Мудрый Экономист

Положение об учетной политике на 2012 год: типовая учетная политика посреднической организации

"Налоги" (газета), 2012, N 5

В силу повышенного спроса на услуги посредников многие фирмы специализируются на оказании данного вида услуг. При этом зачастую посредниками выступают субъекты малого бизнеса, использующие специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения. Как и любая иная фирма, организация, использующая упрощенную систему налогообложения, должна иметь свою учетную политику, причем не только для целей налогообложения, но и для ведения бухгалтерского учета.

Мы не случайно отметили, что фирма, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана иметь свою учетную политику для целей бухгалтерского учета. Сегодня многие полагают, что организации, уплачивающие "упрощенный" налог, могут не вести бухгалтерский учет, вследствие чего у них отсутствует обязанность по формированию учетной политики для целей бухгалтерского учета. Такое мнение является ошибочным и вот почему.

Да, действительно, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) определено, что организации, использующие упрощенную систему налогообложения, вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме. В то же время от ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов они не освобождаются.

Вместе с тем вести бухгалтерский учет только в части основных средств и нематериальных активов, не затрагивая при этом расчетов или иных хозяйственных операций, довольно затруднительно. Кроме того, отказаться от ведения полноценного бухгалтерского учета фирме-"упрощенцу" не позволяют требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иных федеральных законов об организациях различных организационно-правовых форм.

Как известно, сегодня подавляющее число российских коммерческих организаций представлено либо акционерными обществами, либо обществами с ограниченной ответственностью. Помимо норм гражданского законодательства деятельность первых организаций регулируется нормами Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), вторых - нормами Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). В соответствии с указанными Федеральными законами и те и другие обязаны утверждать свои годовые отчеты и бухгалтерские балансы высшим органом управления организации, на это указывает ст. 48 Закона N 208-ФЗ, а также ст. 33 Закона N 14-ФЗ. Кроме того, указанные нормативно-правовые акты обязывают компании еще и сопоставлять свои чистые активы (определяемые исключительно по данным бухгалтерского учета) с размерами своего уставного капитала.

Ну, а если организация-"упрощенец" выплачивает дивиденды или распределяет между собственниками ООО чистую прибыль, то отказ от ведения бухгалтерского учета в полном объеме вообще незаконен. Ведь, как известно, источником выплаты дивидендов выступает не что иное, как чистая прибыль компании, определяемая по данным бухгалтерской отчетности.

Наконец, фирма-"упрощенец" может просто утратить право на применение данного специального налогового режима, и тогда ей придется вернуться к общей системе уплаты налогов, которая предполагает ведение бухгалтерского учета в полном объеме. Восстанавливать учет всегда сложнее, чем его вести, тем более что никто не будет делать это бесплатно.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что право упрощенцев не вести бухгалтерский учет в полном объеме является, по сути, формальным.

Нужно сказать, что подавляющее число фирм правильно оценивает риски, связанные с отказом от ведения полноценного бухгалтерского учета, в силу чего "упрощенцы" обычно ведут "для себя" бухгалтерский учет в полном объеме, но при этом не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Обратите внимание! Совсем скоро фирмы, применяющие "упрощенку", вовсе утратят право льготного режима ведения бухгалтерского учета. Ведь в настоящий момент в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находится проект нового закона о бухгалтерском учете, прошедший первое чтение в январе текущего года.

Одним из существенных положений данного законопроекта является значительное расширение сферы применения нового "бухгалтерского" Закона. Законопроект, планируемый к принятию, предусматривает, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, в дальнейшем будут вести бухгалтерский учет в общем порядке, установленном для экономических субъектов.

Перед тем как привести пример типовой учетной политики организации, оказывающей посреднические услуги, напомним читателю специфику оказания посреднических услуг, которая в значительной степени влияет на бухгалтерский и налоговый учет организации-посредника.

Как известно, основными видами соглашений, на основании которых производится оказание посреднических услуг, выступают договор поручения, договор комиссии и агентский договор. Главным отличием указанных самостоятельных гражданско-правовых сделок является то, от чьего имени выступает посредник при оказании услуг.

В силу ст. 971 ГК РФ по договору поручения поверенный всегда совершает определенные юридические действия от имени и за счет доверителя. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии комиссионер всегда совершает сделки в интересах комитента от своего имени, при этом права и обязанности по сделкам, совершенным посредником с третьими лицами, всегда возникают у комиссионера.

