Мудрый Экономист

Изменения в порядке и условиях налогового контроля за ценой сделки. Что следует предпринять руководству налогоплательщика

"Налоги" (газета), 2012, N 6

С 1 января 2012 г. вступили в силу положения Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).

Данный Закон предусматривает, что с 01.01.2012 нормы ст. 40 НК РФ и связанной с ней ст. 20 НК РФ, ранее регулировавшие налоговый контроль за ценой сделок, фактически прекращают свое действие.

Вместо них в Налоговый кодекс вводится новый разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании", состоящий из 6 глав и 25 статей.

Таким образом, с 1 января 2012 г. налоговый контроль за ценой совершенных налогоплательщиком сделок будет осуществляться исключительно по правилам, в случаях и на условиях, предусмотренных вновь введенным разд. V.1 НК РФ.

Обратите внимание! Под налоговый контроль по новым правилам подпадают не только сделки, заключенные после 01.01.2012, но и сделки, заключенные в более ранний период, если доходы или расходы по ним (в т.ч. частично) подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль после 31.12.2011 (п. п. 5 и 6 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).

До 01.01.2012 главным критерием контроля цены сделок являлось отклонение цены сделки от рыночной цены более чем на 20% от уровня рыночных цен в большую или меньшую сторону (п. п. 2 и 3 ст. 40 НК РФ). В результате по любой сделке с отклонением от рыночных цен, независимо от ее размера, предмета и наличия взаимозависимости сторон сделки, имелись налоговые риски в виде доначисления налогов исходя из среднерыночных цен. Вместе с тем на практике доначисление по ст. 40 НК РФ ввиду неясности порядка ее применения было достаточно редким явлением. Таким образом, ст. 40 НК РФ были недовольны как бизнес, так и налоговые органы.

В результате правила контроля за ценами сделок были кардинально пересмотрены и в целом приведены во вступающем в действие разд. V.1 НК РФ к общемировой практике.

С 01.01.2012 такой критерий контроля, как отклонение от рыночной цены на 20%, перестает применяться, на смену ему пришло понятие "коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми (рыночные цены)" (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

Таким образом, по исполняемым в 2012 г. и последующие годы сделкам любое отклонение от рыночной цены может повлечь за собой дополнительные налоговые начисления с суммы дохода, который мог быть получен одной из сторон сделки, но не был ею получен вследствие применения цены, отличной от рыночной. Доначисление будет производиться путем пересчета обязательств сторон сделки исходя из рыночной цены.

При этом налоговый контроль за ценой сделки возможен лишь в исключительных случаях, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ. В любых иных случаях налоговый орган (уполномоченный орган) не вправе оспаривать для целей налогообложения цену товаров, работ, услуг, указанную сторонами в сделке <1>.

<1> Вывод сделан по аналогии с применением ст. 40 НК РФ, см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9.

Установленные ограничения предполагают, что под налоговый контроль будет подпадать крайне ограниченное количество сделок. В первую очередь это внешнеторговые сделки, во вторую - сделки на территории РФ между взаимозависимыми лицами на значительные суммы (или осуществляемые в ситуации, позволяющей сэкономить значительные суммы налогов).

Как следствие, большая часть совершаемых налогоплательщиками сделок под налоговый контроль с 1 января 2011 г. вообще не подпадает. По крайней мере большинство компаний среднего и малого бизнеса выводятся из-под налогового контроля за ценой сделок совершенно точно.

Однако контроль в отношении сделок и компаний, которые под условия контроля за ценой сделок подпадают, значительно усиливается. Это и создание специализированного органа, отслеживающего подконтрольные сделки, и введение обязанности уведомлять обо всех подконтрольных сделках, и новые правила определения рыночных цен на интервальной основе, и повышенная ответственность за совершение нерыночных сделок и т.д.

И в первую очередь в зону риска попадают крупные промышленные группы и холдинги, а также экспортеры и компании, имеющие активы за рубежом.

