Мудрый Экономист

Изменения в Российском законодательстве - 2012

"Российский бухгалтер", 2012, N 1

Так уж повелось, что наступление нового года связано не только с приятными хлопотами и праздничными ожиданиями, но и с изменениями в законодательстве. Каждый бухгалтер, выйдя на работу после новогодних каникул, начинает с того, что знакомится с изменениями, внесенными в налоговое законодательство.

Перечень Федеральных законов, представленный ниже, отражает изменения в порядке налогообложения операций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц. С 1 января 2012 г. в российском законодательстве появились обновленные нормы, в частности внесенные:

Итак, рассмотрим основные изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2012 г.

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

Пройдемся по основным измененным нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которыми налогоплательщикам нужно руководствоваться с 1 января 2012 г.

Начнем с объектов налогообложения. Так, на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ с указанной даты не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Как видим, на основании данной нормы из-под налогообложения выводятся работы (услуги), выполняемые (оказываемые) такой категорией налогоплательщиков, как казенные учреждения. Кроме того, пользоваться данным положением смогут бюджетные и автономные учреждения, выполняющие работы (услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, оплачиваемые из соответствующего бюджета. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме ФНС России от 7 октября 2011 г. N АС-4-3/16572@ "Об изменениях и дополнениях статей 146 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации".

Обратите внимание! Если до 1 января 2012 г. не признавалась объектом налогообложения исключительно передача денежных средств на формирование целевого капитала некоммерческих организаций (далее - НКО), то с указанной даты не будет возникать объекта налогообложения и при передаче недвижимого имущества на формирование целевого капитала указанных фирм. Кроме того, теперь не будет признаваться объектом налогообложения и пополнение целевого капитала НКО посредством передачи денег или недвижимости. Такие изменения в пп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ внес Закон N 328-ФЗ.

Помимо этого Закон N 328-ФЗ дополнил п. 2 ст. 146 НК РФ пп. 8.1, согласно которому не является объектом налогообложения передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала НКО, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ).

При этом прямо закреплено, что этим правилом смогут руководствоваться только НКО - собственники целевого капитала, передающие недвижимость жертвователям, их наследникам (правопреемникам) или другим НКО в соответствии с Законом N 275-ФЗ.

С 1 января 2012 г. расширен состав обязательных льгот по НДС. Так, с указанной даты в льготном режиме осуществляются:

Напоминаем, что порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра установлены Законом N 170-ФЗ;

Помимо введения новых льгот значительной правке подверглись и некоторые существующие нормы п. 2 ст. 149 НК РФ. Так, например, значительно изменен пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, который, как известно, освобождал от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры.

С 1 января 2012 г. на основании пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Как видим, новая редакция данного подпункта значительно расширила сферу его применения.

Обратите внимание на то, что с 1 января 2012 г. льготный режим указанных работ налогоплательщики подтверждают, представляя в налоговые органы следующие документы:

Кроме того, с 1 января 2012 г. на основании обновленного пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов.

Ранее эта льгота распространялась лишь на морские суда и суда внутреннего плавания.

Обращаем ваше внимание на то, что льготы, установленные п. 2 ст. 149 НК РФ, являются обязательными, и отказаться от их применения налогоплательщик не вправе.

Расширен и перечень добровольных льгот, состав которых определен законодателем в п. 3 ст. 149 НК РФ. Так, с 1 января 2012 г. в льготном режиме могут осуществляться:

Кроме того, расширена льгота, предусмотренная законом в части оказания услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями.

С 1 января 2012 г. в целях пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ к операциям по страхованию, сострахованию и перестрахованию добавлены операции, в результате которых страховая организация получает:

Это, в свою очередь, позволит страховым медицинским организациям - участникам обязательного медицинского страхования не облагать налогом получаемые от территориального фонда обязательного медицинского страхования целевые средства в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.

Так как льготы, предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, не являются обязательными, то решение об их применении принимается налогоплательщиком самостоятельно.

Имеются в гл. 21 НК РФ и изменения в части применения ставок налога.

Так, например, одной из операций, облагаемых налогом по нулевой ставке НДС, на основании пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ является реализация построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Чтобы подтвердить нулевую ставку налога, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ.

