Мудрый Экономист

О ведении туристического бизнеса в особой экономической зоне

"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1

В целях развития туризма, санаторно-курортной сферы на территории РФ создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ). Эти зоны, как правило, располагаются в наиболее живописных регионах, предоставляющих возможности для развития пляжного, оздоровительного, "приключенческого" отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата, появлению конкурентоспособного туристического продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития. Чтобы повысить привлекательность осуществления предпринимательской деятельности на такой территории, законодатели внесли в Закон об ОЭЗ <1> заметные изменения, направленные, в частности, на совершенствование правового регулирования в сфере создания и развития ОЭЗ. Одни из самых главных поправок, которые представляют интерес для представителей туристического бизнеса и действуют с 01.01.2012, внесены в Закон об ОЭЗ Федеральным законом N 365-ФЗ <2>.

<1> Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
<2> Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законодательство РФ об особых экономических зонах состоит из Закона об ОЭЗ и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. В силу п. 1 ст. 2 этого Закона особой экономической зоной признается часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Сразу же отметим: на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ данная таможенная процедура не применяется (п. 2 ст. 36 Закона об ОЭЗ в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ).

На территории РФ могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. При этом ОЭЗ одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства РФ в кластер (новый п. 1.1 ст. 4 Закона об ОЭЗ, введенный Федеральным законом N 365-ФЗ). До этого в законодательстве об ОЭЗ отсутствовало понятие "кластер", хотя уже с 27.10.2010 действует Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея".

Кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией (ст. 2 Закона об ОЭЗ). Управляющей компанией с 01.01.2012 в целях применения Закона об ОЭЗ является ОАО, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, 100% акций которого принадлежит РФ, или хозяйственное общество, созданное с участием такого ОАО в указанных целях, либо иное хозяйственное общество, заключившее с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ.

О создании туристско-рекреационной ОЭЗ

Согласно п. 2.1 ст. 4 Закона об ОЭЗ туристско-рекреационные ОЭЗ могут создаваться на одном или нескольких участках территории. Ограничение по количеству участков или их общей площади в отношении этой зоны, в отличие, например, от промышленно-производственной, действующим законодательством не установлено.

Обратите внимание: туристско-рекреационная ОЭЗ - единственная зона, в которой разрешено размещение объектов жилищного фонда. Помимо этого, на территории ОЭЗ возможны:

Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, оформляя соответствующее постановление. Далее в течение 30 дней заключается соглашение о создании ОЭЗ. В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона об ОЭЗ особая экономическая зона создается на 49 лет. Ранее на такой срок могли создаваться только портовые ОЭЗ, срок действия остальных не должен был превышать 20 лет. В связи с произошедшими изменениями в течение переходного периода (2012 г.) разрешено продлить срок существования ОЭЗ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 365-ФЗ, путем заключения дополнительного соглашения к соглашению о создании ОЭЗ с учетом положений Закона об ОЭЗ в новой редакции. Это единственный случай, когда срок существования ОЭЗ может быть продлен.

Досрочное прекращение существования ОЭЗ запрещено, за исключением трех случаев, указанных в п. 7 ст. 6 Закона об ОЭЗ:

  1. необходимость защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. в течение трех лет с момента создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) соответствующей деятельности в данной зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
  3. в течение трех лет подряд в ОЭЗ ее резиденты не осуществляют промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

Как получить статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ?

Согласно п. 2.1 ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (на территории одного из муниципальных образований, если указанная зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Итак, если организация (предприниматель), зарегистрированная на территории соответствующего муниципального образования, желает стать резидентом, ей необходимо заключить специальное соглашение с органами управления ОЭЗ. До 01.01.2012 соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности заключалось в порядке, установленном гл. 6.1 Закона об ОЭЗ. Эта глава утратила силу и теперь следует руководствоваться единым порядком, установленным гл. 5.

Обратите внимание! Резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ может быть не только коммерческая организация, но и индивидуальный предприниматель.

Первый шаг - подача в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти <3> (далее - уполномоченный орган) заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности (п. 1 ст. 13 Закона об ОЭЗ). К заявке прикладываются:

<3> После упразднения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами его функции Указом Президента РФ от 05.10.2009 N 1107 были переданы Минэкономразвития.
<4> На сегодняшний день форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, утв. Приказом Минэкономразвития России от 09.11.2007 N 384.

Для рассмотрения заявки также необходимы следующие документы (представляются заявителем по собственной инициативе, в противном случае уполномоченный орган сделает межведомственный запрос на получение сведений):

Ранее при подаче заявки на заключение соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности также надо было приложить положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное кредитной организацией, соответствующей критериям, установленным уполномоченным органом <5>, и иные документы, предусмотренные законодательством РФ для осуществления туристско-рекреационной деятельности (п. 2 ст. 31.2 Закона об ОЭЗ в прежней редакции). Сейчас этого не требуется.

