Мудрый Экономист

Изменение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц как дополнительный источник доходов регионального и местных бюджетов (на примере владимирской области)

"Налоги и налогообложение", 2011, N 12

Аннотация. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) предусматривает право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей изменять в пределах, установленных в НК РФ, размеры социальных и имущественных налоговых вычетов (ст. 222 НК РФ). Реализация данных полномочий объективно создает предпосылки для увеличения доходной части регионального и местных бюджетов.

В Российской Федерации при взимании налога на доходы физических лиц (НДФЛ) предусмотрено применение налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).

Размеры налоговых вычетов по НДФЛ установлены в НК РФ и могут применяться физическими лицами только при получении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть налоговые вычеты по НДФЛ - это право, а не обязанность.

Практика показывает, что не все категории налогоплательщиков пользуются этим правом, а значит, объективно существуют законодательные возможности по ограничению размеров налоговых вычетов с целью увеличения налоговых поступлений.

Статьей 222 "Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению социальных и имущественных вычетов" НК РФ предусмотрено, что "в пределах размеров социальных налоговых вычетов, установленных статьей 219 настоящего Кодекса, и имущественных налоговых вычетов, установленных статьей 220 настоящего Кодекса, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей" <1>.

<1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ: Принят Госдумой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июл. 2000 г. // Парл. газ. 2000, 10 авг.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 32. Статья 3340.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что данное право предоставлено НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не случайно, поскольку согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (БК РФ) НДФЛ подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах:

<2> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июл. 1998 г. N 145-ФЗ: Принят Госдумой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июл. 1998 г. // Рос. газ. 1998, 12 авг.; Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Статья 3823.

Таким образом, НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

Результаты проведенного анализа законодательной базы регионов России показывают, что в настоящее время ни в одном субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган субъектов РФ не воспользовался предоставленным данной статьей правом.

Рассмотрим возможности реализации этого права на примере Владимирской области.

Норма ст. 222 НК РФ предполагает возможность изменять социальные и имущественные налоговые вычеты, учитывая особенности региона, под которыми в первую очередь следует понимать бюджетные возможности (дотационный регион или регион-донор).

Согласно Приложению 17 (Таблица 1) к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с изм. и доп.) (принят ГД ФС РФ 20.11.2009) Владимирская область как субъект Российской Федерации отнесена к дотационным регионам с распределением дотаций на 2010 г. на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 3 917 012 900 руб. <3>.

<3> О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ // Рос. газ. 2009, 4 декабря. N 232 (Закон), 11 декабря. N 238 (Приложения); Собр. закон-ва. 2009, 7 декабря. N 49 (ч. 1) (начало), 7 декабря. N 49 (ч. 2) (окончание).

Согласно Приложению 30 (Таблица 1) к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (принят ГД ФС РФ 24.11.2010) данная сумма значится в несколько меньшем размере, а именно в сумме 3 391 891 400 руб., зато предусмотрены также дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 133 420 300 руб. (таблица 2 Приложения 30) <4>, чего в 2010 г. предусмотрено не было. Данные показатели свидетельствуют, что общая потребность в федеральных средствах в 2011 г. по сравнению с 2010 г. снижается на 10%.

<4> О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ // Парл. газ. 2010, 17 - 23 декабря. N N 65 - 66 (Закон); Рос. газ. 2010, 17 декабря. N 286 (Закон); Рос. газ. 2010, 20 декабря. N 287 (Приложения N N 1 - 8, 11).

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 25.12.2009 N 180-ОЗ (с изм. и доп.) "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят Постановлением ЗС Владимирской области от 23.12.2009 N 422) предусмотрены основные характеристики областного бюджета на 2010 г., а именно:

  1. прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 29 198 412 700 руб. <5>.
<5> Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Обл. закон Владимирской области от 25 декабря 2009 г. N 180-ОЗ: Принят Пост. ЗС Владимирск. области от 23 дек. 2009 г. N 422 // Владимирск. ведом. 2009, 29 декабря.

Исходя из данных показателей сумма дотаций бюджета Владимирской области в 2010 г. составляет немногим более 13% прогнозируемого общего объема доходов (3 917 012 900 руб. / 29 198 412 700 руб. x 100%).

Если рассматривать Закон Владимирской области от 24.12.2010 N 126-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (принят Постановлением ЗС Владимирской области от 16.12.2010 N 372) <6>, то в нем предусмотрена мобилизация доходов в сумме 29 568 384 400 руб. При соотнесении суммы различных дотаций из федерального бюджета на 2011 г. с суммой доходов регионального бюджета также получается весьма существенная величина (12%) (3 525 311 700 руб. / 29 568 384 400 руб. x 100%).

