Мудрый Экономист

Право на пенсию восстановит суд

"ЭЖ-Юрист", 2012, NN 1-2, 3

Отказ органов Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии не является окончательным и может быть обжалован в суде. Ведь нередко исключение некоторых периодов из специального стажа бывает неправомерным. Рассмотрим судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.

Категории споров

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ст. 39). Цель пенсионного обеспечения - предоставление человеку, достигшему определенного возраста и имеющему требуемый трудовой стаж, средств к существованию.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную трудовую пенсию имеют:

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

Анализ судебной практики показывает, что основаниями для отказа органами ПФР в назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, являются следующие:

  1. Исключение из стажа работы по специальности периода нахождения работника на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, отпуске по уходу за ребенком, а также службы в рядах Вооруженных Сил.
  2. Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
  3. Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).

Прежде чем рассмотреть каждое из обстоятельств более подробно, обратимся к п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25, в котором указано: "По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов".

Изложенная правовая позиция ВС РФ обоснована длящимся характером трудовых отношений и значительно расширяет нормативно-правовую базу в правоприменительной практике судов.

Учиться, учиться и учиться...

Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.

Деятельность граждан в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии, на что пенсионные учреждения зачастую ссылаются в своих возражениях на исковые требования граждан. Вместе с тем по смыслу ч. 1 ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.

О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорится в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 г.: "В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости... в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд".

Период нахождения в отпуске в связи с обучением с сохранением заработной платы подлежит включению в общий трудовой стаж работника в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, которым определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Однако законодательных норм в отношении включения (невключения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы не имеется.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила) <1>, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж.

<1> Утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.

Простои в работе

Не включаются в специальный стаж периоды простоя по вине работодателя или работника (п. 9 Правил). Как видим, в Правилах периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы не упоминаются.

Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения <2> был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность.

<2> Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).

ВС РФ указал: "С учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости" <3>.

<3> Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 г.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 N 148 период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. В данном случае суды основываются на положениях Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Отпуск по уходу за ребенком

Во времена СССР в общий и специальный трудовой стаж включался период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. С принятием Правил ситуация изменилась.

Пункт 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск по уходу за ребенком настоящие Правила игнорируют, что породило правовую неопределенность в разрешении данного вопроса при рассмотрении заявлений граждан о назначении досрочной трудовой пенсии.

Несмотря на то что ВС РФ многократно разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ"), по-прежнему наблюдаются случаи отказа в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан <4>.

<4> Определения ВС РФ от 21.01.2011 N 41-В10-22, от 10.12.2010 N 39-В10-9, от 26.12.2005 N 46-В05-48, от 27.05.2005 N 45-В05-5.

И даже Письмо Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 N МЗ-637, говорящее об исчислении стажа, в том числе и специального, по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату), в расчет не принимается.

А между тем ст. 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшей до 01.10.1992, предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей").

Согласно Разъяснениям Госкомтруда от 29.11.1989 N 23/24-11 при исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем время такого отпуска полностью должно учитываться в стаже для назначения пенсии, в том числе льготной.

Немалый интерес представляет правовая позиция ВС РФ, изложенная в Определении от 10.06.2011 N 46-В11-12. Суд в стаж работы по специальности включил весь период отпуска по уходу за ребенком, в том числе имевший место после 06.10.1992.

М. обратилась в суд с требованием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 10.06.1995 и назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления.

Решением районного суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на существенные нарушения норм материального права и постановила: "Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался со 2 апреля 1992 г., с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 10.06.1995 подлежит включению в специальный стаж работы М.".

По аналогичному делу ранее ВС РФ также принял решение в пользу истицы <5>.

<5> Определение ВС РФ от 14.05.2009 N 19-В09-3.

Служба в армии

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее в период службы законодательство не запрещало включать его в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Подпункт "г" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397) предусматривал, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом необходимо было, чтобы не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам право на получение пенсии за выслугу лет (п. 4 Положения).

