Мудрый Экономист

Налогообложение некоммерческих организаций: нововведения, перспективы и нерешенные проблемы

"Налоги и налогообложение", 2011, N 11

Аннотация. Автором представлен анализ изменений, направлений реформирования и оставшихся без решения проблем налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.

Количество некоммерческих организаций в России за последние пять лет возросло на 42% (график 1) и составило 684 412 на 01.04.2010, это связано с расширением их сферы деятельности, усложнением функций, появлением новых организационно-правовых форм, развитием гражданского общества. Большинство некоммерческих организаций создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, тем самым выполняя часть возложенных на государство функций, поэтому в последнее время все больше внимания на высшем уровне уделяется их поддержке, в том числе через налоговые преференции <1>.

<1> Согласно сведениям о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на определенную дату (форма 1-ЮР), опубликованным на сайте ФНС России (URL: http://www.nalog.ru/).

График 1

Количество некоммерческих организаций, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ на определенную дату <1>

800 000 T------------------------------------------------------------
¦
¦
¦ 682 202
¦ 656 233 *
¦ 621 986 *
¦ 610 564 *
¦ *
600 000 +------------------------------------------------------------
¦ 572 386
¦ *
¦480 183
*
¦
¦
¦
400 000 +------------------------------------------------------------
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
200 000 +------------------------------------------------------------
¦
¦
¦
¦
¦
¦
¦
+-----------T-----------T-----------T-----------T-----------¬
01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010
* Количество некоммерческих организаций

Одним из направлений налоговой политики на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 гг.), одобренных Правительством РФ <2>, является внесение изменений в налогообложение некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социально значимых областях. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 2009 г. Президент Дмитрий Медведев <3> также подчеркивает необходимость предоставления налоговых льгот некоммерческим организациям, получившим статус социально ориентированных. В связи с этим в марте 2010 г. Минфин России подготовил проект федерального закона <4>, вносящего поправки в Налоговый кодекс РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности. А законопроект <5> "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", благодаря которому будет предоставлена возможность формировать и пополнять целевой капитал некоммерческих организаций за счет пожертвования ценных бумаг и недвижимого имущества, а в перечень видов деятельности, финансирование которых допускается из средств целевого капитала, будет включена охрана окружающей среды, принят 14 мая 2010 г. в первом чтении Госдумой РФ.

<2> Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/ (дата обращения: 19.05.2010).
<3> Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 ноября.
<4> О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: проект федерального закона // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?pg4=3 (дата обращения: 19.05.2010).
<5> О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 306882-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=306882-5&02 (дата обращения: 19.05.2010).

Но, к сожалению, данные законопроекты содержат не все намеченные положительные изменения налогового законодательства.

Нельзя не отметить, что в налогообложении некоммерческих организаций существует множество проблем и спорных моментов, которым вообще не уделяется должного внимания, несмотря на то, что некоторые из них устранены с текущего года.

НДС

С 1 января 2010 г.

Ранее Минфин России (Письмо от 20.10.2009 N 03-03-06/4/91) утверждал, что на договор безвозмездного пользования распространяются те же правила, что и на договор аренды, поэтому некоммерческая организация (ссудополучатель) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС в момент получения таких услуг. Однако такая позиция являлась спорной, об этом свидетельствует и арбитражная практика (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2005 N А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2005 N А52-479/2005/2), поскольку исполнять обязанности налогового агента и удержать НДС можно лишь в том случае, когда арендодателю перечисляются какие-либо суммы (п. 3 ст. 161 НК РФ; ст. 606 ГК РФ), а по договору безвозмездного пользования деньги органам государственной власти или местного самоуправления не перечисляются (ст. 689 ГК РФ). Кроме того, уплата в бюджет НДС за счет собственных средств лицом, потребляющим безвозмездную услугу, налоговым законодательством не предусмотрена.

  1. Оказывать услуги должны именно те организации, которые перечислены в пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы).
  2. Данные услуги должны приобретаться перечисленными ранее компаниями непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме. При этом коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по стоимости, соответствующей цене приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Это же правило распространяется на стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Письмо Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169).

Прежде, еще в 2007 г., было принято Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, в котором разъяснялось, что товарищества собственников жилья не уплачивают НДС по операциям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирного дома. Но Минфин России в своих Письмах от 26.02.2007 N 03-07-15/24, от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45 высказывал противоположную точку зрения, отмечая, что вышеназванные услуги (работы) включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" <6> предусмотрены следующие дополнения и изменения перечня операций, не подлежащих обложению НДС (ст. 149 НК РФ):

В настоящее время от налогообложения НДС освобождается лишь предоставление подобных услуг государственными и муниципальными учреждениями, таким образом, вышеизложенная поправка направлена на установление равных условий для некоммерческих организаций при налогообложении НДС.

