Практика проведения бесед
"Расчет", 2012, N 2
Беседы в налоговой - это не только очная ставка инспектора с главным бухгалтером, но и отличная возможность для фирмы узнать о планах проверяющих. Как определить, что пытаются выявить ревизоры, приглашая в ИФНС, и какие их действия последуют после допроса.
Соблюдение процедуры
Когда приглашается руководство фирмы, со стороны ИФНС на допросе будут участвовать не только сотрудники, непосредственно проводящие проверку, но и их коллеги из других отделов: юристы, аудиторы, аналитики, возможно, к ним присоединится начальник инспекции. А когда опрашиваются простые специалисты и рабочие, то процедуру проводит один контролер, который и составлял приглашение.
От того, чего хотят добиться ревизоры, зависит, какие вопросы будут заданы. Так, сотрудников обычно спрашивают об уровне их заработной платы, сроках ее выплаты, должностных обязанностях. Эти сведения пригодятся инспекторам при проверке НДФЛ, а также позволят обвинить предприятие в необоснованности некоторых затрат. У директора интересуются заключенными контрактами и подписанными счетами, актами и прочими первичными документами. Беседы проводятся для того, чтобы инспектор смог отказать в применении вычета или расходов по конкретной сделке. Бывает, что этого недостаточно для доказательства вины компании, и тогда ревизор задаст вопросы, которые могут озадачить неподготовленного человека. Контролеры вызывают людей, которые не имеют прямого отношения к проверке, но могут дать пояснения по подозрительной сделке. Однажды проверяющий нашел и опросил водителя, чтобы тот рассказал, по какой трассе доставлял груз, так как по путевым листам выходил очень невыгодный маршрут. Также инспектор поговорил с грузчиками, которых нанимали для экспедиции товара, так как у него были сомнения, что заявленное количество груза могло поместиться в автомобиль.
Вопросы которые проверяющие задают чаще всего
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ 2. Оформлялся ли контракт (договор) на исполнение обязанностей¦
¦руководителя? ¦
¦ 3. Кто (Ф.И.О.) принимал Вас на работу? ¦
¦ 4. Что входило в Ваши должностные обязанности? В полной ли Вы мере¦
¦осуществляли руководство организацией или только формально ставили свою¦
¦подпись на документах? ¦
¦ 5. Чем занималась Ваша организация (указать, какой вид деятельности¦
¦осуществляла)? ¦
¦ 6. По какому адресу она находилась (юридический, фактический)? У¦
¦какой организации Вы арендовали (приобретали) помещение под офис? ¦
¦ 7. Кто (Ф.И.О.) отдавал приказы, распоряжения, подписывал¦
¦бухгалтерскую и налоговую отчетность организации? ¦
¦ 8. Кто в Вашей организации подписывает бухгалтерские документы,¦
¦договоры, контракты? ¦
¦ 9. Открывали ли Вы лично счета в банках или выдавали ли Вы¦
¦доверенности на открытие счетов в банках другим лицам (Ф.И.О.)? ¦
¦ 10. Принимали ли Вы на работу сотрудников в организацию? Если "да",¦
¦то кого и на какую должность? ¦
¦ 11. Кто фактически (Ф.И.О.) являлся главным бухгалтером Вашей¦
¦организации? ¦
¦ 12. Если Вы являлись главным бухгалтером организации, то где¦
¦фактически формировалась бухгалтерская и налоговая отчетность и как она¦
¦представлялась в налоговый орган (лично, по почте, уполномоченным лицом)?¦
¦ 14. За какой отчетный период была сдана последняя отчетность в¦
¦налоговый орган и по каким налогам? ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦ 16. Где, когда, по чьей инициативе и с какими организациями¦
¦заключались хозяйственные договоры в период Вашего руководства или кому¦
¦выдавали доверенности на их заключение? ¦
¦ 19. Где Вы еще работали в период осуществления деятельности в данной¦
¦организации и в какой должности? ¦
¦ 23. Знакомы ли Вы с кем-то еще из должностных лиц? ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Надо понимать, что допрос проводится, чтобы доказать обнаруженные нарушения, а не найти новые. Хотя иногда инспекторы практикуют массовые вызовы, то есть приглашают много сотрудников компании в надежде, что кто-нибудь из них может сообщить что-то ценное.