Как видим, отказ органов ПФР в назначении гражданам досрочной трудовой пенсии нередко признается судами неправомерным.

В следующем номере мы рассмотрим судебные споры, касающиеся отказа в назначении льготной пенсии в случае ошибок в трудовой книжке и др.

Ошибка в трудовой книжке

Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии, - наиболее распространенное основание для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда.

В Списках N N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР 26.01.1991 N 10) наряду с профессиями указаны условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т.д. В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы.

Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ: на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца - доказать наличие права на льготную пенсию.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии документов о работе не по вине работника трудовой стаж нужно подтвердить показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за подтверждаемое время.

До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным благодаря позиции ВС РФ, сформулированной в Обзоре судебной практики ВС РФ за IV квартал 2004 г.: "Действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях".

К сожалению, ситуация кардинальным образом изменилась с 01.01.2010, когда вступил в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определивший, что "в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается".

Данная правовая норма ограничила средства доказывания при определении характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). В силу ст. 60 ГПК РФ после 01.01.2010 такие показания признаются судами недопустимым доказательством <1>.

<1> Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2010 г.

В списках не значится

Нередко основанием отказа в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие указанным спискам наименования образовательного учреждения, содержащего имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ). Признавая необоснованными мотивы отказа территориальных органов пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж, суды руководствуются следующим.

Согласно действующему пенсионному законодательству для назначения пенсии по старости необходимо осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренном списками, подтверждены образовательная, воспитательная деятельность, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Кроме того, законодатель не исключает возможности дополнения наименований образовательных учреждений указанием на территориальную (ведомственную) принадлежность, а также нумерацией или оригинальным названием.

Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению судов, клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

А норму выполнил?

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.

Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Требование о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, было введено Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29. Согласно ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.

До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.

Поэтому считаем, что требования учреждений Пенсионного фонда о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными в судебном порядке.

Дело решено, и точка!

Даже получив долгожданную пенсию, истец может столкнуться с постановлением о возбуждении надзорного производства. Что это означает для пенсионера и каковы последствия этого события?

П. обратилась в суд с иском к УПФР в Мордовском районе Тамбовской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и назначении пенсии. В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что необходимый для этого 25-летний стаж работы она приобрела при осуществлении лечебной деятельности в сельской местности.

Управление ПФР в Мордовском районе Тамбовской области Решением комиссии по пенсионным вопросам от 05.03.2007 отказало ей в досрочной пенсии. Некоторые периоды ее работы (в том числе отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, нахождение на курсах повышения квалификации и др.) не были исчислены по льготному порядку (один год работы за один год и три месяца) и не включены в специальный стаж. Истица просила суд обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с первоначальным заявлением о назначении пенсии, то есть с 06.04.2005.

Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 19.03.2009 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ответчика назначить П. трудовую пенсию по старости с 20.02.2007.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ проверила материалы дела и пришла к выводу, что при их рассмотрении были допущены существенные нарушения норм материального права, правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к указанным периодам работы и удовлетворения исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии отсутствовали.

Вместе с тем суд признал, что отмена состоявшихся по делу решений в порядке надзора приведет к нарушению принципа правовой определенности, который, как указал Европейский суд по правам человека, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено. Правовая определенность подразумевает недопустимость повторного рассмотрения однажды решенного дела. Принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу.

Поскольку судебное решение вступило в законную силу 13.05.2009 и с указанной даты исполняется, достаточных оснований для отмены состоявшихся по данному делу судебных постановлений не имеется <2>.

<2> Определение ВС РФ от 04.03.2010 N 13-В10-3.

В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав - важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.

Примечание. Низкая эффективность административного порядка обжалования в сравнении с судебным порядком разрешения пенсионных споров во многом обусловлена отсутствием у учреждений ПФР правомочий восполнить существующие в пенсионном законодательстве пробелы.

М.Гончарова

Адвокат,

член АП

Тамбовской области