Установленные требования к информации о спонсорах не будут распространяться на информацию в социальной рекламе об органах государственной власти и органах местного самоуправления.

<6> О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: проект федерального закона // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?pg4=3 (дата обращения: 19.05.2010).

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса РФ" <7> предусмотрено выведение из-под объекта обложения НДС передачи недвижимого имущества некоммерческой организации на формирование, пополнение (изменяется пп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ) и при расформировании целевого капитала, а также отмене пожертвования либо в иных случаях, если обратная передача предусмотрена договором пожертвования или Федеральным законом <8> и осуществляется некоммерческой организацией - собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации (вводится пп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если сумма налога по передаваемому недвижимому имуществу в вышеуказанных случаях была принята ранее к вычету, ее необходимо будет восстановить (изменяется пп. 1 п. 3 ст. 170).

<7> О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 306882-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=306882-5&02 (дата обращения: 19.05.2010).
<8> О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ, принят Госдумой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2006 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2006 г. // Рос. газ. 2007. 11 января.

В будущем в соответствии с Посланием Президента РФ планируется доработать и принять нормы, регулирующие благотворительную деятельность. "Ее целями, в частности, будут признаны: социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, а также благотворительности и добровольчеству" <9>. В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации <10> также предлагается расширить перечень организационно-правовых форм, в которых возможно создание благотворительных организаций. Это приведет к увеличению возможностей использования налоговых льгот не только по НДС (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ), но и налогу на прибыль организаций (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ) и НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

<9> Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 ноября.
<10> О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 32. Ч. 1. Ст. 4052.

К нерешенным проблемам можно отнести:

  1. Положение п. 4 ст. 170 НК РФ применяться не может (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@), при этом порядок ведения раздельного учета расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации и отражается в учетной политике для целей налогообложения (Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@).
  2. Особенности ведения раздельно учета некоммерческими организациями в Налоговом кодексе не предусмотрены, поэтому п. 4 ст. 170 НК РФ должен применяться и в отношении их.

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2010 г.

Проект федерального закона, направленный на совершенствование налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности <11>, вносит следующие поправки в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ:

<11> О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: проект федерального закона // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт] URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?pg4=3 (дата обращения: 19.05.2010).

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса РФ" <12> также предусмотрены поправки и по налогу на прибыль. Так, доходы в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, ранее переданные на формирование и (или) пополнение целевого капитала, возвращенные жертвователю или его правопреемнику при отмене пожертвования либо в иных случаях, когда возврат имущества предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом о целевом капитале <13>, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (вводится пп. 41 п. 1 ст. 251 НК РФ). При возврате недвижимого имущества либо ценных бумаг жертвователь будет учитывать их по стоимости (остаточной стоимости), по которой они были учтены в его налоговом учете на дату их передачи на формирование и (или) пополнение целевого капитала. Правопреемники жертвователя будут учитывать такое имущество по стоимости (остаточной стоимости) на дату его передачи на формирование и (или) пополнение целевого капитала. При возврате жертвователю денежного эквивалента ранее переданного имущества (за исключением ценных бумаг) налогоплательщик будет вправе уменьшить доходы от таких операций на остаточную стоимость амортизируемого имущества на дату его передачи (вводится п. 4 ст. 268 НК РФ) или на цену приобретения (создания) прочего имущества (вводится п. 5 ст. 268 НК РФ). При возврате жертвователю (его правопреемникам) денежного эквивалента ранее переданных ценных бумаг налоговая база будет определяться в порядке, установленном ст. 280 НК РФ.

<12> О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 306882-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=306882-5&02 (дата обращения: 19.05.2010).
<13> О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ, принят Госдумой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2006 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2006 г. // Рос. газ. 2007. 11 января.

В перспективе будут рассмотрены следующие направления совершенствования налогообложения некоммерческих организаций:

<14> Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 ноября.
<15> Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/ (дата обращения: 19.05.2010).
<16> Отчет о деятельности Правительства Российской Федерации в Государственной Думе // Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://premier.gov.ru/events/news/10291/ (дата обращения: 19.05.2010).
<17> Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/ (дата обращения: 19.05.2010).
<18> Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/ (дата обращения: 19.05.2010).