В сложившейся ситуации весьма актуальным является вопрос о том, какие действия необходимо предпринять руководству налогоплательщика в связи с принятием нового порядка контроля за ценой сделок в целях максимального снижения возможных неблагоприятных последствий.

Такие действия можно условно разделить на два этапа.

Этап 1. Заключается в определении того, подпадают ли сделки конкретного налогоплательщика под налоговый контроль по новым правилам.

Чтобы это выяснить, налогоплательщику следует проанализировать планируемые к заключению и/или исполнению в 2012 г. сделки на наличие признаков подконтрольности.

Также не мешает провести анализ сделок, проведенных за 2 - 3 предшествующих года по принципу "если бы эти сделки были совершены в 2012 г., подпали бы они под налоговый контроль"? Это нужно, чтобы иметь картину того, могут ли возникнуть у налогоплательщика подконтрольные сделки в будущем и при каких условиях.

Установленные законом условия подконтрольности сделок следующие.

В соответствии со ст. 105.14 разд. V.1 НК РФ контролю подлежат сделки с взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки.

Сделки, подпадающие под контроль на соответствие рыночным ценам

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Контролируемые сделки (ст. 105.14 НК РФ) ¦
L-------------------------------------T------------------------------------
------------------------+-------------------¬
¦/ ¦/
--------------+--------------¬ ---------------+---------------¬
¦ Сделки между ¦ ¦Сделки, приравненные к сделкам¦
¦ взаимозависимыми лицами ¦ ¦ между взаимозависимыми лицами¦
L----------------------------- L-------------------------------

Схема 1

1. Сделки между взаимозависимыми лицами

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 105.1 НК РФ для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц. Перечень случаев взаимозависимости для целей налогового контроля за ценой сделки с 01.01.2012 подробно изложен в п. п. 1 - 6 ст. 105.1 НК РФ.

При этом суду предоставлено право признания лиц взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами позволяют говорить о наличии влияния на условия или результаты сделок или деятельности зависимого лица (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При применении данной нормы необходимо учитывать сложившуюся практику признания лиц взаимозависимыми по решению суда на основании п. 2 ст. 20 НК РФ: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.12.2003 N 441-О "право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок, в т.ч. в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом".

С учетом указанного конституционного толкования ч. 2 ст. 20 НК РФ дополнительно к прямо поименованным в ст. 105.1 НК РФ случаям взаимозависимости юридические и физические лица могут быть признаны взаимозависимыми по основаниям, перечисленным в ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также в ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Таким образом, применительно, в частности, к ОАО перечень взаимозависимых лиц в целях определения оснований для налогового контроля за ценой сделки будет совпадать со списком аффилированных лиц ОАО, подлежащим публикации в открытых источниках (на сайте). Для ООО перечень взаимозависимых лиц будет определяться схожим образом на основании ст. 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

1.1. Критерии налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами

Как следует из п. 2 ст. 105.14 НК РФ, налоговый контроль возможен в отношении не всех сделок между взаимозависимыми лицами. В отношении сделок между взаимозависимыми лицами на территории РФ предусмотрены следующие критерии налогового контроля:

<2> На 2012 - 2013 гг. порог контроля увеличен - 3 млрд руб. в 2012 г. и 2 млрд руб. в 2013-м (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
<3> Налог на добычу полезных ископаемых.
<4> На 2012 - 2013 гг. порог контроля увеличен - 100 млн руб. в 2012 г. и 800 млн руб. в 2013 г. (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
<5> Единый сельскохозяйственный налог.
<6> Единый налог на вмененный доход.
<7> Данная норма применяется с 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
<8> На 2012 - 2013 гг. порог контроля увеличен - 100 млн руб. в 2012 г. и 80 млн руб. в 2013 г. (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
<9> Особой экономической зоны.
<10> На 2012 - 2013 гг. порог контроля увеличен - 100 млн руб. в 2012 г. и 800 млн руб. в 2013 г. (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).

Что понимается под доходом по сделкам, на основании которого устанавливается минимальный порог для налогового контроля сделки?