Подобную повестку может получить любой человек
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ ПОВЕСТКА ¦
¦ о вызове на допрос свидетеля ¦
¦ ¦
¦ В соответствии со ст. 90 Налогового кодекса Российской Федерации¦
¦надлежит прибыть в ИФНС России хххххххххххххххххххххххххххххххххххххх¦
¦налоговому инспектору хххххххххххххххххх для допроса в качестве¦
¦свидетеля по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления¦
¦налогового контроля в рамках контрольных мероприятий в отношении¦
¦организации ххххх. ¦
¦ Приемные дни: с понедельника по пятницу, с 9.00 до 18.00. При себе¦
¦иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. ¦
¦ При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок,¦
¦прошу уведомить по тел. ххххххххххххх добавочный ххх или иным способом¦
¦либо направить письменное заявление об этом по указанному выше адресу. ¦
¦ Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица,¦
¦вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,¦
¦влечет ответственность, предусмотренную ст. 128 Налогового кодекса¦
¦Российской Федерации. ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Во время проведения таких массовых допросов контролеры могут интересоваться технологическими особенностями производства или свойствами услуг, оказываемых организацией.
Независимо от того, знают ли работники такие подробности, руководству фирмы стоит обратить на этот факт внимание. Ведь это значит, что контролеры уже нашли какое-то нарушение и своими действиями пытаются собрать как можно больше оснований для начислений.
В инспекцию вызывают не только для того, чтобы допросить, но и просто познакомиться с новой фирмой или провести профилактическую беседу с руководством "убыточных" компаний.
Вопросы профессионалу
Мы попросили Ирину Мирошниченко, руководителя направления налогового консалтинга ООО "Бейкер Тилли Русаудит", дать несколько советов, как вести себя на допросе.
- А что значит приглашение на заседание комиссии, занимающейся декларациями с нулевой прибылью?
Скорее всего, инспекция проводит протокольные контрольные мероприятия, которых должно быть определенное количество в год и о которых нужно отчитаться в вышестоящее управление. Такая комиссия будет выглядеть просто: актовый зал, где соберут всех пришедших, руководитель инспекции пожурит собравшихся, объяснит, что нормальное предприятие убыточным быть не может, и пригрозит, что убыточных будут проверять, предложит еще раз внимательно пересмотреть декларации, особенно учтенные расходы и подать "уточненки". По окончании всех попросят расписаться в журнале учета посетивших мероприятие и сдать формы с пояснениями.
Но есть и обратная ситуация: приглашение на убыточную комиссию может действительно означать планирование инспекторами проверок на будущий год. Тогда это будет индивидуальная беседа с выяснением обстоятельств образования убытка и просьбой предоставить письменные пояснения причин его образования, а также написать планы по снижению уровня убыточности и выходу на прибыль.
- Стоит ли бояться таких мероприятий?
Если в первом случае бухгалтеру можно отнестись к комиссии формально, то во втором нужно подготовиться, идти с цифрами и твердой уверенностью, что никаких лишних расходов вы не учли, а также с готовым объяснением причины убытков и их нормальности. Протокол на этих комиссиях обычно не ведется, но тем не менее все лишнее, что вы скажете, "может быть использовано против вас". Для надежности можно взять с собой юриста компании.
- Зачем вызывают бывших и нынешних сотрудников?
- Все зависит от конкретной ситуации и темы, на которую инспектор будет беседовать. Если речь идет о "небелых" зарплатах, то основная цель - выявить наличие таких выплат, оценить их, собрать доказательства. Допрос свидетеля может проводиться как при подготовке инспектором к выходу на проверку, так и в процессе. Здесь цель понятна и прозрачна: уличить фирму в уклонении от уплаты налогов с последующим применением санкций.
- А когда опрашивают директора или главбуха?
- Допрос директора или главного бухгалтера по конкретным сделкам может проводиться как в рамках проверки самой фирмы, так и ее контрагента. Часто приходилось сталкиваться с тем, что на допрос вызывают представителя компании и на месте устно предупреждают, что "в отношении вот этого вашего контрагента уже заведено уголовное дело (причем это может быть просто покупатель, один из многих) и вам лучше сразу во всем сознаться". Здесь можно посоветовать одно: отвечать ровно на те вопросы, которые задали, и только в рамках взаимоотношений по сделкам с этим контрагентом, не додумывать и не строить предположений. Внимательно прочитать что написано в протоколе, перед тем как его подписать.
- А бывает, что в инспекцию зовут просто познакомиться и побеседовать?
- Да, в таких случаях обычно звонят по телефону, уведомлений не присылают. Ходить или не ходить, опять же зависит от ситуации: от того, как организована работа конкретной компании, от отношений с инспекцией, от того, что удалось выяснить в процессе телефонного разговора. Идти, конечно, должен компетентный, знающий свои права и обязанности человек. Тогда из такой беседы не получится полноценного допроса.
Примечание. Доказательство невиновности
Не самая приятная для руководителей и сотрудников процедура допроса в большинстве случаев выливается в доначисления и последующие судебные разбирательства. Как организации минимизировать риски и средства, которые придется перечислить в бюджет по итогам проверки?
