Мудрый Экономист

Оценочная деятельность компании и ее особенности, влияющие на организацию управленческого учета

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2012, N 2

В условиях рыночной экономики ведение управленческого учета и анализ эффективности деятельности на основе данных именно управленческого учета представляют собой объективную необходимость. Поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта, социальную и инвестиционную политику и т.п., то возникает потребность по всем этим параметрам накапливать информацию, получать необходимые учетные данные в целях дальнейшего их анализа. Анализ с использованием данных управленческого учета только и позволяет руководству принимать правильные управленческие решения. В настоящее время выживание и успех деятельности любой организации в условиях рыночной экономики, с присущей ей высокой конкурентной борьбой, во многом определяется степенью развития в ней управленческого учета, а анализ эффективности на основе его данных, в свою очередь, направлен на совершенствование управления бизнесом, и методика его реализации - предмет выбора топ-менеджеров компании.

Основные перемены в спросе на информацию управленческого учета, характерные для современных производственных компаний, наблюдаются и во многих организациях, оказывающих услуги. Компании по предоставлению услуг существовали сотни лет, но их значимость в экономике существенно возросла в XX в. Так, десятилетие 1990 - 2000 гг. было провозглашено ЮНЕСКО "Десятилетием услуг", 1996 г. также был объявлен Международной организацией по стандартизации "Годом услуг". Данные факты свидетельствуют о возрастающей роли услуг в жизни человека.

В российской экономике на фоне традиционных услуг (таблица N 1) населению (бытовых, связи, транспорта, жилищно-коммунальных, культуры, туризма, медицинских, торговли и общественного питания) появляются новые их виды: аудиторские, консультационные, страховые, трастовые, финансовые, фрахтовые и др. Но что представляет собой сама услуга? В Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" услугу определяют как "предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений".

Таблица N 1

Отрасли и компании сферы услуг [4]

  Отрасли сектора услуг 
             Компании сектора услуг             
Финансовые учреждения   
     Коммерческие банки, страховые компании,    
брокерские организации
Транспорт               
   Железные дороги, авиалинии, автомагистрали,  
автобусные компании, доставка грузов, почтовая
служба
Телекоммуникации        
          Местное телефонное сообщение          
Торговля                
       Супермаркеты, универмаги, магазины,      
склады-предприятия
Профессиональные услуги 
      Консультационные и аудиторские фирмы,     
инжиниринговые фирмы и фирмы по разработке
программного обеспечения
Здравоохранение         
   Медицинские учреждения, госпитали, клиники   
для приема амбулаторных больных
Розничная торговля      
   Сети бакалейных магазинов, автозаправочные   
станции

Отличный от продукции характер услуги состоит в том, что услуга не имеет материального овеществленного результата. В связи с этим услугу нельзя хранить, процесс ее оказания совпадает с процессом ее потребления. Нематериальный характер услуги приводит к специфике ее оценки, отсутствию технических, а зачастую и иных показателей, имеющих числовое выражение. Результат и качество услуги оцениваются потребителем. Исполнитель может проделать всю работу сполна, но полученный результат потребитель может оценить отрицательно и не принять работу. Поэтому в ряде определений услуги ее результат стоит на первом месте. ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" дает следующее определение: "Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя". Рассмотрим некоторые особенности услуг [17].

Нематериальный характер услуги приводит к появлению особых показателей, характеризующих услугу. Материальные носители могут содержать только косвенное свидетельство об оказании услуги.

Воздействие на потребителя условий обслуживания: комфортности, эргономичности, эстетики интерьера и экстерьера современного оборудования и инструментов. Эти условия имеют существенное значение при оказании услуг, поскольку в момент оказания потребитель непосредственно услугу получает. Становясь при этом не только свидетелем, но и непосредственным участником процесса оказания услуги.

Взаимодействие потребителя и исполнителя при оказании услуг происходит, как правило, непосредственно (или опосредовано).

Индивидуальный характер оказания услуги и мастерство исполнителя услуги, с которым взаимодействует потребитель, во многом обусловливает качество. В связи с этим повышаются профессиональные требования к персоналу, выражаемые качественными характеристиками: доступность, вежливость, чуткость, аккуратность, предупредительность.