В ст. 105.14 НК РФ применена формулировка "Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок)... за календарный год". При этом доход определяется по правилам гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Таким образом, порог контроля для обеих сторон сделки определяется исходя из совокупного годового размера доходов одной из сторон по сделке (получающей стороны) без учета произведенных расходов и без НДС <11>.

<11> Налог на добавленную стоимость.

Например, по поставке минимальный порог для налогового контроля в 2012 г. как для покупателя, так и для поставщика будет превышен, если в течение года по одному или нескольким связанным договорам будет осуществлена поставка товара на общую сумму более 3 млрд руб. (без НДС).

Следует учитывать, что при определении суммы доходов по сделкам орган контроля вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений гл. 14.2 и гл. 14.3 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). Таким образом, лимит должен определяться исходя из цен между невзаимозависимыми лицами в сопоставимых условиях.

То есть в рассмотренном случае с поставкой при расчете порога должна браться в расчет не цена, указанная сторонами сделки, а рыночная цена аналогичного товара. К примеру, если по условиям договора цена металла составила 10 тыс. руб. за тонну (без НДС), объем поставки составил 100 тыс. т, соответственно, общая сумма поставок по договору исходя из этой цены составила 1 млрд руб. Однако на рынке такой же металл торгуется по 50 тыс. руб. за тонну. Соответственно, цена сделки для определения порога подконтрольности составит 50 тыс. руб. x 100 тыс. т = 5 млрд руб. Таким образом, порог подконтрольности по рассмотренной сделке превышен, и сделка подлежит налоговому контролю.

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ минимальный порог для контроля над сделками взаимозависимых лиц установлен только в отношении сделок на территории РФ. Минимальный порог контроля, установленный для внешнеторговых сделок п. 7 ст. 105.14 НК РФ, касается только внешнеторговых сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами (сделок с биржевыми товарами и с офшорами). Таким образом, из совокупного анализа всех положений ст. 105.14 НК РФ следует, что любые внешнеторговые сделки на любую сумму между взаимозависимыми лицами подпадают под налоговый контроль по разд. V.1 НК РФ <12>.

<12> Возможна дальнейшая корректировка данного вывода судебной практикой или в разъяснениях ВАС РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами, подпадающие под контроль на соответствие рыночным ценам

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами ¦
L--------------------T-----------------------------------------------------
-----------+-----------¬
¦/ ¦/
----------+---------¬ -----------+----------------------------------------¬
¦ Все ¦ ¦ сделки на территории РФ (п. 2 ст. 105.14) ¦
¦внешнеэкономические¦ +----------------------------------------------------
¦ сделки! ¦ ¦ --------------------------------------------------¬
L-------------------- ¦ ¦ оборот по сделкам более 1 млрд руб. в год ¦
+-+ (3 млрд руб. в 2012 г., 2 млрд руб. в 2013 г.) ¦
¦ ¦ Есть исключения! ¦
¦ L--------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------¬
¦ ¦ одна из сторон сделки уплачивает НДПИ, оборот ¦
¦ ¦ по сделкам более 60 млн руб. в год ¦
¦ ¦ (80 и 100 млн руб. в 2012 г. и 2013 г.) ¦
¦ L--------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------¬
¦ ¦ одна из сторон сделки находится на ЕСХН ¦
+-+ или ЕНВД, оборот по сделке более 100 млн руб. ¦
¦ ¦ в год, после 2014 г. ¦
¦ L--------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------¬
¦ ¦ у одной из сторон сделки налог на прибыль 0% ¦
+-+ или освобождение, оборот по сделкам ¦
¦ ¦ более 60 млн руб. в год (80 и 100 млн руб. ¦
¦ ¦ в 2012 г. и 2013 г.) ¦
¦ L--------------------------------------------------
¦ --------------------------------------------------¬
¦ ¦ одна из сторон сделки - резидент ОЭЗ, оборот ¦
L-+ по сделкам более 60 млн руб. в год ¦
¦ (80 и 100 млн руб. в 2012 г. и 2013 г.) ¦
L--------------------------------------------------

Схема 2

1.2. Не подлежащие контролю сделки между взаимозависимыми лицами

Пунктом 4 ст. 105.14 НК РФ установлено исключение из общего правила - сделки между взаимозависимыми лицами, которые даже при наличии предусмотренных критериев для налогового контроля (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) под такой контроль не подпадают.