В рамках договора агентирования (ст. 1005 ГК РФ) агент может за счет принципала совершать юридические и иные действия как от своего имени, так и от имени принципала.

Права и обязанности сторон агентского договора по сделкам, совершенным агентом с третьими лицами, зависят от того, от чьего имени выступает агент.

Если сделка с третьим лицом совершена агентом от своего имени и за счет принципала, то приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. В этом случае к агентскому договору применяются правила о договоре комиссии (ст. 1011 ГК РФ).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В этом случае к агентскому договору применяются правила о договоре поручения (ст. 1011 ГК РФ).

Вместе с тем, несмотря на различия, все посреднические договоры обладают следующими характерными признаками:

Доходом организации-посредника является лишь посредническое вознаграждение за оказанную услугу, т.к. поступления, полученные посредником от других организаций и физических лиц по посредническим договорам, не признаются его доходами, равно как и выбытие активов по посредническим договорам не признается расходами посредника.

Обратите внимание! Исходя из того, что пока новый закон о бухгалтерском учете все-таки не принят, в предлагаемой типовой учетной политике мы будем опираться на нормы действующего Закона о бухгалтерском учете.

Приказ N _______ об учетной политике организации ООО "А"

                                                        31  декабря 2011
г. _________ "--" ------------ г.

На основании Закона N 129-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также учитывая изменения законодательства Российской Федерации в сфере бухгалтерского и налогового учета, вступающие в силу с 1 января 2012 г., утвердить Положение об учетной политике организации на 2012 г. (Приложение N 1).

Генеральный директор _____________________________________

Приложение N 1

к приказу N _______

от 31 декабря 2011 г.

Положение "Об учетной политике организации на 2012 год"

Руководствуясь нормами ст. 91 ГК РФ, ст. 4 Закона N 129-ФЗ, ст. 33 Закона N 14-ФЗ, организация "А", применяющая упрощенную систему налогообложения, ведет бухгалтерский учет в полном объеме.

У организации отсутствует обязанность по представлению своей бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Бухгалтерская отчетность организации формируется в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса (форма N 1) и статьям Отчета о прибылях и убытках (форма N 2) без дополнительных расшифровок в указанных формах.

При формировании бухгалтерской отчетности организация соблюдает общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в Положении по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н.

1. Организационно-технический раздел.

1.1. Отчетный год.

Отчетным годом организации признается календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно.

1.2. Организация бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 6 Закона N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ее руководитель.

Бухгалтерский учет в организации ведется штатным бухгалтером в одном лице.

1.3. Рабочий план счетов.

Бухгалтерский учет в организации ведется в соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее - План счетов бухгалтерского учета).

Рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов приведен в Приложении N 1 к настоящему Положению об учетной политике.

1.4. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

Для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности организации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России.

В случае отсутствия унифицированного аналога применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Организацией применяются следующие документы, формы которых разработаны самостоятельно:

Самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации приведены в Приложении N 2 к настоящему Положению об учетной политике.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утвержденный руководителем организации по согласованию с бухгалтером, приведен в Приложении N 3 к настоящему Положению об учетной политике.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации являются:

Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета "1С:Бухгалтерия 8.1".

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

1.5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации.

В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком, утвержденным руководителем. График документооборота, применяемый в организации, приведен в Приложении N 4 к настоящему Положению об учетной политике.

Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы (лицензия N _______________) "1С:Бухгалтерия 8.1".

1.6. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Помимо случаев обязательного проведения инвентаризации, перечисленных в ст. 12 Закона N 129-ФЗ, организация ежеквартально проводит инвентаризацию кассы и выборочные инвентаризации материальных ценностей по местам их хранения. Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации приведен в Приложении N 5 к настоящему Положению об учетной политике.

Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.

1.7. Способы оценки активов и обязательств.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

1.8. Выдача денежных средств под отчет.

Денежные средства на хозяйственные нужды организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, приведен в Приложении N 6 к настоящему Положению об учетной политике.

Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

1.9. Критерий существенности.

При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.

Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.

Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5% (пяти процентов).

Методологические аспекты учетной политики в части ведения бухгалтерского учета

1. Учет основных средств (далее - ОС).

1.1. Критерии отнесения активов в состав основных средств.

Критериями отнесения имущества в состав основных средств являются условия, перечисленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).

Активы, удовлетворяющие условиям п. 4 ПБУ 6/01, стоимость которых за единицу не превышает 40 000 руб., учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.

В целях обеспечения сохранности "малоценных" ОС первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.

Приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания учитываются в составе материально-производственных запасов и списываются на затраты по мере отпуска их в производство.

1.2. Состав инвентарного объекта.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Если сроки полезного использования составных частей объекта ОС существенно различаются, то составные части объекта ОС учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.

1.3. Срок полезного использования ОС.

Срок полезного использования основных средств определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

В случае приобретения ОС, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

В том случае, если предмет невозможно отнести ни к одной амортизационной группе, организация самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании приказа руководителя.

1.4. Амортизация объектов ОС.

Амортизация по всем группам однородных объектов основных средств начисляется линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта.

Начисление амортизации приостанавливается в случаях перевода объектов на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Приостановление начисления амортизации оформляется приказом руководителя организации.

1.5. Переоценка объектов ОС.

Организация не осуществляет переоценку объектов ОС.

1.6. Восстановление объектов ОС.

Восстановление ОС осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

При осуществлении ремонта ОС организация руководствуется понятиями ремонта, приведенными в Письме Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480.

В случае реконструкции или модернизации ОС сроки полезного использования ОС не пересматриваются.

Фактические затраты на ремонт ОС включаются в себестоимость услуг по мере выполнения ремонтных работ в том периоде, в котором они были осуществлены.

2. Учет материально-производственных запасов (далее - МПЗ).

2.1. Критерии отнесения имущества в состав материально-производственных запасов.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

2.2. Единица учета МПЗ.

На основании ПБУ 5/01 учет МПЗ в организации ведется по номенклатурным номерам.

2.3. Оценка МПЗ и порядок принятия их к учету.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, формирование которой осуществляется без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Транспортно-заготовительные расходы организации принимаются к учету путем непосредственного прямого включения их в фактическую стоимость материалов. При этом транспортно-заготовительные расходы присоединяются к договорной цене материалов пропорционально их стоимости.

2.4. Метод оценки при списании МПЗ в производство и ином выбытии.

На основании п. 16 ПБУ 5/01 отпуск МПЗ в производство осуществляется по себестоимости каждой единицы.

2.5. Оценка материально-производственных запасов, не принадлежащих организации.

Материальные ценности, принятые на комиссию от юридических лиц для продажи, учитываются на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию". Учет комиссионных товаров ведется в ценах, указанных в приемо-сдаточных актах, включая налог на добавленную стоимость (т.е. по ценам, согласованным с комитентом). Товар со счета 004 "Товары, принятые на комиссию" списывается по мере оказания посреднической услуги (в момент его продажи покупателю).

Учет ценностей, приобретенных по посредническим договорам в интересах заказчика, ведется в оценке, предусмотренной в договоре. Учет указанных ценностей ведется организацией на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Аналитический учет по счетам 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 004 "Товары, принятые на комиссию" ведется по организациям - собственникам товаров, по видам, сортам и местам хранения.

3. Организация учета расходов.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств. Расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

3.1. Расходы по обычным видам деятельности.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.

Обычным видом деятельности для организации является оказание посреднических услуг.

Бухгалтерский учет расходов ведется с использованием счета 26 "Общехозяйственные расходы".

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежном выражении или иной форме или величине кредиторской задолженности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности организация обеспечивает их группировку по следующим элементам:

Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются в конце каждого месяца в дебет счета 90 "Продажи".

Расходы, осуществляемые в интересах заказчика и за его счет, подлежащие возмещению посреднику, отражаются организацией на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

3.2. Учет оценочных обязательств.

3.2.1. Порядок определения величины оценочного обязательства.

Организация определяет величину оценочного обязательства путем выбора из интервала значений, т.е. в качестве оценки оценочного обязательства принимается среднее арифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.

Факт возникновения оценочного обязательства, его характеристика и расчет подтверждаются бухгалтерской справкой с приложением необходимых документов.

3.2.2. Срок исполнения оценочного обязательства, по истечении которого оценочное обязательство оценивается по приведенной стоимости.

Если срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев, то оно оценивается по приведенной стоимости. При дисконтировании организация исходит из прогнозного уровня инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ.

3.2.3. Порядок списания признанного оценочного обязательства на затраты.

Величина признанного оценочного обязательства списывается в состав прочих расходов компании.

3.3. Учет расходов по займам и кредитам.

3.3.1. Учет процентов, причитающихся к оплате заимодавцу.

Проценты за пользование заемными средствами, включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита).

3.3.2. Порядок признания дополнительных затрат по займам.

