Мудрый Экономист

Какие изменения в налогообложении ожидают нас в 2012 году?

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2012, N 1

Ежегодно в порядок налогообложения вносятся те или иные изменения. 2012-й не станет исключением. Чего ждать после 01.01.2012 как организациям, применяющим общую систем налогообложения, так и "упрощенцам"? Пожалуй, основополагающим документом, который поможет дать ответ на этот вопрос, являются Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Они подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Хотя этот документ не является нормативным правовым актом, он служит основанием для внесения изменений в законодательство о налогах, которые разрабатываются в соответствии с содержащимися в нем положениями.

Изменения, которые будут вноситься в 2012 г., произойдут по следующим направлениям:

Налог на прибыль.

НДС.

НДФЛ.

Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и социальное страхование.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.

Также будет прорабатываться вопрос о подготовке введения налога на недвижимость.

1. Изменения, связанные с налогом на прибыль.

Будут осуществляться в рамках совершенствования налогообложения в социально значимых областях. Казалось бы, проблема уже нашла свое решение после введения в действие Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ. Им установлено, что в период с 01.01.2011 до 01.01.2020 ставка налога на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, устанавливается в размере 0 процентов. Эта льгота прописана в п. 1 ст. 284.1 "Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность" НК РФ. Данная мера нацелена на поддержку организаций, осуществляющих деятельность в данных областях, за счет направления средств, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.

Имели ли возможность указанные организации получить данную льготу начиная с 2011 г.? Обратим внимание на п. 5 ст. 284.1 НК РФ. В этом пункте указывается, что организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копию лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Напомним, что налоговый период по налогу на прибыль - это календарный год (ст. 285 НК РФ). Если организация хотела бы применять ставку 0% с 2011 г., то она должна была подать соответствующие документы не позднее конца ноября 2010 г. Очевидно, что сделать это было невозможно, поскольку Закон вступил в силу лишь в конце декабря 2010 г. Отсюда вывод: указанный порядок может вступить в силу только начиная с 2012 г.

Казалось бы, при наличии необходимых документов теперь ничто не мешает медицинским и образовательным организациям хотя бы с 2012 г. получить данную льготу. Однако и здесь возникло определенное препятствие. В силу п. 1 ст. 284.1 Кодекса организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0%, если оказываемые ими услуги включены в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, устанавливаемый Правительством РФ. Однако до сегодняшнего дня этот Перечень Правительством не утвержден.

Остается надеяться, что до конца 2011 г. данный Перечень все-таки будет утвержден. Исходя из данной "оптимистической" позиции, следует рекомендовать организациям, осуществляющим образовательную и (или) медицинскую деятельность, которые удовлетворяют предусмотренным ст. 284.1 НК критериям, на всякий случай подготовить и сдать в налоговый орган соответствующее заявление и предусмотренные Кодексом копии документов.

2. Изменения, связанные с НДС.

Что касается НДС, то Закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах", в частности, предусматривает:

сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях;

исключение из данного перечня документов, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации товаров (работ, услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

Закон направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.

Федеральным законом уточняется порядок определения места реализации в отношении услуг, связанных с перевозкой, оказываемых иностранными лицами на территории Российской Федерации, услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания, используемых за пределами территории Российской Федерации для добычи (лова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).

Помимо этого нормы гл. 21 НК были приведены в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Введение налога на недвижимость.

Не раз говорилось о том, в том числе на самом высоком уровне, что налоги для людей с большим достатком должны быть выше, чем для других категорий населения, в том числе за счет налогов на потребление, недвижимость и имущество. Таков один из векторов эволюции налоговой политики государства. Именно такой путь, в условиях дефицитов бюджетов, выбирают сегодня многие развитые государства.

В Бюджетном послании Президента РФ от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" указывалось на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. Однако для введения налога на недвижимость необходимо было формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации объявленных целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

В целях установления общих принципов проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определения порядка утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости принят Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, для введения налога на недвижимость необходимо завершить в I квартале 2012 г. работы по массовой оценке объектов капитального строительства.

В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.

Как показывают предварительные расчеты, при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость физическим лицам - собственникам жилой недвижимости целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты. Предполагается, что после введения налога владельцы небольших домов и квартир будут платить меньше, чем сейчас. Учитывая, что земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости являются самостоятельными объектами кадастрового учета, указанный подход следует применить при исчислении налога в отношении имущества физических лиц до перехода к единому объекту недвижимости.

В 2012 г. в 12 регионах начнется пилотный проект по введению налога: в Республике Башкортостан, Татарстане, Краснодарском и Красноярском краях, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Нижегородской, Ростовской, Самарской и Тверской областях. Склоняются к тому, чтобы сделать основную ставку налога ниже 0,1%, но более точный размер еще обсуждается. Сумма налога будет рассчитываться от кадастровой стоимости имущества.

Подготовка поправок Правительства РФ к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости запланирована на IV кв. 2012 г.

С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

По нашему мнению, с учетом изложенного выше, налог на всей территории РФ вступит действие не ранее 2014 г.

4. Изменения, связанные с НДФЛ.