В первую очередь руководитель фирмы опасается, что его сотрудники, как нынешние так и бывшие, раскроют чиновникам информацию, которая приведет к доначислениям и штрафам. Это может быть сделано случайно: в тех случаях, когда работник не понимает, каким образом рассчитывалась его заработная плата, или не имеет достаточно сведений для того, чтобы описать определенные детали деятельности организации, к примеру взаимодействие с партнерами. Другой случай - специалист намеренно рассказывает налоговикам о нарушениях, которые были замечены им. Вне зависимости от того, говорит свидетель правду или лжет, его слова будут зафиксированы, отражены в протоколе и использованы для вынесения решения по проверке.
"Нужно понимать, что допросы налоговиков не стоят в одном ряду с расследованиями правоохранительных органов. При общении с полицией у свидетеля возникает уголовная ответственность при искажении фактов. За ложные показания на допросе в ИФНС сотрудник может получить штраф в размере 3000 руб. (ст. 128 НК). Естественно, судьи прекрасно понимают эту разницу. Поэтому фискалы могут доначислить налоги, основываясь только на протоколах допросов, но при рассмотрении дела арбитрами показания свидетелей будут иметь куда меньшую силу", - говорит Кира Гин-Барисявичене. Если в документах компании полный порядок, то суд примет сторону налогоплательщика.
Не стоит удивляться, если инспекторы представят служителям Фемиды доказательства, о которых компания ничего не знала. Часто уже в процессе разбирательства появляются допросы контрагентов, в большинстве своем именно тех, которые имели признаки "однодневок". "Я не могу утверждать точно, но в нескольких случаях у нас было подозрение, что такие протоколы допросов являются подделкой. Все дело в том, что в тех ситуациях, когда речь идет о компании, адрес которой был утерян, а ее директор не выходит на связь, инспекторам не составит труда самим ответить на вопросы за фиктивного руководителя", - рассказывает Кира Гин-Барисявичене. При этом фальсификацию документов доказать крайне сложно. Но опять же такой подход налоговиков связан с неосмотрительностью компании. Если фирма работает с надежными поставщиками, то в любой момент может позвонить руководителю организации-контрагента и уточнить, давал ли он показания. В такой ситуации можно потребовать вызова свидетеля в суд, в этом случае не останется сомнений в том, что аргументы по делу не были фиктивными, а свидетель действительно давал показания.
Убедить арбитра
Многие организации, сотрудники которых были приглашены на допрос, начинают подготовку к суду еще во время проведения проверки. Как показывает практика, контрольное мероприятие, в ходе которого идет опрос свидетелей, без доначислений не обходится. При этом решение налоговиков основано на словах собеседников, а не на фактах, поэтому велик шанс восстановить справедливость, если привлечь арбитров. Однако отстоять свою правоту компании не так уж и просто. Дело в том, что фирме придется доказывать не ошибочность позиции ревизоров, а собственную невиновность. Вне зависимости от того, на каких фактах было основано решение о доначислениях, фирме необходимо представить бумаги, подтверждающие законность всех операций организации. Если речь идет о "серых" выплатах, правильно оформленные зарплатные ведомости предприятия о начислении средств сотрудникам - уже повод усомниться в верности расчетов налоговиков. Другое дело, когда доход работников ниже средних показателей по отрасли, организации придется приобщить к делу документы, которые подтвердят - у компании просто не было возможности платить персоналу больше. Сложнее выиграть суд, если инспекция обвинила предприятие в работе с "однодневками". "Сегодня многие уже поняли, что в суде придется доказать, что компания проявила должную осмотрительность. Поэтому организации ведут карточки на каждого контрагента: сохраняют рекламу, из которой они узнали о партнере, переписку по e-mail - в общем всю историю зарождения взаимоотношений с определенной фирмой", - говорит Кира Гин-Барисявичене. Сейчас суды ввели практику: в определение по делопроизводству арбитры вписывают список вопросов, на которые необходимо будет ответить компании. К примеру, представить доказательства проявления должной осмотрительности: рассказать, как найден контрагент, как была проверена его деловая репутация, почему именно эта фирма выбрана для сотрудничества, как поставлялся товар или оказывались услуги. Конечно, такую работу нужно продумывать на этапе заключения договора, но если этого не было сделано, необходимо восстановить все пробелы перед выходом в суд. Эксперты советуют компаниям с самого начала ориентироваться на рассмотрение дела в суде. То есть во время допроса свидетелю следует отвечать на вопросы, пытаясь убедить в законности операций организации не инспектора, а судей. Для этого необходимо продемонстрировать осведомленность о делах фирмы и соотнести слова с данными, отраженными в отчетности предприятия.
С.Пронин
И.Голова
М.Локтевич