Это сделки между участниками одной консолидированной группы <13> (пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ) и сделки, годовая сумма доходов по которым превышает 1 млрд руб., однако сторонами такой сделки являются лица, одновременно отвечающие следующим условиям. Они:

<13> Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" в настоящее время рассмотрен Государственной Думой России в первом чтении.
<14> Такое исключение объясняется тем, что в обоих перечисленных случаях какое-либо манипулирование ценой не может привести к уклонению от уплаты налогов (совокупного размера налогового бремени взаимозависимых лиц), а может привести лишь к перераспределению размера налоговой нагрузки между участниками сделки.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами

Кроме непосредственно сделок между взаимозависимыми лицами, п. 1 ст. 105.14 НК РФ устанавливает перечень сделок, приравниваемых к сделкам с взаимозависимыми лицами и также подпадающих под налоговый контроль:

Налоговый кодекс устанавливает очень узкий и конкретный перечень товаров, продажа которых за рубеж, независимо от наличия взаимозависимости, подпадает под контроль:

Под контроль подпадают любые сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ (включая постоянное представительство) <17>;

- совокупность сделок с участием взаимозависимых лиц при посредничестве независимых лиц (прослоек).

Очевидно, данное положение призвано исключить случаи искусственного "вживления" в тело сделки формально независимых посредников, чаще всего фирм-однодневок;

- наличие контроля по решению суда.

<15> На 2012 - 2013 гг. порог контроля увеличен - 80 млн руб. в 2012 г. и 100 млн руб. в 2013 г. (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
<16> На 2012 - 2013 гг. порог контроля увеличен - 80 млн руб. в 2012 г. и 100 млн руб. в 2013 г. (п. 7 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).
<17> Упомянутый Перечень на сегодняшний день существует в редакции Приказа Минфина России от 02.02.2009 N 10н "О внесении изменения в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н".

Суд вправе признать сделку контролируемой, когда формально сделка не отвечает признакам контроля, однако подобные условия созданы налогоплательщиком искусственно (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Таким образом, в результате созданного ст. 105.14 НК РФ правового механизма приравнивания сделок с прослойками и при искусственном создании условий приравнивания сделки к сделкам между взаимозависимыми лицами искусственное создание схем товарооборота, исключающих налоговый контроль за ценой сделки, влечет для налогоплательщика значительные налоговые риски.

В связи с этим для понимания наличия у компании подконтрольных сделок необходимо собрать и обобщить следующую информацию:

  1. Перечень взаимозависимых лиц, с которыми есть или планируются в будущем договорные отношения (обо всех юридических и физических лицах, по отношению к которым налогоплательщик может оказывать влияние и которые могут оказывать влияние на него - на деятельность, выбор контрагентов и т.д.). В том числе (но не ограничиваясь): акционеры, дочерние общества, руководители, единоличные исполнительные органы; члены совета директоров; компании, учрежденные работниками общества; компании, учрежденные членами совета директоров; в т.ч. зарубежные взаимозависимые компании (отдельно обратить внимание на офшоры).
  2. Информация по каждому взаимозависимому лицу:
  1. Наличие и объем сделок на внешнем рынке (экспорт/импорт) с нефтью и продуктами ее переработки; черными и цветными металлами; минеральными удобрениями; драгоценными металлами и камнями.
  2. Наличие сделок с взаимозависимыми лицами, которые являются плательщиком НДПИ. При наличии информация о том, какой налог уплачивается, какие сделки осуществляются.
  3. Наличие сделок с взаимозависимыми лицами, которые освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль или применяют по нему ставку 0% (п. 5.1 ст. 284 НК РФ).
  4. Наличие сделок с взаимозависимыми лицами, которые являются резидентами ОЭЗ. При наличии информация о том, резидентом какой экономической зоны является взаимозависимое лицо и какие сделки с ним осуществляются или планируются в будущем.

