Мудрый Экономист

Социальная реклама

"Российский бухгалтер", 2012, N 1

В последнее время все более широкое распространение получает социальная реклама. Об особенностях налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы, мы и поговорим в данной статье.

Для начала отметим, что социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Правовые основы рекламной деятельности определяет Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона N 38-ФЗ рекламодателями социальной рекламы могут выступать:

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном гл. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст. 10 Закона N 38-ФЗ. Эта норма подтверждается и арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 апреля 2010 г. по делу N А69-2333/2009. В данном Постановлении было определено, что размещенная индивидуальным предпринимателем социальная реклама соответствует требованиям ст. 10 Закона N 38-ФЗ и у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для аннулирования выданных предпринимателю разрешений на установку рекламных конструкций для распространения наружной рекламы.

Как установлено материалами дела, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города и индивидуальным предпринимателем были заключены договоры о предоставлении земельных участков в аренду, согласно которым земельные участки были переданы предпринимателю для использования в целях установки рекламных конструкций. Предпринимателю были выданы разрешения на установку указанных конструкций, однако спустя полтора года распоряжениями заместителя мэра города данные разрешения были аннулированы в связи с использованием рекламной конструкции не для распространения рекламы, социальной рекламы. Также было принято решение о демонтаже этих конструкций и удалении с них информации.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявление предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций признали информацию на баннерах "Кому выгодно разорение Туваасбест, кто они" социальной рекламой, поскольку в ней нет ссылок на конкретное юридическое лицо, так как в данном городе расположены три юридических лица, в наименовании которых имеется слово "Туваасбест". Исходя из этого суды приняли решение об удовлетворении требования предпринимателя.

В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона N 38-ФЗ в социальной рекламе допускается упоминание об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В социальной рекламе также допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях, в случаях если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

Пунктом 6 ст. 10 Закона N 38-ФЗ установлено, что в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - 3 секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем 5% рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Далее рассмотрим особенности налогообложения операций, связанных с производством и размещением социальной рекламы.

Следует обратить внимание на то, что с 1 октября 2011 г. Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ) п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен новым подпунктом, согласно которому не подлежит обложению НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Пунктом 8 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что при изменении редакции п. п. 1 - 3 данной статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Таким образом, услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями, не облагаются НДС, в случае если данные услуги оказаны на безвозмездной основе, при выполнении требований, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В Письме ФНС России от 18 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/19322@ "О разъяснении отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы" указано, что в случае сомнения в отношении правомерности и обоснованности применения рекламопроизводителями или рекламораспространителями освобождения от налогообложения соответствующих операций налоговый орган вправе обратиться с запросом в антимонопольный орган (в Федеральную антимонопольную службу), органы государственной власти (органы местного самоуправления).

Отметим, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание! Законом N 235-ФЗ внесены изменения в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, который изложен в новой редакции и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 г.

В частности, с 1 января 2011 г. к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности стало возможным относить доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.

Следовательно, вышеуказанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Указанная норма может, в частности, распространяться на некоммерческую организацию - заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В связи с этим, у некоммерческой организации не возникает внереализационного дохода и, как следствие, отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (ранее налог уплачивался, он исчислялся исходя из рыночной стоимости социальной рекламы).

Кроме того, Законом N 235-ФЗ п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен пп. 48.4, согласно которому расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, учитываются в составе прочих расходов при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Вышеприведенная норма вступила в силу с 1 января 2012 г. Она позволит организациям, которые понесли затраты на производство или распространение рекламы на безвозмездной для заказчика основе, учесть их в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В.Авдеев

Эксперт журнала