Мудрый Экономист

Новое в порядке расчета страховых взносов

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 3

В прошлом номере мы рассказали о новых ставках страховых взносов, которые применяются с 01.01.2012. Они установлены Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Федеральный закон N 379-ФЗ).

Данный Закон внес немалые изменения и в порядок исчисления и уплаты страховых взносов, касающиеся не только их величины. Об этом тоже необходимо рассказать.

Полку плательщиков прибыло

Число плательщиков страховых взносов немного увеличилось. До 01.01.2012, в частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах <1> страховые взносы должны были исчислять и уплачивать индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Здесь имеются в виду лица, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Иное предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании <2>. В этой норме сказано, что в целях данного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Это означает, что они являются страхователями по пенсионному страхованию.

<2> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Частной практикой занимаются, например, оценщики, арбитражные управляющие, частные детективы, которые в прежних редакциях п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании даже были выделены отдельно, и другие лица, обеспечивающие себя работой и самостоятельно исчисляющие и уплачивающие страховые взносы.

Теперь они тоже признаются плательщиками страховых взносов. Такое изменение внесено в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах.

В связи с этим напомним, что согласно п. 1 ст. 14 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов, указанные в этом пункте, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз.

К сведению. Согласно Федеральному закону от 01.06.2011 N 106-ФЗ с 01.06.2011 МРОТ равен 4611 руб.

Для всех таких плательщиков с 01.01.2012 упрощено представление отчетности по страховым взносам: от подачи большей ее части они теперь освобождены.

Примечание. Лица, самостоятельно исчисляющие и уплачивающие страховые взносы, больше не отчитываются перед органами контроля.

Так, согласно ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах в редакции, действовавшей до 01.01.2012, у данных плательщиков имелась обязанность представлять в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме РСВ-2 ПФР <3>.

<3> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н.

В этой норме слова "плательщики страховых взносов" заменены словами "главы крестьянских (фермерских) хозяйств", то есть теперь только последние обязаны представлять в органы контроля указанные расчеты.

В ч. 6 ст. 16 Закона о страховых взносах установлена обязанность представлять такой расчет в случае прекращения деятельности до конца расчетного периода в течение 12 дней. Такая обязанность ранее распространялась на индивидуальных предпринимателей, а теперь распространяется на глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, в случае прекращения деятельности аналогичная обязанность была предусмотрена ч. 7 той же статьи (ныне утратившей силу).

Теперь данные лица не обязаны представлять сведения о себе, связанные с индивидуальным (персонифицированным) учетом, в органы ПФР. Ранее вместе с ними надо было представить и копию платежки, из которой следует, что страховые взносы за расчетный период уплачены. Теперь и этого делать не нужно (изменены ст. ст. 8, 11 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ)).

По существу, все указанные лица, исключая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, прекратив деятельность, должны лишь своевременно уплатить окончательную сумму страховых взносов. Срок их уплаты теперь рассчитывается не с момента подачи последнего расчета, а с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности. На это отводится 15 календарных дней (ч. 8 ст. 16 Закона о страховых взносах).

Сказанное означает, что контроль за уплатой (перечислением) страховых взносов плательщиками, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах, в государственные внебюджетные фонды полностью возложен на органы контроля. Теперь они будут определять сумму страховых взносов, подлежащих уплате данными плательщиками, расчетным путем исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ дополнена п. 13), учитывать ее на соответствующих лицевых счетах, сверять с фактически перечисленной суммой.

Что и как теперь следует облагать страховыми взносами?

Объект обложения страховыми взносами определен в ст. 7 Закона о страховых взносах. Согласно п. 1 данной статьи для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 этого Закона, то есть для организаций и индивидуальных предпринимателей, таким объектом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

При этом учитывается, что договоры могут быть заключены с индивидуальными предпринимателями, лицами, занимающимися частной практикой, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах. Они уплачивают страховые взносы сами. Плательщики, производящие им выплаты и вознаграждения, взносы на соответствующие суммы не начисляют.