<5> Критерии отбора утверждены тем же Приказом, что и форма бизнес-плана.

После получения всех документов уполномоченный орган принимает и направляет заявителю в течение 10 рабочих дней решение о передаче заявки и бизнес-плана в экспертный совет по туристско-рекреационным ОЭЗ или об отказе в рассмотрении заявки. Если решение отрицательное, в нем должны быть указаны мотивированные основания отказа. Таковыми могут быть только:

Примечание. Решение об отказе в рассмотрении заявки на заключение соглашения может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Если все в порядке и заявка вместе с бизнес-планом передана в экспертный совет, последний в течение 30 дней по результатам оценки бизнес-плана должен принять и направить в уполномоченный орган решение о поддержке этого плана либо об отказе в такой поддержке. Данное решение может содержать одно или несколько обязательств по внесению изменений в бизнес-план, исполнение которых возлагается на заявителя и учитывается органами управления ОЭЗ при заключении соглашения об осуществлении деятельности. Получив решение экспертного совета, уполномоченный орган в течение пяти дней (ранее на это отводились три дня) направляет в письменной форме заявителю уведомление:

Если решено заключить соглашение, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней подготавливает его и направляет заявителю и в управляющую компанию. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами (заявителем, уполномоченным органом и управляющей компанией) (п. 2 ст. 14 Закона об ОЭЗ). В течение трех дней с даты подписания соглашения уполномоченный орган вносит в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации заявителя в качестве резидента, о чем ему выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента ОЭЗ, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2009 N 554. Именно с даты внесения соответствующей записи в реестр коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) признается резидентом ОЭЗ.

Сообщать "я - резидент" в налоговый и таможенный органы, а также в ФСС и ПФР (если для резидента ОЭЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов) не надо, это сделает уполномоченный орган в течение трех дней со дня регистрации.

О деятельности на территории туристско-рекреационной ОЭЗ

Согласно п. 2.1 ст. 10 Закона об ОЭЗ резидент туристско-рекреационной ОЭЗ вправе осуществлять в этой зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении такой деятельности. Это может быть:

Обратите внимание: в силу п. 4 ст. 10 Закона об ОЭЗ резиденту ОЭЗ запрещено иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Такого же ограничения в отношении ведения деятельности через обособленные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, Законом не установлено. Не запрещено резиденту ОЭЗ и владеть имуществом за пределами ОЭЗ (например, для сдачи в аренду) (Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09).

Что касается индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, не являющихся резидентами ОЭЗ, они свободны в осуществлении предпринимательской деятельности в туристско-рекреационной ОЭЗ. Если лицо утратит статус резидента такой ОЭЗ, оно вправе заниматься предпринимательской деятельностью в этой зоне на общих основаниях (п. 2 ст. 21 Закона об ОЭЗ).

Почему лицо может лишиться статуса резидента ОЭЗ?

Первая, наиболее распространенная причина проста - прекращает действовать соглашение об осуществлении деятельности (п. 1 ст. 21 Закона об ОЭЗ). К обстоятельствам, в результате возникновения которых соглашение прекращает действовать, относятся:

Статус резидента ОЭЗ может быть также утрачен по решению суда на основании заявления органов управления ОЭЗ, если резидент не исполнит предписание об устранении нарушений, выданное по результатам плановой проверки органом государственного или муниципального контроля, до проведения внеплановой проверки. Последняя проводится по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений по согласованию с органами управления ОЭЗ (п. 6 ст. 11 Закона об ОЭЗ). Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

Инициатором лишения через суд лица статуса резидента ОЭЗ может также стать уполномоченный орган в случае поступления к нему от налоговых и таможенных органов информации о нарушениях, допущенных этим лицом и выявленных при осуществлении налогового и таможенного контроля на территории ОЭЗ. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением при выявлении двух и более существенных нарушений (п. 9 ст. 11 Закона об ОЭЗ).

О расторжении соглашения об осуществлении деятельности

Согласно п. п. 1, 2 ст. 20 Закона об ОЭЗ соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон либо судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным основаниям, предусмотренным указанным Законом.

Существенным нарушением условий соглашения со стороны резидента ОЭЗ является:

Резидент ОЭЗ может обратиться в суд с требованием о расторжении договора в случае отказа органов управления ОЭЗ заключить договор аренды земельного участка или государственного (муниципального) имущества. Альтернативой является требование о заключении указанного договора.