С 1 января 2012 г. п. 13 ст. 165 НК РФ, содержащий перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения ставки налога 0% по данному основанию, уточнен. С указанной даты налогоплательщик обязан представить в налоговый орган:

До 1 января 2012 г. в налоговый орган помимо перечисленных документов нужно было представить еще и документы, подтверждающие мощность главных двигателей и вместимость судна.

Обратите внимание! С 1 января 2012 г. расширен перечень операций, облагаемых налогом по ставке 0%. Так, с указанной даты нулевая ставка налога будет применяться в отношении операций по реализации работ (услуг) по перевозке (транспортировке) вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров морскими судами и судами смешанного (река - море) плавания на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер). Такие изменения в ст. 164 НК РФ были внесены Законом N 305-ФЗ.

Для подтверждения нулевой ставки налога по указанным работам (услугам) налогоплательщик на основании п. 14 ст. 165 НК РФ должен будет представить в налоговый орган следующие документы:

при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации морским судном или судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации;

при ввозе товаров морским судном или судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место погрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации, а в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное на территории Российской Федерации.

Обратите внимание! С 1 января 2012 г. изменился перечень оснований, по которым у хозяйствующего субъекта могут возникать обязанности налогового агента по НДС.

Если до указанной даты одним из оснований возникновения обязанностей налогового агента являлась аренда государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений, то с 1 января 2012 г. организации и индивидуальные предприниматели, арендующие указанное имущество у казенных учреждений, не признаются налоговыми агентами по НДС. На то, что при аренде государственного (муниципального) имущества у казенного учреждения обязанности налогового агента по НДС возникают лишь в период с 1 января 2011 г. до 31 декабря 2011 г., указывают положения Закона N 330-ФЗ.

Кроме того, с 1 января 2012 г. в ст. 161 НК РФ исчезло еще одно основание для возникновения обязанностей налогового агента. С указанной даты в случае исключения судна из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента регистрации собственник судна более не признается налоговым агентом по НДС.

Ну и, наконец, отметим, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2012 г. Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" в гл. 21 НК РФ установлены особенности исчисления НДС при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного товарищества. Ведение налогового учета в рамках инвестиционного товарищества будет осуществляться в том же порядке, в котором сегодня ведется налоговый учет по НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации (ст. 174.1 НК РФ).

Причем заметим, что в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ участник договора инвестиционного товарищества - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, наделен правом выбора - принимать "входной" налог к вычету или же включать его в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ранее таким правом обладали банки, страховые организации и негосударственные пенсионные фонды).

Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ

Как известно, гл. 23 НК РФ предоставляет право налогоплательщику НДФЛ уменьшить полученные им доходы, которые облагаются по ставке в размере 13%, на установленные НК РФ налоговые вычеты. В частности, Законом N 330-ФЗ внесены изменения в ст. 218 НК РФ, которая регламентирует порядок предоставления физическим лицам стандартных налоговых вычетов.

Так, вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода (до того момента, пока доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 40 тыс. руб.) с 1 января 2012 г. отменен и больше не предоставляется.

Кроме того, изменены правила предоставления стандартного налогового вычета на ребенка. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2011 г. включительно:

с 1 января 2012 г.:

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 тыс. руб.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 тыс. руб., налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, не применяется.

Следующие изменения в гл. 23 НК РФ касаются предоставления социального налогового вычета по НДФЛ.

Законом N 235-ФЗ изменен и дополнен пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ. С 1 января 2012 г. налогоплательщики вправе получить социальный налоговый вычет в сумме доходов, перечисленных ими в виде пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Помимо этого пожертвования могут быть перечислены некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных. Еще одним основанием для получения социального налогового вычета является перечисление налогоплательщиками сумм доходов в виде пожертвований религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, а также некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиками расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК РФ. На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с увольнением работника, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Законом N 330-ФЗ добавлено еще одно исключение: теперь облагаются НДФЛ суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - шестикратный размер среднего месячного заработка.

Несколько изменений внесено и в ст. 214.3 НК РФ, устанавливающую особенности определения налоговой базы по операциям РЭПО. В частности, эти изменения коснулись:

доходами в виде процентов по займу, полученными по операциям РЕПО, - если такая разница является отрицательной;

расходами по выплате процентов по займу, уплаченными по операциям РЕПО, - если такая разница является положительной.