Одновременность оказания и потребления услуги обязывает координировать работу исполнителя услуги и ее покупателя.

Несохраняемость услуги означает, что ее нельзя запасти впрок. Часть услуг может сохраниться в виде интеллектуальной продукции, например отчет по оценке.

Информационная обусловленность процесса оказания услуги зависит от объема и качества информации. Зависимость от объема информации можно оценить по степени компьютеризации процесса оказания услуг, по совокупности ресурсов, применяемых к вводу, хранению, обработке и поставке информации. Существует большое количество видов услуг, но все существующие услуги могут быть разделены на две основные группы:

Объектом потребительских услуг выступает потребитель, т.е. человек, использующий эти услуги для своих личных целей, не связанных с извлечением прибыли. Объектом производственных услуг являются юридическое лицо, предприятие, предприниматель, использующие получаемую услугу в производственных целях, связанных с извлечением прибыли. Для целей настоящего исследования будет рассматриваться производственная услуга. Спектр оказываемых производственных услуг имеет широкий диапазон, от услуг по предоставлению электроэнергии и услуг связи до банковских и оценочных услуг. В дальнейшем будем рассматривать услуги, оказываемые оценочной фирмой.

Прекрасно понимая ключевое значение категории "цена" для характеристики процессов в экономической системе, мы неизбежно приходим к выводу о непреходящем значении понятия "оценка" как комплексного показателя меры значимости, выгодности, целесообразности получения того или иного результата деятельности, а также ресурсов, обеспечивающих данный результат. Оценка - это определение стоимости объекта собственности в конкретных условиях рынка в определенный момент времени. Она необходима для разрешения спорных вопросов раздела имущества (оценка квартиры, земельного участка, автомобиля), реструктуризации предприятия (оценка оборудования), определения стоимости капиталовложений (оценка взноса с уставный капитал) и т.д. Как у граждан, так и у предприятия часто возникает необходимость в оценке стоимости различного имущества в целях продажи, покупки, сдачи в аренду, внесения в залог по кредиту, внесения взноса в уставный капитал, переоценки основных фондов. Именно оценка является мерой эффективного управления тем или иным объектом собственности. При этом обществу необходима именно независимая профессиональная оценка [5].

Законодательно оценочная деятельность была закреплена в 1998 г. с принятием Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Как любая профессиональная деятельность, осуществляемая уже длительное время на территории нашей страны, оценочная деятельность, наряду с использованием общих экономических терминов, выработала свой собственный тезаурус, который отражает ее особенности. Естественно, что в нем, наряду с вновь возникшими, много понятий и терминов, заимствованных из западной теории и практики оценки, функционировавших более длительное время.

Начнем с того, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости [2, ст. 3].

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Федеральным законом об оценочной деятельности (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

К объектам оценки относятся:

Основными целями оценки являются:

Как любая система, система оценочной деятельности должна обладать целостностью (все элементы взаимосвязаны между собой), структурностью (каждый элемент является необходимым в системе), целенаправленностью (должна существовать цель функционирования системы в целом), взаимосвязью с внешней средой (система оценки функционирует не сама по себе, а в многообразных связях с другими подсистемами экономики). Под элементами системы оценочной деятельности понимаются [9]:

Четкое понимание системы оценочной деятельности, ее основных элементов, взаимосвязи между ними, их функций и принципов функционирования непосредственным образом связано с повышением роли функционирования системы оценочной деятельности в целом.

Особенности оценочной деятельности, влияющие на организацию управленческого учета, зависят от специфики ее технологического процесса и организационной структуры.

Технологические особенности определяют две основные составляющие учета:

Особенность организации учета в сфере оценочной деятельности обусловлена в первую очередь тем, что услугу по оценке можно рассматривать как общий производственный процесс с выделением в нем составных частей. Ими являются технологические процессы, представляющие собой заранее спланированные операции. Организация в данном случае определяет, каким образом бизнес-процессы становятся объектами планово-учетной деятельности. В этих целях выделяются центры ответственности, в разрезе которых ведется сбор информации.

