к устоявшейся и достаточно надежной системе расчетов по широкому спектру ценных бумаг.

В частности, следует отметить, что лицевой счет номинального держателя центрального депозитария открывается в реестре владельцев ценных бумаг эмитента, обязанного осуществлять раскрытие информации в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в т.ч. в случае регистрации проспекта ценных бумаг), а также в реестре владельцев инвестиционных паев или ипотечных сертификатов участия, если предусмотрена возможность обращения таких ценных бумаг на организованных торгах.

Что касается счетов депо владельцев ценных бумаг, то согласно Закону центральный депозитарий открывает их следующим субъектам:

  1. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или организаций;
  2. Банку России;
  3. профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
  4. управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  5. иным лицам при условии, что полномочия по подаче поручений на проведение операций по соответствующему счету депо предоставлены профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

Счета депо иностранного номинального держателя центральный депозитарий открывает иностранным организациям, включенным в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, которые являются международными централизованными системами учета прав на ценные бумаги или центральными депозитариями и осуществляют расчеты либо клиринг по ценным бумагам по результатам торгов на иностранных фондовых биржах.

В целях обеспечения окончательности записей по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария в реестре Законом установлена обязательная сверка записей центрального депозитария и лица, осуществляющего ведение реестра. Положение о сверке предусматривает, что при каждой операции с ценными бумагами по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария, а в случае, если в течение дня указанных операций не проводилось, не реже одного раза в день во время, определенное условиями осуществления депозитарной деятельности, центральный депозитарий и лицо, осуществляющее ведение реестра, должны проводить сверку записей о количестве ценных бумаг на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария. Центральный депозитарий при осуществлении сверки записей должен установить соответствие количества ценных бумаг на всех счетах депо, которые он ведет, количеству ценных бумаг на лицевом счете номинального держателя центрального депозитария в реестре.

В случае выявления несоответствий при проведении сверки записей исправление ошибочных записей по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария выполняется лицом, осуществляющим ведение реестра, только с согласия центрального депозитария.

Записи по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария, совершенные при исполнении операций в реестре без проведения сверки записей и (или) при наличии выявленных несоответствий, не имеют юридической силы и не влекут юридических последствий, включая все последующие записи в реестре. При этом лица, на лицевые счета или счета депо которых были зачислены ценные бумаги, не признаются добросовестными приобретателями и не могут быть включены в список лиц, осуществляющих права по этим ценным бумагам.

В случае неустранения выявленных при проведении сверки записей несоответствий по лицевому счету номинального держателя центрального депозитария правильными признаются данные по результатам предыдущей сверки записей.

По мнению парламентских аналитиков, несомненным достоинством Закона N 414-ФЗ является то, что он обеспечил приоритет записи в центральном депозитарии. Центральный депозитарий - это то место, где право собственности должно быть абсолютно защищено. И что бы и где бы ни случилось, если у вас есть запись в центральном депозитарии, вы должны быть допущены до голосования на собраниях акционеров, до получения дивидендов и процентных выплат и ваше право собственности никак не может быть ущемлено. Сегодня такие права можно получить в реестрах, которых у нас достаточно много. А создание центрального депозитария позволяет сконцентрировать ликвидность в одном месте и существенным образом снизить издержки участников на проведение транзакций.

Мировой опыт и отечественные реалии

В процессе работы над текстом Закона участниками этого процесса большое внимание было уделено содержанию правовых норм, регулирующих деятельность органов управления центральным депозитарием. При этом в ходе процедур согласования представители парламента и исполнительной власти учитывали как мировой опыт, так и реалии отечественного финансового рынка. В результате они, похоже, пришли к выводу, что в интересах оптимального сочетания эффективности управления и ответственности руководителей в центральном депозитарии должны быть сформированы следующие органы управления: совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган <1>.

<1> Требования к лицам, входящим в состав органа управления центрального депозитария, изложены в ст. 5 Закона N 414-ФЗ.

Примечание. В случае использования центральным депозитарием усиленной квалифицированной электронной подписи в своей системе электронного взаимодействия он обязан использовать не менее двух удостоверяющих центров, один из которых не должен являться его аффилированным лицом.

Вполне понятно, что российский финансовый рынок, как и финансовый рынок любой другой уважающей себя страны, заинтересован не только в эффективной работе центрального депозитария, но и в стабильности его деятельности. Вот почему в Законе большое место занимают правовые нормы, направленные на предотвращение банкротства центрального депозитария.

В связи с этим прежде всего обращает на себя внимание статья Закона, регламентирующая внутренний контроль в центральном депозитарии. Согласно ей центральный депозитарий обязан организовать контроль за соответствием осуществляемой им деятельности требованиям Закона N 414-ФЗ и принятых предусмотренных им правовых документов.

Для организации и осуществления внутреннего контроля центральный депозитарий обязан назначить контролера и (или) сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от нее решением совета директоров (наблюдательного совета). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен совету директоров (наблюдательному совету).

Порядок осуществления внутреннего контроля устанавливается внутренними документами центрального депозитария. Требования к указанным документам устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.

Не менее важна и норма, в соответствии с которой центральный депозитарий обязан организовать управление рисками, связанными с осуществлением его деятельности, которое должно соответствовать объему и характеру совершаемых им операций. Для этого центральный депозитарий обязан утвердить соответствующие правила управления рисками, назначить должностное лицо, ответственное за управление такими рисками, и (или) сформировать соответствующее отдельное структурное подразделение.

Правила управления рисками должны, в частности, определять меры, направленные на снижение рисков, возникающих при совмещении деятельности центрального депозитария с иными видами деятельности, а также меры, принимаемые в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности центрального депозитария.

На предотвращение банкротства центрального депозитария направлены и положение Закона, согласно которому минимальный размер собственных средств центрального депозитария должен составлять не менее четырех миллиардов рублей, и норма о праве центрального депозитария страховать риск ответственности за нарушение обязанностей по депозитарному договору.

В статье Закона N 414-ФЗ об отчетности центрального депозитария зафиксировано положение о том, что аудитором центрального депозитария не может являться его аффилированное лицо.

А в статье об операционном аудите зафиксировано положение, согласно которому центральный депозитарий не реже одного раза в два года должен проводить операционный аудит в соответствии с международными стандартами по системам контроля сервисных организаций.

Наконец, на обеспечение стабильности в деятельности центрального депозитария направлена и статья Закона об ограничениях по реорганизации и ликвидации этого учреждения. Согласно этой статье реорганизация центрального депозитария допускается только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и Банка России. Порядок и сроки получения такого разрешения устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Банком России.

Сам же центральный депозитарий не вправе принять решение о добровольной ликвидации.

Видимо, учитывая негативный опыт западных финансовых рынков, а также наметившуюся на мировом рынке тенденцию к укреплению финансовой дисциплины, российские законодатели наделили федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по регулированию, контролю и надзору в отношении деятельности центрального депозитария весьма серьезными полномочиями. В соответствии с Законом он не только регулирует деятельность центрального депозитария, но также принимает нормативные правовые акты, устанавливающие требования к деятельности этого учреждения.

В связи с принятием Закона N 414-ФЗ члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности с удовлетворением отметили и то обстоятельство, что согласно этому Закону сведения о лице, которому открыт счет депо в центральном депозитарии, и информация о счете, включая операции по нему, могут быть предоставлены органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики.

Кроме того, согласно Закону центральный депозитарий вправе открывать в иностранных организациях, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ), счет для учета прав на ценные бумаги.

Эти законодательные меры также будут содействовать стабильности в деятельности центрального депозитария.

И.Е.Смирнов

Издательский дом

"Регламент-Медиа"