Если на основе собранной информации можно прийти к выводу, что ни одна из осуществленных в 2010 - 2011 гг. и заключенных (планируемых) на 2012 г., даже близко не приближаются к установленным разд. V.1 НК РФ порогам налогового контроля, то налогоплательщик может расслабиться. Вероятнее всего, налоговый контроль за ценой сделок на этом этапе его деятельности налогоплательщику не грозит (по крайней мере до тех пор, пока не увеличатся значительно обороты или не изменится характер деятельности компании или группы компаний).

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, подпадающие под контроль на соответствие рыночным ценам

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Контролируемые сделки, ¦
¦ приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами ¦
L-------------T-------------------------T-----------------------T----------
¦/ ¦/ ¦/
--------------+-----------¬ ----------+---------¬ ----------+---------¬
¦ 1. Совокупность сделок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ с участием ¦ ¦2. Внешняя торговля¦ ¦ 3. Сделки ¦
¦ (при посредничестве) ¦ ¦ товарами биржевой ¦ ¦ с офшорами, ¦
¦ независимых лиц ¦ ¦ торговли ¦ ¦ включая ¦
¦ ("прослоек") ¦ ¦ ¦ ¦ представительства ¦
¦ и взаимозависимых лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
LT------------------------- LT------------------- L--------------------
¦ --------------------------¬ ¦ --------------------¬ -----------------¬
+-+ "Прослойки" не выполняют¦ +-+ Черные и цветные ¦ ¦ Список ¦
¦ ¦ доп. функций ¦ ¦ ¦ металлы ¦ ¦ утверждается ¦
¦ L-------------------------- ¦ L-------------------- ¦ Минфином, ¦
¦ --------------------------¬ ¦ --------------------¬ ¦ вкл. Кипр ¦
¦ ¦ "Прослойки" не принимают¦ +-+ Минеральные ¦ L-----------------
+-+ рисков и не используют ¦ ¦ ¦ удобрения ¦
¦ ¦ доп. активы ¦ ¦ L--------------------
¦ L-------------------------- ¦ --------------------¬
-+------------------------¬ +-+Драгоценные металлы¦
¦ = условия сделок ¦ ¦ ¦ и камни ¦
¦с взаимозависимыми лицами¦ ¦ L--------------------
L-------------------------- ¦ --------------------¬
+-+Нефть и продукты ее¦
-¬ ¦ ¦ переработки ¦
---L-¬ ¦ L--------------------
L-¬--- ¦ --------------------¬
L- ¦ ¦ оборот по сделкам ¦
L-+ более 100 млн руб.¦
¦ в год ¦
¦ L-------------------- ¦
L------------------------- -------------------------
/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ 4. Суд вправе признать сделку контролируемой, когда формально сделка ¦
¦ не отвечает признакам контроля, однако подобные условия созданы ¦
¦ налогоплательщиком искусственно (п. 10 ст. 105.14 НК РФ) ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Схема 3

Если же в результате проверки окажется, что сделки, подпадающие под налоговый контроль или "очень к этому близкие", у компании или группы компаний имеются, необходимо переходить ко второму этапу действий.

Этап 2. Построение системы мониторинга и контроля за сделками, подпадающими под налоговый контроль или могущими под него подпасть при определенных условиях.

На этом этапе необходимо таким образом изменить существующий (создать заново) порядок заключения договоров, а также порядок дальнейшего отслеживания их исполнения, чтобы иметь возможность выявлять потенциально опасные (т.е. потенциально подконтрольные сделки) на всех этапах "жизни договора".

Система должна позволять выявлять контролируемые сделки:

Для этого необходимо в первую очередь определить лиц, ответственных за выявление контролируемых сделок на всех перечисленных этапах (естественно, это должны быть лицо или служба, имеющие соответствующую квалификацию и необходимую информацию для анализа на конкретном этапе).