Для уполномоченного органа причиной для обращения в суд с требованием о расторжении соглашения может стать наличие отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации, если в разумный срок проектная документация не доработана с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении (п. 6 ст. 20 Закона об ОЭЗ).

Обратим внимание на еще два важных момента. Во-первых, для резидента ОЭЗ утрата данного статуса по его вине (допущение существенных нарушений) и, как следствие, досрочное прекращение действия соглашения чреваты уплатой штрафа в размере, предусмотренном соглашением (п. 5 ст. 21 Закона об ОЭЗ). Во-вторых, прекращение действия соглашения означает прекращение действия и договора аренды государственного (муниципального) имущества, и договора аренды земельного участка, заключенных на условиях, предусмотренных соглашением (п. 6 указанной статьи).

Ну и последний момент: утрата лицом статуса резидента ОЭЗ в других случаях (не по причине расторжения соглашения) влечет за собой прекращение действия соглашения. Другими словами, без соглашения нет статуса резидента РФ и наоборот.

О налоговых льготах для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ

Согласно ст. 5.1 Закона об ОЭЗ налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. В то же время необходимо помнить: акты законодательства РФ, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не применяются в отношении резидентов таких зон в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ (ст. 38 Закона об ОЭЗ). Данное положение не действует в отношении актов законодательства РФ о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров.

Если организация - резидент ОЭЗ применяет обычную систему налогообложения, при исчислении налога на прибыль необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, данная организация может при начислении амортизации по основным средствам, принадлежащим ей на праве собственности, применять специальный повышающий коэффициент (не более 2) (пп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Получается, резидент ОЭЗ наделен правом в ускоренном режиме перенести стоимость собственного основного средства на расходы.

Во-вторых, резиденты ОЭЗ могут попасть в категорию лиц, применяющих льготную налоговую ставку. В силу п. 1 ст. 284 НК РФ (в ред. Федерального закона N 365-ФЗ) ставка по налогу на прибыль составляет 20%, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1.1 - 5.1 указанной статьи. Из них 2% зачисляются в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. Причем ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 284. Фраза об "ином" добавлена Федеральным законом N 365-ФЗ, и это как раз касается организаций - резидентов ОЭЗ, для которых размер указанной пониженной ставки не ограничивается 13,5%, то есть она может быть ниже указанного лимита, но выше быть не может. В случае установления законом субъекта РФ такой ставки она применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от этой деятельности, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ. Поэтому организация - резидент ОЭЗ вправе применять пониженную ставку по налогу на прибыль за отчетные и налоговые периоды, в которых в рамках соглашения о создании ОЭЗ получила доход от деятельности на территории ОЭЗ (Письмо Минфина России от 21.01.2008 N 03-05-04-01/2). Отметим, что Налоговым кодексом не предусмотрен особый порядок ведения раздельного учета вышеуказанных доходов и расходов. Поэтому раздельный налоговый учет доходов и расходов, полученных (понесенных) при осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, налогоплательщики - резиденты ОЭЗ ведут в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 26.10.2011 N 03-11-10/55).

Еще одно важное новшество для организаций - резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, содержится в пп. 1.2 ст. 284 НК РФ, введенном Федеральным законом N 365-ФЗ. Эти организации с 01.01.2012 до 01.01.2023 применяют нулевую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, к прибыли от деятельности, осуществляемой в указанных ОЭЗ, объединенных в кластер, - при условии ведения раздельного учета. Нулевая ставка применяется с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ из числа объединенных в кластер, до 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором утратила названный статус.

Помимо льгот, установленных в отношении налога на прибыль, резиденты ОЭЗ освобождены от исчисления и уплаты:

  1. Налога на имущество - в отношении имущества, учтенного на балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на этой территории в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной зоны. Срок применения льготы - 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (п. 17 ст. 381 НК РФ в редакции Федерального закона N 365-ФЗ). До 01.01.2012 освобождением можно было пользоваться в течение пяти лет с момента постановки на учет имущества. Финансисты, комментируя данную норму в Письме от 28.02.2008 N 03-05-04-01/09, отметили две ситуации. Первая - объекты движимого и недвижимого имущества, созданные или приобретенные для ведения деятельности в ОЭЗ, используются резидентом на территории этой зоны не только в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, но и для иных видов деятельности. Такое имущество, по мнению чиновников, не подлежит обложению налогом на имущество, поскольку нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрен бухучет инвентарного объекта, являющегося единицей учета, в зависимости от его использования одновременно в разных видах деятельности <6>. А вот если такое имущество используется на территории ОЭЗ лишь для иных видов деятельности, его налогообложение осуществляется в общем порядке. То же самое касается имущества, находящегося за пределами ОЭЗ, даже если оно создано или приобретено по соглашению об осуществлении деятельности на территории этой зоны. В указанных случаях резидент ОЭЗ обязан обеспечить для целей налогообложения раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом на имущество объектов. С этой целью он может вести отдельную оборотную ведомость, в которой учитываются инвентарные объекты основных средств и их остаточная стоимость, сформированная по правилам ведения бухгалтерского учета, с учетом их нахождения (движения) на балансе резидента ОЭЗ (об этом Минфин также напомнил в Письме от 26.10.2011 N 03-11-10/55).
<6> Данная позиция представляется спорной.
  1. Земельного налога - в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ. Период применения данной льготы составляет пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ). Финансисты подчеркнули: данная налоговая льгота предоставляется только организациям, являющимся резидентами ОЭЗ, в отношении земельного участка, расположенного на территории ОЭЗ и приобретенного организацией после ее регистрации в качестве резидента этой зоны (Письма от 30.11.2011 N 03-05-05-02/61, от 03.06.2010 N 03-05-05-02/40).

О начислении резидентами туристско-рекреационных ОЭЗ страховых взносов

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах <7>). Они, за исключением плательщиков, названных в ст. ст. 58, 58.1 Закона о страховых взносах, в 2012 - 2013 гг. должны исчислять и уплачивать взносы исходя из следующих тарифов (новая ст. 58.2 указанного Закона, введенная Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ):

<7> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Статьями 58 и 58.1 установлены пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов. К таким льготникам с 01.01.2012 благодаря Федеральному закону N 365-ФЗ относятся и организации (индивидуальные предприниматели), заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер. На 2012 - 2019 гг. для них установлены следующие тарифы страховых взносов:

    Период   
Общий размер
страхового
взноса
        Размер тарифа страхового взноса
      ПФР      
      ФСС      
     ФФОМС
 2012 -      
2017 гг.
     14%    
       8%      
      2%       
      4%
 2018 г.     
     21%    
      13%      
      2,9%     
      5,1%
 2019 г.     
     28%    
      20%      
      2,9%     
      5,1%

Для вышеуказанных льготников в течение 2012 - 2019 гг. будут действовать следующие тарифы страховых взносов в ПФР:

  Период 
    Тариф   
страхового
взноса в ПФР
    Для лиц    
1966 года
рождения и
старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть
трудовой пенсии
Страховая часть
трудовой пенсии
Накопительная часть
трудовой пенсии
 2012 -  
2017 гг.
      8%    
8% -           
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
2% -           
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
6% - индивидуальная
часть тарифа
страховых взносов
 2018 г. 
     13%    
13% -          
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
7% -           
индивидуальная
часть тарифа
страховых
взносов
 2019 г. 
     20%    
20%, из них    
4% - солидарная
часть тарифа
страховых
взносов, 16% -
индивидуальная
часть тарифа
14%, из них    
4% - солидарная
часть тарифа
страховых
взносов, 10% -
индивидуальная
часть тарифа

Солидарная часть тарифа страховых взносов направляется на общий солидарный счет ПФР с целью использования на "общие" цели, индивидуальная часть учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и используется для формирования его пенсионного капитала.

Об иностранных работниках в сфере туризма

В настоящее время существует потребность в привлечении для работы в ОЭЗ высококвалифицированных иностранных специалистов, особенно граждан из стран - мировых лидеров в сфере горнолыжной индустрии. В связи с этим законодатели решили оптимизировать миграционный режим для иностранных граждан, привлекаемых к работе в туристско-рекреационных ОЭЗ. О чем речь?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 365-ФЗ) с 01.01.2012 иностранцы, привлекаемые к трудовой деятельности резидентами туристско-рекреационных ОЭЗ (за исключением индивидуальных предпринимателей), относятся к категории высококвалифицированных специалистов, если:

Иные иностранные граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, признаются высококвалифицированными специалистами, если условия привлечения их к трудовой деятельности предполагают, что их заработок составит не менее 2 млн руб. за год.

Для высококвалифицированных иностранных специалистов действующим законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ установлен упрощенный миграционный учет. Кроме того, при выплате доходов этим лицам исчисляется и удерживается НДФЛ по ставке 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Обратите внимание: привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях, установленных вышеуказанной ст. 13.2, вправе только российские коммерческие организации, в том числе являющиеся резидентами туристско-рекреационных ОЭЗ, при соблюдении следующих требований:

Индивидуальные предприниматели, в том числе имеющие статус резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан в общеустановленном порядке.

О.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"