Рассмотрим технологический процесс на примере организации, оказывающей услуги по оценке (схема N 4). Все представленные на схеме технологические процессы являются частью общего технологического процесса при том, что вспомогательные виды деятельности в оценочном бизнесе не представлены.

Технологические процессы, образующие услугу по оценке

--------------------------------------------------------------------------¬
¦Коммерческое предложение ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Заключение договора ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Получение технического задания от заказчика ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Получение первичных документов для выполнения работ по оценке ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Осуществление дополнительных условий (командировка, привлечение ¦
¦субподрядчика) ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Аналитический обзор ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Формирование отчета ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦Сдача отчета клиенту ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Схема

Результаты анализа организационной структуры компании помогают определить основные направления хозяйственной деятельности фирмы, структуру затрат, перечень центров ответственности, их структурный состав и особенности бюджетирования, а также полномочий и ответственности руководителей. Например, особенностью бюджетирования центра управленческих затрат является составление сметы расходов, а для отдела продаж при формировании бюджета продаж - планирование выручки.

Важной составляющей, отражающей особенности оценочной деятельности, являются применяемые методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в частности:

Объект учета затрат напрямую зависит от особенностей производственного процесса. Например, особенности оценочной деятельности служат основанием для применения позаказного метода учета затрат. Соответственно, объектом учета затрат в оценочной деятельности выступает заказ, т.е. конкретная услуга по оценке.

Изначально по каждому заказу (проекту, договору) рассчитывается плановая себестоимость, которая формируется путем расчетов по средним нормам издержек на оказываемую услугу.

Здесь огромное значение имеет выбор калькуляционной единицы, которая будет характеризовать индивидуальную себестоимость данной услуги. Применительно к оценочной деятельности в качестве калькуляционной единицы принято выбирать единицы времени, а именно - человеко-часы специалистов оценщиков. Рабочее время сотрудников - главный ресурс оценочной компании и умение эффективно им управлять является важным конкурентным преимуществом, способом снижения себестоимости услуг. Такова главная особенность оценочной деятельности, от которой зависит вся организация управленческого учета. Другие единицы, например количество отчетов вне зависимости от затраченного на них времени, не могут использоваться для анализа эффективности деятельности оценочной компании. В компаниях, оказывающих оценочные услуги, учет рабочего времени сотрудников целесообразно организовывать в виде специальной программы, в которую сотрудники ежедневно будут вносить данные о проделанной ими в течение дня работе. В настоящее время такие программы, как российские, так и зарубежные, уже достаточно широко представлены на нашем рынке. Кроме того, крупные оценочные компании самостоятельно разрабатывают подобные программы, учитывающие специфику их бизнеса. Существуют также специальные первичные учетные документы, отражающие специфику учета. Например, листки учета рабочего времени (которые заполняются в случае, если информация в программу вводится не каждым специалистом-оценщиком, а одним сотрудником на основании представленных ему оценщиками листков учета), ведомости структуры рабочего времени, расчет дополнительных вознаграждений и премий и т.д. На основании подобной информации, собранной со всех отделов (специалистов-оценщиков) в течение определенного периода времени, возможно проведение анализа структуры рабочего времени оценщиков, их эффективности, а также расчет нормо-часа специалиста оценщика, что поможет определить плановую себестоимость услуги по оценке.

Неполная фактическая себестоимость (директ-костинг) оказанной услуги формируется по данным показанного калькуляционного учета после завершения всех работ по каждому конкретному заказу. Поэтому до завершения заказа все относящиеся к нему издержки относятся к незавершенному производству.

В целом система управленческого учета производственных расходов должна распределить затраты по двум главным группам объектов: подразделениям и продукции. В рамках бюджетного планирования фиксируются плановые (бюджетные) и фактические показатели. Полнота же учитываемых затрат и оперативность учета и контроля за ними характеризуют степень детализации информации о затратах для целей управленческого учета и проведения анализа.

Н.Н.Парасоцкая

К. э. н.,

доцент

Финансового университета

при Правительстве РФ