Указанные расходы принимаются для целей налогообложения в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением операций РЕПО, уменьшают налоговую базу по операциям РЕПО после применения вышеуказанных ограничений.

Сумма превышения расходов признается убытком налогоплательщика по операциям РЕПО.

Убыток по операциям РЕПО принимается в уменьшение доходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в пропорции, рассчитанной как соотношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Стоимость ценных бумаг, используемая для определения указанной пропорции, определяется исходя из фактической стоимости ценных бумаг по второй части операций РЕПО, надлежаще исполненных в соответствующем налоговом периоде.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

Расширен перечень внереализационных доходов, определяемый ст. 250 НК РФ. Названная статья дополнена п. 22, согласно которому в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами признаются доходы в виде сумм корректировки прибыли налогоплательщиком вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных к сделкам, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренным ст. ст. 105.12 и 105.13 НК РФ.

Статьей 105.12 НК РФ предусмотрен метод сопоставимой рентабельности, а ст. 105.13 НК РФ - метод распределения прибыли. Названные методы применяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, что следует из ст. 105.7 НК РФ.

С 1 января 2012 г. в состав внереализационных доходов включаются наряду с прочими и доходы в виде сумм восстановленных резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, что установлено п. 7 ст. 250 НК РФ. Названные резервы определяются в соответствии со ст. 267.2 НК РФ, которая вступила в силу с указанной выше даты.

Еще одно изменение, внесенное в п. 8 ст. 250 НК РФ, коснулось порядка определения доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Если раньше при безвозмездном получении оценка доходов осуществлялась исходя из рыночных цен, которые определялись с учетом положений ст. 40 НК РФ, то в новом году для этих целей следует руководствоваться новой ст. 105.3 части первой НК РФ, определяющей общие положения налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами. С 1 января 2012 г. доходы от реализации и внереализационные доходы учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

Положения ст. 40 НК РФ со дня вступления в силу Закона N 227-ФЗ будут применяться исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до дня вступления в силу названного Закона.

Расширен перечень средств целевого финансирования, установленный пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. К названным средствам относится имущество:

Как вы знаете, п. 3 ст. 256 НК РФ установлены условия, при выполнении которых объекты основных средств исключаются из состава амортизируемого имущества. Наряду с основными средствами, переданными (полученными) по договорам в безвозмездное пользование, переведенными по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также находящимися на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, из состава амортизируемого имущества с 1 января 2012 г. исключаются зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.

Внесены изменения и в ст. 258 НК РФ, устанавливающую особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп). Организации, применяющие нелинейный метод начисления амортизации и осуществляющие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ, объекты амортизируемого имущества, используемые для таких исследований и разработок, с 1 января 2012 г. должны объединить в отдельные подгруппы в составе амортизационных групп и вести учет таких подгрупп отдельно. Аналогичный порядок применяется, как вы знаете, и в том случае, если организация, установившая нелинейный метод начисления амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Организациям, осуществляющим НИОКР, следует обратить особое внимание на то, что много изменений внесено в ст. 262 НК РФ, в соответствии с которой определяются расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Также следует обратить внимание на то, что в гл. 25 НК РФ введена новая ст. 267.2, определяющая порядок формирования резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а также ст. 332.1, определяющая особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Расширен перечень расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование, установленный ст. 263 НК РФ. На основании пп. 9.2 п. 1 ст. 263 НК РФ в составе расходов с 1 января 2012 г. можно будет учесть расходы на добровольное страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, определяемых в соответствии со ст. 264 НК РФ, с 1 января 2012 г. включены следующие расходы:

Обратите внимание! Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Если налогоплательщик применяет метод начисления, то расходы по стандартизации признаются для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены, что следует из п. 5.1 ст. 272 НК РФ, вступившего в действие также с 1 января 2012 г.

Изменен пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. Если раньше в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, можно было учесть только расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), то с нового года учитываются и вышеназванные расходы по сублицензионным соглашениям.

Как вы помните, к указанным расходам также относились расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных. Теперь к ним относятся лишь расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ.

Дополнен перечень внереализационных расходов. С 1 января 2012 г. в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ включены расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций будут определяться с 1 января 2012 г. в соответствии с новой ст. 267.3 НК РФ. Не вправе создавать указанные резервы некоммерческие организации, созданные в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц.

