Мудрый Экономист

Отчетность по страховым взносам: "штрафная" база

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 3

Обязанностью страхователя является не только уплата страховых взносов, но и своевременное представление соответствующей отчетности. Опоздание в данном случае чревато штрафными санкциями. Причем их величина напрямую зависит от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основании запоздавшего расчета. Впрочем, как оказалось, порядок определения таковой не так очевиден, как хотелось бы инспекторам фондов.

Подпунктом 3 п. 2 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) установлена обязанность страхователей в отведенные сроки представлять ревизорам расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Во-первых, речь идет о сроках, предусмотренных пп. 1 п. 9 и п. 15 ст. 15, а также п. п. 5 и 6 ст. 16 Закона N 212-ФЗ. Так, напомним, что не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, подлежат сдаче в ПФР расчеты по взносам на ОПС и ОМС, начисляемым работодателями. Хозяйствующие субъекты, не производящие выплаты физлицам, отчитываются до 1 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или ликвидации организации до конца расчетного периода, то есть года, расчет необходимо сдать до дня подачи заявления о государственной регистрации таких событий. Данное правило относится как к отчетности предпринимателя по взносам с выплат персоналу, так и к расчету платежей, уплачиваемых за себя.

Во-вторых, имеется в виду срок, установленный пп. 2 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ. Согласно данной норме ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, страхователи обязаны представлять в ФСС расчет по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В данном случае необходимо отметить, что отчет надлежит сдавать по форме 4-ФСС, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 156н. Особенностью таковой является то, что, по сути, она представляет собой два вида отчетности сразу. Помимо прочего, в ней также отражаются данные по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (разд. II формы). Сдавать их в соцстрах хозяйствующих субъектов обязывает п. 1 ст. 24 Закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ). Благо срок представления сведений, по факту, тот же - не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Это важно! Согласно п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (в ред. Закона от 3 декабря 2011 г. N 379) непредставление расчета в срок наказывается штрафом, "база" по которому определяется исходя из суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. При этом величина санкций не зависит от того, насколько страхователь "проспал" с представлением расчета. Штраф составляет 5 процентов за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 руб. Кроме того, с 1 января 2012 г. с 50 до 200 руб. увеличен размер штрафа за непредставление плательщиком документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов. Также теперь "новоиспеченной" ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение срока представления плательщиком сведений об открытии и о закрытии счета в банке. Такое деяние обойдется страхователю в 5000 руб.

Нарушение приведенных сроков, установленных для сдачи расчетов, влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 46 Закона N 212-ФЗ и ст. 19 Закона N 125-ФЗ.

Штраф нарастающим итогом...

Размер штрафа, согласно ст. 46 Закона N 212-ФЗ, определяется исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно представленного расчета. Если отчетность была сдана в пределах 180 дней с момента истечения установленного срока, то взысканию подлежат 5 процентов от суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 100 руб. В случае когда расчет задержан на больший срок, санкции возрастут: 30 процентов от суммы страховых взносов плюс 10 процентов от нее за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

Аналогичная ответственность предусмотрена и ст. 19 Закона N 125-ФЗ, то есть за несвоевременное представление сведений по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Таким образом, в каждом случае базой для штрафа будет выступать сумма взносов, подлежащая уплате на основе запоздавшего расчета. Между тем по всем видам взносов расчетным периодом является год, а сами платежи начисляются нарастающим итогом. Тем самым закономерно возникает вопрос: как надлежит рассчитывать санкции при просрочке с подачей расчета за полугодие, 9 месяцев или год - исходя из суммы взносов, подлежащих уплате с начала года или только за последний квартал?

В Методических рекомендациях по привлечению страхователей к ответственности, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 5 мая 2010 г. N 120р, на этот счет содержатся однозначные предписания (далее - Методические рекомендации ПФР). Размер штрафа, по мнению представителей Пенсионного фонда, в данном случае должен исчисляться от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период, то есть с начала года.

Обратите внимание! В Письме от 15 июля 2010 г. N 02-03-10/05-5910 представители соцстраха указали также, что штрафные санкции следует рассчитывать исходя из начисленной суммы страховых взносов без ее уменьшения на произведенные страхователем расходы по обязательному социальному страхованию. Однако специалисты Минздравсоцразвития России в Письме от 22 февраля 2011 г. N 507-19 признали подобный подход неправомерным.

В этом смысле позиция экспертов Фонда социального страхования гораздо более лояльна по отношению к налогоплательщикам. В Письме от 15 июля 2010 г. N 02-03-10/05-5910 они указали, что поскольку взыскание штрафа осуществляется от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе расчета, при расчете штрафа должны учитываться только суммы страховых взносов за последний квартал отчетного периода. Так, например, при представлении отчетности за год размер штрафных санкций следует исчислять от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе этой отчетности за IV квартал.

Впрочем, аналогичной точки зрения придерживаются и судьи, а значит, есть шанс "сыграть" на уменьшение штрафных санкций и с инспекторами ПФР.

...или за квартал

Итак, за позднее представление расчета по взносам на ОПС и ОМС за 9 месяцев 2010 г. страхователь был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ. При этом суммы штрафных санкций ревизоры рассчитали, основываясь как раз на Методических рекомендациях ПФР, то есть исходя из величины начисленных с начала года страховых взносов. Однако судьи ревизоров не поддержали.

Во-первых, указали арбитры, хотя страховые взносы и рассчитываются нарастающим итогом, по сути, налогоплательщиком с опозданием был представлен расчет за период с 1 июля по 30 сентября 2010 г. Кроме того, служители Фемиды приняли во внимание уже упомянутое Письмо ФСС РФ от 15 июля 2010 г. N 02-03-10/05-5910. Учитывая все факторы, представители ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13 октября 2011 г. по делу N А55-5387/2011 посчитали, что при расчете суммы штрафа должна была учитываться только сумма страховых взносов за последний квартал отчетного года.

К аналогичному выводу пришли также арбитры Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 10 октября 2011 г. по делу N А78-1626/2011. Отправной точкой для разбирательств в данном случае также послужил "запоздавший" расчет по взносам на ОПС и ОМС за 9 месяцев 2010 г. При этом судьи указали буквально следующее: поскольку расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, то на основании представленного страхователем расчета по отношению к ранее сданной отчетности доплате подлежит лишь сумма страховых взносов за последние три месяца, а не за девять месяцев. Следовательно, по смыслу ст. 46 Закона N 212-ФЗ именно она и должна служить базой для расчета штрафа.

А.Никитина