С целью стимулирования благотворительной деятельности в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов <19> рассматривается вопрос о предоставлении права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (в пределах устанавливаемых в законодательстве ограничений в виде доли полученных организацией-жертвователем доходов, но не выше предельной суммы вычитаемых пожертвований в год) расходы в виде осуществляемых налогоплательщиками благотворительных пожертвований, ограничив также круг таких пожертвований на первом этапе пожертвованиями на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. По результатам анализа практики применения этой нормы предлагается ее распространение на правила учета в целях налога на прибыль организаций иных пожертвований, в том числе пожертвований некоммерческим организациям. Надо отметить, что подобный законопроект <20> уже находится с 2007 г. на рассмотрении Госдумы, в нем предусмотрено установление льготы (в пределах 5 процентов налоговой базы) по налогообложению прибыли организаций, направляющих часть своих средств из прибыли на оказание благотворительной помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также на решение проблем детской беспризорности. Но, по мнению Правительства РФ, предлагаемые изменения приведут к искажению предусмотренного п. 1 ст. 252 НК РФ принципа соответствия произведенных расходов полученным доходам, поскольку расходы налогоплательщика на благотворительные цели не связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, поэтому данный законопроект не поддержан.

<19> Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/ (дата обращения: 19.05.2010).
<20> О внесении изменений в статьи 270 и 286 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 497981-4 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=497981-4&02 (дата обращения: 19.05.2010).

В силу этого отрицательная позиция Минфина России, высказанная в Письме от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42, по данному вопросу была предсказуема, а отсутствие в проекте Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов упоминания о данной преференции говорит о том, что в ближайшее время ситуация не изменится.

В то же время сегодня некоторые регионы пользуются своим правом снижать ставку налога на прибыль не более чем на 4,5 процента для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 1 ст. 284 НК РФ) с целью стимулирования благотворительной деятельности. Так, например, в Московской области "для организаций, оказывающих поддержку некоммерческим организациям, соответствующим определенным критериям, в виде благотворительных взносов, безвозмездного оказания услуг или безвозмездного выполнения работ, ставка налога на прибыль организаций снижается в размере, определенном в соответствии с суммой перечисленных благотворительных взносов, стоимости безвозмездно оказанных услуг или безвозмездно выполненных работ, но не более чем на 2 процентных пункта" <21>.

<21> О льготном налогообложении в Московской области: Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ, принят Постановлением Московской областной Думы от 24 ноября 2004 г. // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2004. 27 ноября.

Поэтому в Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ <22> отмечена необходимость расширения практики использования возможности снижения участникам благотворительной деятельности ставки по налогу на прибыль в части зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации налога.

<22> О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 N 1054-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 32. Ч. 1. Ст. 4052.

К основным недостаткам законодательства по налогу на прибыль, содействующим появлению спорных ситуаций и сдерживающим полноценное развитие некоммерческого сектора, можно отнести:

<23> О Перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов: Постановление Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 485 // Рос. газ. 2008. 3 июля.

НДФЛ

Проектом федерального закона по совершенствованию налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности <24> предусмотрены дополнения и изменения в ст. 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению" следующего содержания:

<24> О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: проект федерального закона // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?pg4=3 (дата обращения: 19.05.2010).

В качестве меры по стимулированию благотворительной деятельности вышеупомянутым проектом закона <25> предусмотрено расширение перечня оснований на получение социального налогового вычета по НДФЛ (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Теперь к вычету можно будет принять доходы, перечисляемые налогоплательщиком в виде пожертвований следующим получателям:

<25> О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: проект федерального закона // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт] URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?pg4=3 (дата обращения: 19.05.2010).

Тем самым снято условие, при котором социальный налоговый вычет предоставляется исключительно при перечислении физическими лицами части своего дохода на осуществление уставной деятельности организаций, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов, а также увеличен перечень видов деятельности, которыми могут заниматься такие организации.

Кроме этого вычетом можно будет воспользоваться в случае перечисления средств некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

В проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса РФ" <26> предлагается освобождение от уплаты НДФЛ с доходов в виде имущества, за исключением ценных бумаг, полученного налогоплательщиком-жертвователем при отмене пожертвования либо в иных случаях, когда возврат имущества, ранее переданного на формирование и (или) пополнение целевого капитала, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом о целевом капитале <27>. При возврате жертвователю ранее переданных на формирование и (или) пополнение целевого капитала (п. 49 ст. 217; п. 4 ст. 214.1 НК РФ):

<26> О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 306882-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=306882-5&02 (дата обращения: 19.05.2010).
<27> О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ, принят Госдумой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2006 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 дек. 2006 г. // Рос. газ. 2007. 11 января.

В начале 2010 г. был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ проект федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" <28> об освобождении от обложения НДФЛ сумм благотворительной помощи, а также сумм материальной помощи, оказываемой пенсионерам и ветеранам общественными организациями, общественными движениями, общественными фондами, общественными учреждениями (дополняется п. 8 ст. 217 НК РФ). Несмотря на то что Правительство РФ не поддержало данный законопроект, на заседании Совета Государственной Думы было принято решение включить его в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2010 г. (май).