В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н, дополнительные затраты по займам включаются в состав прочих расходов единовременно.

4. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

На основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 154н, организация не производит пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах (банковских вкладах), выраженной в иностранной валюте, на дату изменения курса.

5. Организация учета доходов.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

5.1. Учет доходов от обычных видов деятельности организации.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от оказания посреднических услуг. Дополнительная выгода, возникающая в случае выполнения посреднического договора на более выгодных условиях, включается в состав доходов от обычных видов деятельности.

Выручка от оказания услуг признается в учете при выполнении всех условий, перечисленных в п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, одним из которых является факт оказания услуги.

Признание выручки в бухгалтерском учете производится на дату утверждения отчета заказчиком. В момент отгрузки товаров покупателю в учете посредника отражается дебиторская задолженность покупателя за отгруженный товар и кредиторская задолженность перед комитентом.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

5.2. Прочие доходы.

Доходы, отличные от оказания посреднических услуг, считаются прочими поступлениями организации. Информация о прочих доходах организации отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Методологические аспекты учетной политики в части ведения налогового учета

1.1. Применение упрощенной системы налогообложения.

Организация является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вплоть до утраты права на применение упрощенной системы налогообложения либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

1.2. Организация налогового учета.

Ведение налогового учета осуществляется силами штатного бухгалтера в одном лице. Налоговый учет доходов и расходов ведется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н.

Книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиком в электронном виде, посредством использования автоматизированной программы "1С:Бухгалтерия 8.1". По окончании налогового периода Книга доходов и расходов выводится на печать, распечатанный вариант книги заверяется в налоговом органе после окончания налогового периода по УСН.

На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов.

1.3. Объект налогообложения.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Смена объекта налогообложения возможна только с начала очередного налогового периода. При смене объекта налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом свой налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.

1.4. Налогооблагаемые доходы.

Налогооблагаемые доходы организации подразделяются на две категории:

Суммы дополнительной выгоды, получаемые посредником при выполнении посреднической услуги на более выгодных для заказчика условиях, учитываются в составе доходов от реализации.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

В части договоров, содержащих условие об участии посредника в расчетах, организация руководствуется следующим:

при получении средств от третьих лиц до даты утверждения отчета суммы комиссионного вознаграждения, "сидящие" внутри полученной оплаты, признаются авансом посредника и, соответственно, включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Документальным подтверждением доходов выступают первичные документы бухгалтерского учета, в том числе и самостоятельно разработанная форма отчета на оказание услуг посредника, которая закреплена в Приложении N 2 к настоящему Положению об учетной политике.

1.5. Организация учета расходов.

Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.

Перечень налогооблагаемых расходов закреплен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

С 1 января 2010 г. в составе налогооблагаемых расходов организация признает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. Порядок оценки материально-производственных запасов.

Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Материальные расходы признаются в составе расходов на дату их оплаты - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. При определении размера материальных расходов применяется метод оценки по стоимости единицы запасов.

1.7. Порядок признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях.

Нормирование процентов по указанным долговым обязательствам налогоплательщик производит исходя из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях.

При отсутствии сопоставимых долговых обязательств нормирование процентов производится исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза по долговым обязательствам в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Обратите внимание! С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. включительно предельная величина налогооблагаемых процентов принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не более ставки ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза по долговым обязательствам в рублях и равной произведению ставки ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

1.8. Порядок нумерации счетов-фактур.

Несмотря на то что организация не является налогоплательщиком НДС, при продаже товаров (работ, услуг) заказчика - налогоплательщика НДС в рамках договора комиссии (агентирования по типу комиссии) посредник от своего имени выставляет покупателю счет-фактуру.

Нумерация счетов-фактур производится организацией в порядке возрастания с начала календарного года. Выставленные счета-фактуры подшиваются организацией в журнал учета выставленных счетов-фактур. Счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в интересах заказчика, выставленные поставщиками на имя посредника, хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур.

Аналогичные правила касаются нумерации всех счетов-фактур, в том числе корректировочных и авансовых.

Обратите внимание! 1.9. Форма счета-фактуры.

Вплоть до утверждения Правительством Российской Федерации типовой формы счета-фактуры организация использует форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", дополненную обязательным реквизитом "наименование валюты". Форма используемого счета-фактуры приведена в Приложении N 7 к настоящему Положению об учетной политике.

Список Приложений к настоящему Положению об учетной политике организации:

В.В.Авдеев