Мудрый Экономист

Ошибки резидента

"Расчет", 2012, N 2

Чиновники с подозрением относятся к расчетам с зарубежными поставщиками и клиентами. Ревизоры считают, что таким образом фирмы "отмывают" деньги. Как следствие, в 2012 г. будут предприняты меры по ужесточению валютного контроля. Сергей Пронин подготовился к нововведениям по проверке расчетов с иностранными партнерами.

Для участников международных отношений каждый год чиновники принимают много нововведений, направленных как на усиление контроля, так и на предоставление новых свобод. Например, в 2011 г. были ужесточены наказания за "отмыв" денег. В то же время паспорта сделки стали передаваться в таможенные органы в электронном виде, а суммы контрактов, превышение которых обязывает организации обращаться в банк, выросли - с 5 до 50 тыс. долл. При этом резидентам предоставили право проводить по счету в иностранных кредитных учреждениях все операции, кроме расчетов с российскими компаниями. Именно по последнему вопросу чиновники продолжат свою работу в текущем году.

Из огня да в полымя

В 2012 г. депутаты Государственной Думы рассмотрят несколько законопроектов в области валютного контроля. Один из них, скорее всего, будет принят депутатами уже в скором времени, так как финансовый комитет нижней палаты парламента уже дал бумаге положительную оценку. Однако проект содержит "сомнительные" предложения с точки зрения сегодняшних норм права. Но обо всем по порядку.

Законопроектом N 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" предлагается расширить список операций, подлежащих проверке, следующими пунктами:

Что интересно: чиновники, разрабатывая проект закона, планировали наладить контроль за схемой вывода капитала за рубеж. Но ни одно ведомство не обладает достаточными полномочиями для проверки всех переводов. Поэтому обязанность по отслеживанию будет возложена на уполномоченные банки, которые, кстати, в случае чего смогут запретить проведение сомнительных операций. Еще кредитные конторы обяжут включать информацию по валютным операциям в отчетную форму N 0409664, с помощью которой фискальные органы определят суммы и назначения платежей.

Но скорее всего, с принятием поправок фирмы не забудут о схемах "обналички", а станут на законных основаниях скрывать свою выручку от налоговой инспекции.

До утверждения документа организации даже не имеют права рассчитываться с отечественными партнерами через иностранные банки. При этом компании должны сообщать обо всех открытых счетах. Инспекторы в свою очередь проверяют достоверность этих данных и выявляют скрытые предпринимателями источники финансирования. С российскими банками контролерам это сделать гораздо проще, так как они могут направить запрос в инспекцию, где учреждение стоит на учете. Получив информацию, ревизоры сверят ее с уже имеющейся и выявят сокрытые счета. А вот добиться подобных данных от зарубежных банков инспекторы могут только в случае, если Минфин, прокуратура или другое ведомство сделают запрос в иностранное государство, но на практике такие письма высылаются крайне редко.

Если изменения в закон утвердят, фирмы получат возможность открывать в банках, не имеющих представительства в РФ, рублевые счета, на которых можно будет накапливать неучтенную выручку. Достаточно одной компании перевести деньги из российского банка на счет за рубежом, и налоговики уже никогда не найдут эти средства. Единственная ниточка к схеме - первый транш за рубеж, но предприятия могут делать несколько десятков или сотен трансакций в день, разбивая перевод на мелкие суммы, тем более автоматизация процессов позволяет не тратить на это много времени. Сами же банки не будут отслеживать такие махинации, прежде всего для того, чтобы не терять клиентов. Поэтому логичнее было бы предоставить сотрудникам ИФНС технические и правовые возможности контролировать все переводы напрямую, прямо из инспекции. Однако и этот способ таит в себе опасности: есть вероятность, что чиновники будут пользоваться такой системой не только для работы.

Без возврата

Еще одним новшеством в сфере валютного контроля является закрепление за банкирами обязанности представлять информацию о договорах, сроках уплаты и поступления платежей по сделкам об интеллектуальной собственности.

Данное изменение позволит перекрыть одну из самых применяемых схем вывода капитала за рубеж. Суть метода проста: российская фирма заключает внешнеторговый контракт, по которому перечисляет аванс. При этом в соглашении не прописываются условия о возврате задатка в случае неоказания услуг или непоставки товара. В то же время в договоре указывается, что он действует с момента подписания и до полного исполнения сторонами обязательств, то есть конкретная дата не определена.

Российская компания перечисляет аванс иностранному контрагенту, зарубежный партнер ничего не делает и оставляет себе задаток - такой незамысловатой схемой пользуются многие предприниматели, чтобы вывести капитал из РФ. А чиновники, которые занимаются валютным контролем, не могут придраться к операциям, так как в данном случае нет нарушения законодательства. Согласно ст. 19 Закона N 173-ФЗ фирмы обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат аванса в случае невыполнения нерезидентом своих обязательств.

Законодатели хотят внести поправки в Закон N 173-ФЗ, по которому организации будут обязаны указывать крайние даты возврата неиспользованного аванса.

Кроме этого, таможенников обяжут передавать в электронном виде сведения о декларациях на товар в ЦБ и банки не позднее трех рабочих дней после выпуска продукции. Сделано это будет для того чтобы предотвратить подделку ГТД.

Новые обязанности установят и для банков как агентов валютного контроля. В случае выявления нарушения законодательства финансовые учреждения обяжут передавать в ЦБ и ИФНС ведомости банковского контроля.

Старое недоброе

Независимо от того, будут ли приняты поправки, бухгалтер компании должен помнить об основных нарушениях валютного законодательства, которые могут быть допущены в деятельности фирмы.

К преступлениям в сфере международных расчетов относится проведение незаконных валютных операций. Перечень запрещенных сделок установлен в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Этим же Федеральным законом установлена ответственность за нарушение условий возврата выручки или сроков договора. Кроме того организация может совершить преступление, не уведомив ИФНС об открытии счета в иностранном банке.

Фирму или ее должностных лиц в этом случае привлекут к ответственности по ст. 15.25 КоАП и назначат штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной сделки.

Еще организации нарушают порядок учета операций с иностранными деньгами, сроки оформления паспорта сделки, справки о валютных поступлениях, о подтверждающих документах или о расчетах за пределами территории РФ. Соблюдать требования ЦБ бухгалтеру помогут Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И и Положение Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П.

С.Пронин

Программа напрокат
 
Отдать зарплату