Мудрый Экономист

Новый закон о бухучете: изучаем поправки

"Вмененка", 2012, N 2

Президент РФ Д.А. Медведев 6 декабря 2011 г. подписал Федеральный закон N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который с 1 января 2013 г. заменит действующий сейчас Закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Рассмотрим основные положения нового Закона.

В настоящее время порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Как видно, этот Закон был принят 16 лет назад. Учитывая, что экономическая ситуация в стране не стоит на месте, законодатели пришли к выводу о необходимости приведения норм бухгалтерского учета в соответствие современным условиям.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ) целью нового Закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, стоит обратить внимание, что в новом Законе совершенно иначе сформулировано определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера действия Закона.

Так, в Законе N 129-ФЗ сказано, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

К основным задачам бухгалтерского учета действующий Закон относит:

Согласно действующему законодательству от ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также участники проекта "Сколково".

В новом же Законе N 402-ФЗ под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных этим Законом, в соответствии с установленными требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Положения Закона N 402-ФЗ будут распространяться на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, филиалы и представительства иностранных и международных организаций на территории РФ. Исключение составляют:

Примечание. Закон N 402-ФЗ не освобождает "упрощенцев" от ведения бухгалтерского учета.

Новым Законом значительно расширен перечень объектов бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 5 Закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

Далее рассмотрим основные положения нового Закона.

Порядок организации ведения бухучета

В настоящее время исполнять обязанности бухгалтера может и сам руководитель организации. В будущем же он обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ.

Вести бухучет самостоятельно по новым правилам смогут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.

Довольно отчетливо Закон N 402-ФЗ обозначил и требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтеры или иные должностные лица, на которых будет возлагаться ведение бухгалтерского учета. К таким требованиям относятся:

Примечание. В Законе N 129-ФЗ подобные требования к главным бухгалтерам отсутствуют.

Как быть, если...

...главный бухгалтер вашей организации не соответствует установленным требованиям

Требования к главным бухгалтерам (или иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета), установленные Законом N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу этого Закона уже возложено ведение бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ.

Указанные требования также будут предъявляться к физическим лицам, с которыми экономический субъект заключит договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета. А юридические лица, с которыми организация заключит договор об оказании таких услуг, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям.

Обратите внимание: указанные требования будут предъявляться только к определенным категориям экономических субъектов, а именно:

Первичная документация

Изменения в законодательстве о бухгалтерском учете затронули также и первичные документы. В настоящее время первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). И только если форма документа не предусмотрена в этих альбомах, компания может разработать ее самостоятельно.

В Законе N 402-ФЗ подобного требования уже нет. То есть получается, что любой документ компания может разработать самостоятельно независимо от того, есть его форма в альбомах или нет. Вместе с тем требование об обязательных реквизитах, которые должны содержать самостоятельно разработанные организацией первичные документы, осталось. Напомним эти реквизиты:

Примечание. Об этом - п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Составить его можно на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Что же касается регистров бухгалтерского учета, то их формы также будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета.

При этом регистры бухгалтерского учета, так же как и первичная документация, должны содержать обязательные реквизиты. Согласно п. 4 ст. 10 Закона N 402-ФЗ к ним относятся:

Примечание. Порядок внесения исправлений в первичные документы и регистры бухгалтерского учета остается прежним.

Составляться регистры бухгалтерского учета могут как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Бухгалтерская отчетность

Некоторые изменения затронули и бухгалтерскую отчетность организаций. В соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности организации входят:

Примечание. Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Возьмите на заметку. В формы бухгалтерской отчетности внесены изменения

Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н внесены изменения в Приказ от 02.07.2010 N 66н, которым утверждены формы бухгалтерской отчетности. Согласно этим изменениям, в частности, форма отчета о движении денежных средств изложена в новой редакции. В бухгалтерском балансе скорректированы наименования некоторых строк, а также введены дополнительные. Так, например, в раздел "Внеоборотные активы" будут включены строки "Нематериальные поисковые активы" и "Материальные поисковые активы".

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, содержатся в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденном Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Указанная отчетность представляется по итогам каждого квартала нарастающим итогом, а также за год.

Квартальную бухгалтерскую отчетность следует представлять в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

С 2013 г. отчет о прибылях и убытках будет называться отчетом о финансовых результатах. Главным нововведением Закона N 402-ФЗ следует считать то, что обязательно должна будет представляться только годовая бухгалтерская отчетность. Промежуточную бухгалтерскую отчетность необходимо будет составлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности началом отчетного периода является 1 января, а окончанием - отчетная дата периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская отчетность. По новым правилам бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

К сведению: в 2013 г. обязанность представлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту регистрации экономического субъекта сохранится. Об этом сказано в ст. 18 Закона N 402-ФЗ.

Примечание. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Регулирование бухгалтерского учета

Новый Закон устанавливает новую систему регулирования бухгалтерского учета, которая основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций. Этому вопросу посвящена целая гл. 3 Закона N 402-ФЗ. В ней установлены принципы регулирования бухгалтерского учета, состав и требования к документам, регулирующим ведение учета.

Так, в соответствии с положениями ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета будет осуществляться на основании следующих принципов:

Обратите внимание, что в Законе N 402-ФЗ все-таки заявлена необходимость наличия упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства.

Статьей 21 Закона N 402-ФЗ определено, что к документам, регулирующим порядок ведения бухучета, отнесены:

Федеральные и отраслевые стандарты будут обязательны к применению, если иное не установлено данными стандартами.

При этом федеральные стандарты устанавливают определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, способы денежного измерения объектов учета, требования к учетной политике, план счетов и порядок его применения, состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности, описание упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства, а отраслевые стандарты - особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Об этом сказано в п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов и применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организаций и ведения ими бухгалтерского учета.

Важный момент закреплен в п. 15 ст. 21 Закона N 402-ФЗ. Он заключается в том, что федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Закону N 402-ФЗ.

Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам.

Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Примечание. До принятия федеральных и отраслевых стандартов необходимо применять ранее утвержденные правила ведения бухучета (п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Как уже упоминалось выше, новая система регулирования бухучета основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций.

Устанавливается, что органами государственного регулирования бухучета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ.

Регулирование бухгалтерского учета могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития учета. Все они и являются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Об этом - ст. 22 Закона N 402-ФЗ.

Новый Закон также определяет функции субъектов государственного и негосударственного регулирования бухучета.

Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов закреплен в ст. 27 Закона N 402-ФЗ.

Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухучета.

Проект федерального стандарта должен пройти публичное обсуждение. Для этого разработчик размещает его в открытом доступе - в печатных изданиях, Интернете. Обсуждение должно проходить не менее трех месяцев, во время которых заинтересованные лица могут подавать письменные замечания и предложения. Разработчик не вправе отказать в приеме таких замечаний и предложений.

По результатам рассмотрения замечаний проект дорабатывается разработчиком и после этого передается в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу проекта.

К доработанному проекту обязательно должен быть приложен перечень полученных в письменной форме замечаний и предложений от заинтересованных лиц.

Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его.

Затем такое предложение вместе с результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган, который в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Принятый к утверждению проект федерального стандарта в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

Таким образом, на начальном этапе публичного обсуждения проекта любой желающий вправе принять участие в разработке федеральных стандартов.

В заключение напомним, что новый Закон вступит в силу с 1 января 2013 г., после чего станет обязательным к применению на всей территории Российской Федерации.

Е.Г.Ромашкина

Эксперт журнала "Вмененка"