Кроме того, необходимо определить службу, которая будет ответственной за работу с подконтрольными лицами в целом. Очевидно, что это либо должна быть отдельно созданная специализированная служба или структура, либо эти функции необходимо возложить на финансовую службу (при ее отсутствии - службу главного бухгалтера) <18>.

<18> Именно сюда стекаются все информационные потоки о финансах на предприятии, поэтому только финотдел может видеть всю картину по исполнению сделок компании целиком.

Для осуществления контроля на стадии заключения договора следует дополнить лист согласования договора отдельной графой "Контролируемая сделка", куда ответственное лицо должно поставить отметку "Да" в случае наличия признаков потенциальной подконтрольности (в т.ч. взаимозависимости, независимо от суммы сделки) и "Нет" при отсутствии таких признаков.

Для осуществления контроля на стадии изменения или дополнения договора следует установить в компании правило, что любые изменения и дополнения договора должны согласовываться в том же порядке, что и новый договор.

Контроль на стадии исполнения договоров заключается в осуществляемом ежеквартально и по итогам календарного года мониторинге финансовой службой всех потенциально подконтрольных сделок.

В случае выявления признаков подконтрольности сделки на любой стадии выявления контролируемых сделок необходимо произвести анализ возможных налоговых рисков заключения (дальнейшего исполнения) сделки, в т.ч. произвести расчет налоговых последствий определения цены сделки исходя из рыночных цен. Такая оценка может производиться как силами специалистов предприятия, так и привлеченными специалистами - налоговыми консультантами. Исходя из размера налогового риска принимается решение о целесообразности или нецелесообразности заключения (продолжения исполнения) сделки, а также о необходимости самостоятельной корректировки налоговой базы по налогу на прибыль исходя из рыночной цены на товар (работу, услугу) по подконтрольной сделке.

Также необходимо прописать порядок взаимодействия служб компании в части представления сведений о подконтрольных сделках в налоговый и контролирующий органы.

В частности, необходимо установить обязанность службы, ответственной за работу с подконтрольными сделками в целом, по представлению для бухгалтерии списка контролируемых сделок, совершенных за предыдущий календарный год, годовой доход по которым превышает 100 млн руб. (на 2012 г.). Бухгалтерия по данному списку готовит и направляет в налоговый орган по месту учета компании в срок не позднее 20-го мая предусмотренные НК РФ уведомления о совершенных контролируемых сделках.

Кроме того, необходимо установить, что в целях своевременного представления по запросу органа контроля документов в обоснование совершенной контролируемой сделки служба, ответственная за работу с подконтрольными сделками в целом, по всем заключенным и исполняемым контролируемым сделкам обязана вести и подготавливать в окончательном виде до конца мая следующего календарного года комплект документов, обосновывающих использованную в контролируемой сделке методику ценообразования, которая включает в себя:

Анализ отрасли. Данный анализ должен давать представление о тех факторах, которые оказывают наибольшее влияние на рентабельность Компании, а также о конкурентной среде.

Анализ деятельности Группы компаний. Анализ выполняется для того, чтобы получить представление о структуре Группы компаний, в которую входит Компания, с юридической точки зрения и с точки зрения бизнес-процессов.

Функциональный анализ. Здесь анализируются основные бизнес-процессы Группы с учетом наличия активов и рисков, принимаемых каждым юридическим лицом, входящим в структуру Группы.

Экономический анализ. В данный раздел должна быть включена информация об используемых методах ценообразования в подконтрольных сделках, источниках информации и других данных, которые использовались при определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночным ценам, а также исследование рыночного уровня рентабельности для определения рыночного уровня цен и/или рыночного уровня прибыли, получаемой контрагентами в контролируемой сделке.

А.А.Кафтанников

Руководитель

Департамента налоговой безопасности

ЗАО Аудиторская фирма "Аудит-Классик"