<28> О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 318155-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=318155-5&12 (дата обращения: 19.05.2010).

Что же касается оставшихся без внимания проблем по НДФЛ, то самой главной, на наш взгляд, является закрытый перечень международных, иностранных и российских организаций, предоставляющих гранты для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ, которые не подлежат обложению.

Налог на имущество организаций

В будущем в качестве одной из мер содействия благотворительной деятельности в субъектах РФ рассматривается вопрос о предоставлении благотворительным организациям льгот по налогу на имущество организаций <29>. Сегодня же только часть некоммерческих организаций (религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов) может воспользоваться ими (ст. 381 НК РФ). Льготы по данному налогу закрепляются либо в отношении определенных категорий организаций, либо определенных видов имущества. Но вот проблема, если некоммерческая организация использует подпадающее под льготу имущество не только по закрепленному в законодательстве назначению, но и в иных целях, либо организация, на которую распространяется льгота, осуществляет не только уставную деятельность на данном имуществе, но и предпринимательскую, в этом случае организация в целях налогообложения налогом на имущество организаций должна обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества. Согласно Письму УМНС России по г. Москве от 22.09.2004 N 23-10/1/61096 остаточная стоимость такого имущества может быть разделена исходя из занимаемой площади (другой величины), а при невозможности подобного раздела стоимости имущества - исходя из удельного веса полученной от иных видов деятельности выручки в общем объеме выручки. В то же время в Письме УФНС России по Ростовской области от 31.12.2009 N 08-37/2281/16 было высказано мнение, что если имущество, подпадающее под льготу по налогу на имущество, одновременно применяется как в уставной, так и в предпринимательской деятельности, доходы от которой используются для достижения уставных целей, то в этом случае данное имущество полностью освобождается от налогообложения. Поэтому крайне важно закрепить на уровне законодательства методику раздельного учета такого имущества для целей обложения налогом на имущество организаций.

<29> О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 32. Ч. 1. Ст. 4052.

Вывод

В 2010 г. внесены поправки <30> в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" <31> с целью введения понятия социально ориентированных некоммерческих организаций и закрепления форм оказания им поддержки. Одной из таких форм является предоставление данным организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако на сегодняшний день в Налоговом кодексе РФ понятия "социально ориентированная некоммерческая организация" не предусмотрено, что говорит о намерении законодателя продолжить, помимо рассматриваемых законопроектов <32>, <33>, <34>, адаптацию налогового законодательства к специфике некоммерческих организаций с целью стимулирования их развития и устранения спорных ситуаций. В свою очередь, подобные мероприятия положительно отразятся на социально-экономической ситуации в стране и развитии гражданского самосознания.

<30> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ, принят Госдумой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 марта 2010 г., одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 2010 г. // Рос. газ. 2010. 7 апреля.
<31> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 05.04.2010) // Российская газета. 24 января 1996 г. N 14.
<32> О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: проект федерального закона // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?pg4=3 (дата обращения: 19.05.2010).
<33> О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 318155-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=318155-5&12 (дата обращения: 19.05.2010).
<34> О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: проект федерального закона N 306882-5 // Госдума Федер. Собр. Рос. Федерации: [сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=306882-5&02 (дата обращения: 19.05.2010).

Библиография

  1. Беляева Н.А. Налог на добавленную стоимость в некоммерческих организациях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 1. С. 23 - 28.
  2. Беляева Н.А. Налог на имущество некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. N 22. С. 32 - 35.
  3. Гамольский П.Ю. Некоммерческие организации: особенности налогообложения и бухгалтерского учета. М.: ЗАО "Книга и Бизнес", 2009. 352 с.
  4. Даниленков А. Налогообложение доходов товарищества собственников жилья // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. N 14. С. 4.
  5. Кузьмин Г.В. Налогообложение операций по реализации основных средств некоммерческими организациями // Бухгалтерский учет. 2008. N 24. С. 14 - 19.
  6. Лермонтов Ю.М. Правомерность применения освобождения от НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов // Советник в сфере образования. 2010. N 1. С. 85 - 87.
  7. Малов О.Н. Льготные детские услуги // НДС: проблемы и решения. 2009. N 11. С. 26 - 38.
  8. Моисеев М.В. Налогообложение благотворителей // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2010. N 5. С. 65 - 77.
  9. Новоселов К.В. Изменения в налогообложении прибыли с 2010 года // Налоговая политика и практика. 2010. N 1. С. 4 - 11.
  10. Шилимина Н.В. Хорошими делами прославиться... можно! // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2010. N 3. С. 58 - 74.

И.В.Жемчужникова