Но ранее это исключение относилось только к выплатам в рамках гражданско-правовых договоров (см. Письмо Минздравсоцразвития России от 12.08.2010 N 10-4/346149-19). С 01.01.2012 его надо учитывать и в случае выплат в рамках договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права, лицензионных договоров, упомянутых в ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах.

Кроме того, в объект обложения страховыми взносами теперь включаются вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Уточнено понятие застрахованного лица. Оно есть в п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании. Именно застрахованные лица, согласно данному Закону, могут рассчитывать на государственное пенсионное обеспечение. Но это понятие, поскольку оно приводится в указанном пункте, выглядит неполным по сравнению с указанием на то, с каких выплат и вознаграждений исчисляются и уплачиваются страховые взносы.

Так, в объект обложения страховыми взносами в новой редакции включаются выплаты по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями. А застрахованными лицами считались лишь работающие по авторскому или лицензионному договору.

Теперь понятие застрахованного лица соответствует тому, которое было дано для определения объекта обложения страховыми взносами (правда, оно применялось до 2011 г.). Почему-то в поправке к Закону об обязательном пенсионном страховании забыли упомянуть о вознаграждениях, начисляемых организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями. А ведь такие пользователи тоже могут быть застрахованными лицами. Иначе и начислять взносы на такие выплаты было бы неправомерно.

Поправка для руководителей-учредителей

Законодатели решили уточнить, что застрахованными лицами являются руководители организаций - единственные участники (учредители), члены организаций, собственники их имущества, если они работают по трудовому договору.

В Трудовом кодексе есть гл. 43, которой установлены особенности регулирования труда руководителя организации. Из нее следует, что с руководителем организации должен быть заключен трудовой договор, но согласно ст. 273 ТК РФ положения данной главы не распространяются на случаи, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

В Письме Минздравсоцразвития России от 18.08.2009 N 22-2-3199 поясняется, что в основе данной нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных участников (членов, учредителей) у организации просто нет. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа - директора, генерального директора, президента и т.д.

Отсюда ведомство делает вывод, что управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе и трудового (см. также Письмо Роструда от 28.12.2006 N 2262-6-1).

ФСС РФ в Письме от 21.12.2009 N 02-09/07-2598П высказался иначе. Чиновники приняли к сведению указание, имеющееся в ст. 273 ТК РФ, но заметили, что ТК РФ не содержит норм, запрещающих применение его общих положений к трудовым отношениям, когда работник и работодатель являются одним лицом. То есть чиновники допустили заключение трудового договора с таким руководителем на общих основаниях, не пояснив, правда, кто же все-таки должен подписать договор со стороны организации.

Причем работники ФСС указали, что свое разъяснение они приводят с учетом позиции Минздравсоцразвития, которая, следовательно, кардинально поменялась.

Так или иначе, буквальное прочтение новой формулировки п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании позволяет решить, что именно работающий по трудовому договору руководитель, являющийся единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, становится застрахованным лицом. Хотя логично было бы предположить, что и в отсутствие трудового договора, коль скоро некоторые чиновники в этой ситуации считают его заключение абсурдным, такой руководитель должен обладать теми же правами, что и при его наличии, а организация с выплат ему должна уплачивать страховые взносы.

Что касается данных прав, они включают в себя не только право на пенсию. В том же Письме ФСС речь шла об отнесении руководителя к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию подлежат граждане РФ, работающие по трудовым договорам. Теперь благодаря уточнению, сделанному Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, в их число также входят руководители, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организации, собственниками ее имущества. На них распространяется и обязательное медицинское страхование (аналогичное изменение претерпела ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Страховать надо и иностранцев

Еще одна категория лиц, которые впервые будут признаваться застрахованными, - иностранцы, временно пребывающие на территории РФ.

К сведению. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане в нашей стране могут иметь три статуса:

До 01.01.2012 застрахованными лицами в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании считались только иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ, а также лица без гражданства. Теперь к ним присоединились иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ. Но для них, а также для лиц без гражданства есть условие: они должны заключить трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.

Исключение составляют иностранные высококвалифицированные специалисты, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.