Изменился п. 3 ст. 270 НК РФ. С 1 января 2012 г. в целях налогообложения прибыли помимо взносов в уставный (складочный) капитал, а также вкладов в простое товарищество не учитываются и вклады в инвестиционное товарищество.

Внесены изменения в п. 48.1 ст. 270 НК РФ, согласно которому в состав расходов, не учитываемых в целях налогообложения, включены средства, переданные медицинским организациям, для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Это положение касается страховых медицинских организаций.

И еще об одном изменении, внесенном в ст. 270 НК РФ. Если ранее судовладельцы на основании п. 48.5 названной статьи не учитывали в целях налогообложения расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, то с начала 2012 г. не учитываются и расходы, связанные с реализацией судов.

Изменения коснулись и налоговых ставок. Общая налоговая ставка в 20% осталась без изменения, но п. 1 ст. 284 НК РФ было определено, что для организаций - резидентов особых экономических зон может быть установлена пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии раздельного учета доходов и расходов от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны и за ее пределами. При этом размер указанной налоговой ставки не мог быть ниже 13,5%. После внесения изменений размер налоговой ставки с 1 января 2012 г. не может быть выше 13,5%.

Иными словами, если до 1 января 2012 г. пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, могла быть установлена в пределах от 13,5 до 18%, то с указанной даты эти пределы значительно изменены - от 0 до 13,5%, действовать данная норма будет до 1 января 2018 г. Таким образом, резидентам особых экономических зон предоставлена ощутимая льгота по налогу на прибыль.



Статья 284 НК РФ дополнена п. 1.2, устанавливающим нулевую ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Действовать ставка 0% будет в период с 11 января 2012 г. по 1 января 2023 г.

Условием для применения ставки 0% является ведение указанными организациями раздельного учета доходов и расходов от деятельности, осуществляемой как на территории соответствующих особых экономических зон, так и за их пределами.

Нулевая ставка налога в федеральный бюджет может применяться с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

Право на применение нулевой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила соответствующий статус.

Как известно, среди страховых организаций в отдельный тип выделены страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Страховые медицинские организации вправе осуществлять только деятельность по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, иную деятельность эти организации осуществлять не имеют права, что следует из п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

В связи с этим внесены изменения в ст. 294 НК РФ, причем изменились как название статьи, так и ее содержание.

Статья 307 НК РФ, устанавливающая особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, дополнена п. 9. Согласно новому положению, если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.



Указанные в п. 9 ст. 307 НК РФ обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательные виды социального страхования

В Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, с 1 января 2012 г. внесены изменения:

Данные изменения коснулись в первую очередь ставок страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов.

Так, с 1 января 2012 г. страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны уплачивать страховые взносы:

Обратите внимание! Все вышеперечисленные тарифы применяются плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в отношении каждого физического лица составит сумму, не превышающую 512 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2012 г.

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (512 тыс. руб.) будут применяться согласно п. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ следующие тарифы страховых взносов:

Законом N 379-ФЗ список льготных категорий работодателей, имеющих право на пониженный тариф страховых взносов, начиная с 2012 г. будет дополнен следующими организациями:



В течение 2012 - 2013 гг. вышеперечисленные плательщики страховых взносов, руководствуясь п. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, должны применять следующие тарифы страховых взносов:

Применять пониженные тарифы страховых взносов также будут:

Для них тарифы страховых взносов определены п. 3.3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, и они составляют:

в ПФР - 0,0%;

в ФСС РФ - 0,0%;

в ФФОМС - 0,0%.



Указанные плательщики, руководствуясь п. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, должны применять следующие тарифы страховых взносов:

в ПФР - 22,0%;

в ФСС РФ - 2,9%;

в ФФОМС - 5,1%.

С 1 января 2012 г. исключена обязанность плательщиков, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств, представлять ежегодную отчетность. Остальные плательщики страховых взносов будут по-прежнему сдавать отчетность в два Фонда:

И в заключение хотелось бы отметить, что изменения внесены и в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Законом N 379-ФЗ расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. Так, к застрахованным лицам будут относиться иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. В связи с чем работодатели будут начислять страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам в пользу указанных иностранных граждан в ПФР в размере 26%.

В.Семенихин



Эксперт журнала