<6> Об областном бюджете на 2011 год на плановый период 2012 и 2013 годов: Обл. закон Владимирской области от 24 декабря 2010 г. N 126-ОЗ: Принят Пост. ЗС Владимирск. области от 16 дек. 2010 г. N 372 // Владимирск. ведом. 2010, 27 декабря.

Относительный показатель дотаций в 2010 г. (13%) и чуть ниже в 2011 г. (12%) представляет собой существенную величину, поэтому решение проблемы увеличения доходов регионального и местных бюджетов является актуальной задачей.

В этой связи можно говорить, что у субъекта Российской Федерации (Владимирской области) существуют предпосылки, при которых возможна реализации права, предусмотренного ст. 222 НК РФ.

Согласно действующему налоговому законодательству социальные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются в следующих размерах:

  1. в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
  2. в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, за усыновленных детей в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;
  3. в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по своему лечению, по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости медикаментов. По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов;
  4. в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и страховых взносов, по договорам добровольного пенсионного страхования в свою пользу, в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов;
  5. в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Социальные налоговые вычеты, указанные в п. п. 2 - 5 (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

  1. в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 руб.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им расходов, связанных с получением этих доходов. Пользуясь этим правом, следует обратить внимание на то, что оно реализуется только при приобретении движимого или недвижимого имущества с наличием фактического расхода, подтвержденного документами. В случаях же получения имущества в дар, по наследству или при приватизации жилья следует применять ограничения по суммам, равным 1 000 000 руб. (по недвижимости) и 250 000 руб. (по движимому имуществу);

  1. в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов:

на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на данное строительство либо приобретение вышеуказанных объектов недвижимости.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов.

Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не допускается.

С учетом дотационности региона (Владимирская область) рост поступлений НДФЛ в региональный бюджет за 2010 г. по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. ниже инфляционного <7> (темп роста - 103,2% <8>) и право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по изменению размера социальных и имущественных вычетов предлагается:

  1. В отношении социальных налоговых вычетов:
<7> По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), официальная инфляция в России за 2010 г. составила 8,8%.
<8> Официальные данные сайта www.r33.nalog.ru (Поступление основных видов налогов и сборов, администрируемых ФНС России по уровням бюджетной системы по Владимирской области за 2010 г.).
  1. В отношении имущественных налоговых вычетов, связанных с приобретением и строительством жилья, предлагается уменьшить их размер до 1 000 000 руб. с ограничением в их использовании до двух раз, устранив при этом часто возникающую на практике конфликтную ситуацию между покупателями и продавцами недвижимости по установлению цены реализации в договоре, равной 1 000 000 руб., если фактическая цена продажи недвижимости превышает 1 000 000 руб.

Вывод.

Таким образом, подводя итоги исследования по совокупности всех обстоятельств и факторов данной проблемы, можно утверждать, что при ее рассмотрении в первом приближении усматриваются объективные предпосылки к реализации законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации права, предусмотренного ст. 222 НК РФ.

При этом, реализуя данное право во Владимирской области в отношении корректировки социальных и имущественных налоговых вычетов, можно объективно ожидать роста доходов регионального и местных бюджетов без существенного ущерба социальной составляющей данного вопроса.

Библиография

  1. Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / Под ред. Л.Л. Горшковой // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
  2. Кругликов И. Вычет - в помощь // Расчет. 2010. N 4.
  3. Левадная Т.Ю. Вычеты по НДФЛ при продаже имущества // Налоговый вестник. 2010. N 2.
  4. Левадная Т.Ю. Социальные налоговые вычеты по расходам на лечение // Налоговый вестник. 2010. N 1.
  5. Петров А.В. Налоговая экономия: реальные решения. М.: Бератор-Паблишинг, 2009.
  6. Струев И.А. Имущественный вычет и особенности его применения // Все для бухгалтера. 2010. N 7.
  7. Теплова Н.А. Нестандартные вычеты по НДФЛ в 2010 г. // Упрощенка. 2010. N 3.
  8. Терехова В.А. О налоговом вычете на обучение // Все для бухгалтера. 2010. N 8.
  9. Толмачев И.А. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Глава 23. М.: РОСБУХ, 2009. 83 с.
  10. Тютюрюков В.Н., Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б. Метаморфозы вычетов по НДФЛ // Налоговая политика и практика. 2010. N 4.

А.А.Баженов

Е.В.Усачева