Таким образом, временно пребывающие в РФ иностранцы, заключившие указанные договоры, признаются застрахованными лицами, но только по обязательному пенсионному страхованию. В ст. 9 Закона о страховых взносах перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. В частности, это суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).

Теперь уточнено, что эта норма не распространяется на случаи, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Речь идет как раз о Законе об обязательном пенсионном страховании. Он дополнен новой ст. 22.1.

Причем в отношении таких лиц страховые взносы в ПФР уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. А вот иностранцы, временно или постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать и на накопительную часть трудовой пенсии, по ним взносы в ПФР уплачиваются в общем порядке, как в отношении граждан РФ, в зависимости от года рождения этих застрахованных лиц.

Больше электронных документов!

В последнее время во всех сферах предпринимательской деятельности усиливается стремление контролирующих органов перейти на электронный документооборот. Это касается и законодательства о страховых взносах, в связи с чем Федеральный закон N 379-ФЗ затронул ряд его положений.

Так, уточнен порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов. Орган контроля может вынести такое решение в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок.

Согласно ч. 6 ст. 19 Закона о страховых взносах на доведение решения до сведения плательщика страховых взносов отводится шесть дней после дня вынесения указанного решения. Ранее это предлагалось сделать под расписку или другим способом, который однозначно удостоверял бы дату вручения. Только при невозможности этого решение направлялось заказным письмом.

Теперь уточнено, что оно передается руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю). Варианты направления - лично под расписку, по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Причем эти варианты равноправны, органом контроля может быть выбран любой из них.

В соответствии с ч. 7 ст. 19 Закона о страховых взносах в течение месяца со дня принятия указанного решения органом контроля направляется в банк поручение на перечисление сумм страховых взносов - теперь тоже в электронном виде. Причем важное уточнение сделано в п. 2 ст. 24 Закона о страховых взносах. В нем речь идет об обязанности банка исполнять поручение плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда. Теперь так же банк должен поступать и в отношении поручений плательщика на перечисление пеней и штрафов.

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки по страховым взносам орган контроля передает плательщику требование об уплате недоимки, пеней и штрафов. Порядок его направления изменился в точности так же, как и в отношении решения о взыскании взносов (ч. 7 ст. 22 Закона о страховых взносах).

Так происходит и в случае, когда во время проверки плательщика органы контроля реализуют свое право истребовать документы, для чего плательщику направляется требование об их истребовании (ст. 37 Закона о страховых взносах). В свою очередь плательщик может не только представить их в виде копий, как ранее, но и направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Что касается копий, уточнено: они передаются лично или через представителя. Нотариального заверения копий не требуется ни в том, ни в другом случае. Однако стало не вполне ясно, как именно их надо заверять. Дело в том, что прежде в п. 2 ст. 37 Закона о страховых взносах просто указывалось: копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Теперь такое указание почему-то отсутствует.

В связи с этим напомним, что в РФ до сих пор действует Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан". Согласно п. 1 данного документа верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии (учреждении, организации).

Кроме того, в соответствии с п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" <4> при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. При этом допускается заверять копию документа печатью, определяемой по усмотрению организации.

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Другая неясность может возникнуть при направлении истребованных документов по почте заказным письмом. Не разъясняется, какая дата считается днем получения органом контроля такого письма. Общее требование - документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (ч. 5 ст. 37 Закона о страховых взносах).

Очевидно, что это условие распространяется и на направление документов по почте, причем получается, что они должны быть получены органом контроля в течение указанного срока. То есть надо учесть срок доставки заказного письма.

К сведению. Согласно п. 7 ст. 37 Закона о страховых взносах ответственность за непредставление проверяемых документов в установленные сроки предусмотрена ст. 48 данного Закона. С 01.01.2012 штраф стал равен 200 руб. за каждый непредставленный документ (ранее - 50 руб.).

По телекоммуникационным каналам связи или по почте заказным письмом, а не только лично под расписку направляется теперь и акт проверки (ч. 4 ст. 38 Закона о страховых взносах). Ранее направление акта по почте было возможно при уклонении плательщика от его получения. То же самое изменилось в отношении решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч. 13 ст. 39 Закона о страховых взносах).

