Мудрый Экономист

Пожарная безопасность: на что обратить внимание бухгалтеру?

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 2

Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или ПБОЮЛ, должен обеспечить пожарную безопасность объектов, используемых в предпринимательской деятельности <1>. Основная цель - защита от пожара товаров (продукции), помещений и работающих в них сотрудников. Таковы положения действующего законодательства, и с этим ничего не поделаешь.

<1> В данном случае под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ)).

Следует отметить, что решение поставленного вопроса сопряжено с несением хозяйствующим субъектом определенных расходов. К числу таковых можно причислить, например, затраты на составление декларации пожарной безопасности (пожарной декларации) и оценку пожарного риска, на услуги по техническому обслуживанию противопожарных средств, противопожарное обучение и т.д.

В данной статье поговорим о том, как учесть указанные расходы для целей налогообложения.

Пожарная декларация

Как правило, услуги специализированных организаций по составлению пожарной декларации обходятся хозяйствующим субъектам недешево. На практике их стоимость может доходить до 100 - 200 тыс. руб., а иногда и более.

В этой связи возникает вопрос: как правильно списать данные расходы для целей налогообложения: единовременно, в составе прочих расходов? Или их следует включить в первоначальную стоимость основного средства и затем погашать путем начисления амортизации?

Также интересно, будут ли затраты на пожарную декларацию участвовать в расчете налога на имущество организаций.

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, разберемся, что представляет собой декларация пожарной безопасности. Согласно п. 7 ст. 2 Закона N 123-ФЗ это не что иное, как форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Форма декларации и Порядок ее регистрации утверждены Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91. Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со ст. 64 Закона N 123-ФЗ и ст. 49 Градостроительного кодекса и в обязательном порядке составляется в отношении:

К сведению. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей (п. 5 ст. 64 Закона N 123-ФЗ).

В соответствии со ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Примечание. Декларация пожарной безопасности содержит лишь оценку пожарного риска на объекте защиты и не свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект соблюдает все правила пожарной безопасности (Постановление ВС РФ от 16.06.2011 N 5-АД11-15).

Обязательность составления декларации пожарной безопасности установлена Законом N 123-ФЗ. Собственно, она никем не оспаривается.

Таким образом, по мнению автора, сама по себе декларация пожарной безопасности не отвечает критериям, определяющим объекты основных средств, соответственно, затраты по ее заполнению следует списывать единовременно на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Напомним, согласно указанной норме хозяйствующие субъекты могут учесть при налогообложении, в частности, расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Обращаем ваше внимание, что данный подход справедлив и по отношению к списанию расходов на услуги по заполнению декларации пожарной безопасности по готовому, сданному в эксплуатацию зданию.

Если речь идет о расходах на получение декларации по строящемуся объекту, то списание затрат по ее заполнению происходит несколько иным способом. В частности, в целях исчисления налога на прибыль их следует относить на первоначальную стоимость амортизируемого имущества - строящегося объекта. К такому выводу нас подталкивает п. 1 ст. 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.

Таким образом, расходы по составлению декларации, включенные в первоначальную стоимость объекта основных средств, списываются после его ввода в эксплуатацию посредством амортизационных отчислений (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 4 ст. 259 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Подход к решению вопроса об обложении налогом на имущество будет аналогичным рассмотренному нами в отношении налога на прибыль. То есть расходы на декларацию по строящемуся объекту включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств и после его ввода в эксплуатацию облагаются налогом на имущество организаций.

В отношении затрат на декларацию по готовому, достроенному и введенному в эксплуатацию объекту ни о каком налоге на имуществе говорить не приходится.

Договор с коммерческой организацией

На практике подразделения частной пожарной охраны (ЧПО) иногда предлагают хозяйствующим субъектам более выгодные условия сотрудничества (оказание услуг по техническому обслуживанию противопожарных средств), нежели их коллеги из муниципалитета.

В этой связи возникает вопрос: может ли налоговый орган отказать хозяйствующему субъекту в принятии расходов по вышеуказанным услугам по договору с коммерческой организацией - подразделением ЧПО?

В ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ <2> приведены обязанности руководителей организации в области пожарной безопасности. Выделим основные:

<2> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ст. 12.1 Федерального закона N 69-ФЗ подразделения ЧПО создаются в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений ЧПО осуществляются в соответствии с ГК РФ. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения ЧПО оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Этим положением законодатель дает возможность заинтересованным хозяйствующим субъектам, помимо нахождения под защитой штатных государственных и муниципальных пожарных формирований, дополнительно защитить себя, заключив с соответствующей организацией договор об оказании услуг в данной сфере деятельности.

Позволяя пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ включать в налогооблагаемую базу расходы на обеспечение пожарной безопасности, законодатели не ограничили возможности хозяйствующих субъектов заключением договоров о сотрудничестве только с подразделениями муниципальной пожарной охраны. Таким образом, факт заключения договора оказания услуг по техническому обслуживанию противопожарных средств с коммерческой организацией (подразделением ЧПО) никак не может повлиять на списание расходов для целей налогообложения. Другими словами, отказать в принятии к учету расходов на обеспечение пожарной безопасности по таким договорам налоговый орган не вправе.

Расходы на обучение

В соответствии с п. 31 Норм пожарной безопасности <3> руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму (ПТМ) в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации.

<3> Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утв. Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645.

Кроме того, в рамках данного обучения отрабатываются действия при возникновении пожара в организации, которые позволяют выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение по программе ПТМ проводится на основании договоров, заключенных со специализированными учреждениями (п. 37 Норм пожарной безопасности).

Обучение ПТМ руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения (п. 32 Норм пожарной безопасности).

Если деятельность организации связана с пожароопасными производствами, то ее руководителям и специалистам рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах со специальными полигонами, учитывающими специфику производства. В данном случае периодичность обучения - один раз в год.

Затраты на обучение ПТМ списываются при исчислении налогооблагаемой базы на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ как пожарные расходы.

В данном случае не стоит забывать о п. 1 ст. 252 НК РФ, в котором говорится, что расходами для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Для документального подтверждения расходов на обучение ПТМ хозяйствующему субъекту следует запастись:

Нужна ли лицензия?

В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации порой возникает необходимость в собственной службе (подразделении) пожарной охраны. Ее создание предполагает определенные затраты, направленные на приобретение оборудования для пожаротушения, спецтехники (в том числе пожарного автомобиля). Однако на практике налоговики иногда отказывают организации в учете указанных расходов для целей налогообложения, ссылаясь на отсутствие у созданной службы (подразделения) охраны соответствующей лицензии. Может ли данный факт (отсутствие лицензии) послужить поводом для отказа в принятии расходов в рассматриваемой ситуации?

По мнению автора, может. Посмотрим, почему.

С учетом положений ст. 12.1 Федерального закона N 69-ФЗ приходим к выводу, что собственник вправе создать подразделение ЧПО в любой допускаемой действующим законодательством организационно-правовой форме - каких-либо ограничений не установлено. Таким образом, служба пожарной охраны может быть создана на базе действующей организации (иметь статус структурного подразделения существующего юридического лица) или выведена в отдельную коммерческую структуру (новое юридическое лицо).

Это утверждение косвенно подтверждается ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ, в которой говорится, что руководители организации имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств.

Вместе с тем в данном случае не стоит сбрасывать со счетов Закон о лицензировании отдельных видов деятельности <4>, в пп. 14 п. 1 ст. 12 которого указано, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит обязательному лицензированию.

<4> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Следовательно, деятельность службы (подразделения) пожарной охраны организации без соответствующей лицензии будет считаться противозаконной.

Учитывая данные обстоятельства и положения ст. 252 НК РФ, можно сделать вывод, что расходы организации по созданию собственной службы (подразделения) пожарной охраны, направленные на оснащение рабочих мест, приобретение противопожарного оборудования, спецтехники и т.д., в рассматриваемой ситуации не могут являться экономически обоснованными. Для списания вышеуказанных расходов в целях налогообложения вновь созданные подразделения пожарной охраны должны иметь на осуществляемую деятельность соответствующее разрешение - лицензию.

С.Н.Кудряшов

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"