Отметим, что поступления этого налога составляют 4% ВВП (по данным за 2010 г.), уступая только НДС (5,6%). Главное изменение, которое может затронуть НДФЛ, касается обсуждаемого перехода на прогрессивную шкалу налогообложения. Россия сегодня является одним из немногих государств, не облагающих своих более состоятельных граждан дополнительными сборами. В утвержденных правительством Основных направлениях налоговой политики упоминание о введении прогрессивной шкалы с 2012 г. отсутствует.

Однако все более и более настойчиво звучат голоса о введении прогрессивной шкалы налогообложения, которые ссылаются, в частности, на опыт Германии, где 4% богатых граждан обеспечивают 40% бюджета страны. По идее, налог на высокие доходы должен сгладить материальное неравенство в стране и увеличить поступления в бюджет. С другой стороны, специалисты предостерегают, что с введением дифференцированной ставки возникнет риск, что налог будет платиться с минимальной зарплаты. А все остальные доходу будут выплачиваться через конвертную схему.

Поэтому нам представляется очевидным, что и в 2012 г. НДФЛ останется на прежнем уровне. В то же время не стоит рассчитывать, что ставка НДФЛ в размере 13% просуществует много лет. По нашему мнению, прогрессивную шкалу налогообложения все-таки введут в 2013 - 2015 гг.

Что касается менее значимых предложений, то предлагается отменить стандартные вычеты в размере 400 руб. Этот вычет (ст. 218 НК РФ) действует до 40 тыс. руб., то есть начиная с месяца, в котором доход превысит эту сумму, налоговый вычет не применяется.

Фактически с ростом зарплаты в стране он потерял свое значение.

Из тех поправок в НДФЛ, которые должны быть узаконены с 2012 г., следует отметить следующие. Родители двух и более детей смогут получить имущественный вычет при покупке жилья повторно. Сейчас вычет в размере 2 млн руб. можно получить только один раз в жизни. Такие изменения депутаты Госдумы намерены внести в ст. 220 НК РФ.

5. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В качестве временной меры на период 2012 - 2013 гг. будет снижен с 34% до 30% максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. руб. в 2012 г. и до 567 тыс. руб. - в 2013 г., также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 10%.

При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 г. уплачивают указанные взносы по максимальному тарифу 26%, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций будет снижен до 20% максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 7%.

В результате принятия указанных решений эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами, рассчитываемая как отношение суммы исчисленных страховых взносов по работнику к сумме начисленной заработной платы, в 2012 - 2013 гг. существенно снизится по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 г. менее 512 тыс. руб., снижение эффективной ставки будет максимальным - на 4 процентных пункта по сравнению с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами заработной платы при условии принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 тыс. руб. в 2012 г.

Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения тарифов страховых взносов в диапазоне получаемой годовой заработной платы в 2012 г. до 512 тыс. руб. снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину - 6 процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет наблюдаться в диапазоне получаемой заработной платы до 950 тыс. руб. в год в 2012 г.

Позднее Минздравсоцразвития уточнил, что организации малого неторгового бизнеса будут начислять в 2012 г. 7% с зарплат, превышающих сумму в 43 тыс. руб. в год. Однако не исключен пересмотр данных тарифов на 2012 г. в меньшую сторону.

6. Налогообложение в рамках социальных налоговых режимов.

Госдумой РФ прежнего созыва рассматривался проект федерального закона, предусматривавшего совершенствование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также системы налогообложения в виде ЕНВД. Проект открывает дорогу постепенному отказу от системы налогообложения в виде ЕНВД и развитию патентной системы.

К моменту написания этих строк данный законопроект был готов ко второму чтению. Впрочем, ожидать кардинальных перемен уже в 2012 г. не стоит, поскольку полная отмена ЕНВД планируется только с 2014 г.

Положительной стороной перехода на патентную систему является то, что предпринимателям не нужно будет так часто отчитываться перед налоговыми органами, как они делают это сейчас. Достаточно будет вести только учет доходов в учетной книге и представлять ее в налоговые ведомства в течение 10 дней после окончания налогового периода.

Наконец, в рамках создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности принят Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности". Хотя часть положений вступила в силу уже в 2011 г., основные положения Закона вступят в силу (п. 1 ст. 3) не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. фактически с 2012 г. Этим Федеральным законом предусмотрен комплекс мер в области совершенствования налогообложения добавленной стоимости, формируемой при оказании услуг в социальной сфере, а также налогообложения доходов физических лиц - благополучателей при осуществлении некоммерческими организациями благотворительной деятельности.

В частности, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость услуги по социальному обслуживанию детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; физкультурно-оздоровительные услуги, оказываемые населению.

Федеральным законом предоставляется право некоммерческим организациям, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учет доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таковы основные изменения, которые ожидают налогоплательщика в 2012 г.

С.Р.Асатрян

К. э. н.,

консультант

ООО "Компания Профит-Эккаунтинг"

(ГРУППА ПРОФИТ)

Ю.Л.Донин

К. э. н.,

консультант

ООО "Компания Профит-Эккаунтинг"

(ГРУППА ПРОФИТ)