Санкции для плательщиков - как в Налоговом кодексе

Изменился порядок наложения санкций за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона о страховых взносах). Теперь за это грозит штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Ранее этот штраф дифференцировался в зависимости от срока опоздания с представлением расчета. Если срок был равен 180 дням и менее, штраф взимался в том же размере, что и с 01.01.2012, но его минимальный размер составлял всего лишь 100 руб.

Если расчет не подан в течение более чем 180 дней, то штраф составлял минимум 1000 руб. Но в прежней редакции данной нормы в любом случае предусматривалось взимание штрафа за указанное нарушение исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета.

Однако данный расчет составляется за каждый отчетный, а также расчетный период нарастающим итогом. В то же время он представляется ежеквартально. Это значит, что в общем случае, то есть при отсутствии просроченных задолженностей, уплате на основе расчета подлежат только суммы, начисленные за прошедший квартал, а не все суммы, начисленные с начала года. Но в ст. 46 Закона о страховых взносах неопределенно говорилось о том, что штраф должен исчисляться от суммы, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, то есть можно было подумать, что речь идет о всей сумме, подлежащей уплате с начала года, ведь она отражается в расчете.

Территориальные контролирующие органы нередко так и трактовали данную норму, встречая, правда, закономерные возражения в судах (Постановления ФАС ВСО от 10.10.2011 по делу N А78-1626/2011, ФАС ЗСО от 04.10.2011 по делу N А27-3150/2011, ФАС ПО от 13.10.2011 по делу N А55-5387/2011, ФАС УО от 12.09.2011 N Ф09-5452/11). Из официальных разъяснений также следовало, что штраф надо рассчитывать исходя из начисленных за квартал сумм (см. Письма ФСС РФ от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910, Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 507-19, п. 2.1 Распоряжения Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р).

Примечание. Штраф за непредставление расчета по страховым взносам рассчитывается от сумм, начисленных за квартал.

Тем не менее, чтобы в дальнейшем исключить какие-либо споры, законодатели изменили формулировку в ст. 46 Закона о страховых взносах. Теперь подчеркивается, что для расчета штрафа берется именно сумма, начисленная к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Правда, кажется несколько странным, что не учитывается факт погашения этой задолженности. Можно вообще не заплатить взносов, начисленных за квартал, или уплатить их полностью - штраф за непредставление расчета будет одинаковым.

Дополнительно в указанной статье теперь установлена ответственность за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в размере 200 руб. По-видимому, эта, не вполне удачная, формулировка подразумевает наложение такой санкции на плательщика, обязанного отчитываться электронно в силу закона, но ограничившегося представлением расчета в бумажном варианте.

Во всяком случае именно так трактуется аналогичная норма, приведенная в ст. 119.1 НК РФ. Налоговая служба в Письме от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ поясняет, что ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации (расчета) соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации (расчета), указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в принятии налоговой декларации налоговый орган в данном случае не вправе.

В Законе о страховых взносах появилась новая ст. 46.1. Она предусматривает, что за нарушение плательщиком страховых взносов установленного срока представления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке взыскивается штраф в размере 5000 руб. <5>.

<5> Точно такая же ответственность установлена за непредставление в установленные сроки информации об открытии (закрытии) расчетного счета в налоговые органы (ст. 118 НК РФ).

Представлять подобное сообщение в письменном виде в территориальные органы контроля по месту своего нахождения в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов обязывает плательщиков п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах. Но никакой ответственности за невыполнение этой обязанности установлено не было. Теперь данный недочет исправлен. Формы уведомлений об открытии (закрытии) расчетного счета можно найти в Письме ФСС РФ от 28.12.2009 N 02-10/05-13656 и на сайте ПФР.

К сведению. Сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов об открытии (закрытии) депозитных, а также ссудных и транзитных валютных счетов не требуется (Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1274-19).

Напомним также, административная ответственность за данное нарушение была предусмотрена и ранее. Согласно ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ за это должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 2000 руб.

М.В.Подкопаев

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"