Мудрый Экономист

5 историй успеха. Корпоративный краудфандинг

"Расчет", 2014, N 1

О краудфандинге как новом виде финансирования "Расчет" впервые рассказал полтора года назад. Тогда мы называли такую схему необычным видом привлечения средств. Однако с тех пор в России прошел целый ряд успешных корпоративных краудфандинг-кампаний, и сегодня, пожалуй, ничего необычного в этом методе нет. Александр Бикбов изучил наиболее успешные проекты.

Краудфандинг - лишь один из видов более общего понятия краудсорсинга, названного Германом Грефом "главным управленческим прорывом XXI в.". За несколько лет существования нового явления появилось около 15 его разновидностей: рынки контента, рейтинговые площадки, базы идей, биржи предсказаний, различные шеринговые платформы и прочее. Но наиболее востребованным и интересным направлением оказался краудфандинг. Неудивительно: денег требует почти любое значимое начинание, не говоря уже про бизнес.

Но, помимо альтернативного способа найти инвестиции для реализации проекта, денежная поддержка "неограниченного круга лиц" является бесплатным способом протестировать коммерческую привлекательность новой идеи. Ведь стартапы нередко терпят крах лишь по причине того, что предлагают продукт или услугу, находящиеся вне массового спроса. Чтобы снизить вероятность подобной неудачи, достаточно анонсировать прототип продукта на одной из краудфандинговых платформ. В этом случае попадание в ожидания целевой аудитории заложит и будущий успех проекта, обеспечив его "народными инвестициями" еще на старте.

Но если западные площадки, специализирующиеся на бизнес-проектах, работают обычно по модели краудинвестинга, когда инвестиции обмениваются на долю в бизнесе, то в России подобные схемы не прижились. А "большая тройка" площадок Planeta.ru, Boomstarter и "С-миру-по-нитке" - это даже не венчурный бизнес, а преимущественно независимое творчество. Впрочем, за неимением альтернатив через эти порталы порой проходят и успешные корпоративные проекты в сфере торговли, высоких технологий, СМИ и издательского дела. О них - подробнее.

Премиальные фермеры

Мини-сеть из двух магазинов фермерских продуктов "LavkaLavka" завершила краудсорсинг-кампанию 23 августа прошлого года. Проект под лозунгом "Поддержи местного фермера" вместо требуемых 500 тыс. руб. собрал почти 700 тыс. Несмотря на высокие цены (1200 руб. за килограмм сливочного масла - не предел), владельцы принципиально не употребляют по отношению к своим товарам термины "премиум-класс", "люкс" и прочие маркетинговые штампы дорогих магазинов, а особенности ценообразования объясняют высокими издержками. Как собственными - из-за работы "наперекор всей системе розничной торговли", так и фермерскими - из-за отказа поставщиков от интенсивных технологий: использования комбикормов, антибиотиков и гормонов.

Высокая наценка - еще один фактор, не способствующий снижению среднего чека в "LavkaLavka". В среднем на пути от поставщика до прилавка цена товара в сети удваивается. Но, как объясняет один из создателей бизнеса Борис Акимов, за этими 100 процентами кроются и конкурентоспособные зарплаты сотрудников, и издержки полностью "белого" бизнеса, и высокие расходы на аренду метров в центре - для возможности оперативно развозить требующий быстрой оборачиваемости товар. Такое объяснение устраивает далеко не всех: судя по комментариям на сайте сети, одна половина посетителей хвалит качество и регулярно совершает покупки в магазине, другая - нещадно критикует политику ценообразования.

Бабушкина пекарня

Поначалу делая выпечку исключительно на заказ, автор проекта "Дашины пирожки" Дарья Сонькина быстро привлекла внимание организаторов кулинарных мероприятий. Публичный дебют оказался удачным и принес награды, а известность в узких кругах конвертировалась в приглашения обслуживать различные мероприятия. Вскоре начинающая бизнес-леди анонсировала собственную краудфандинг-кампанию: "Сейчас я хочу расширить свой вкусный бизнес, так как желающих попробовать "Дашины пирожки" с каждым днем становится все больше. Для этого надо обустроить небольшой пекарный цех и, конечно, закупить профессиональное оборудование".

Что ж, хочешь привлечь интерес любителей вкусно поесть - предложи им традиционные русские пирожки. Желаешь получить лояльного клиента - расширь ассортимент за счет плюшек, пончиков и прочей выпечки. Добавь немного красивого сторителлинга про заимствованные у собственной бабушки рецепты - и проект соберет необходимую сумму. Ровно так и вышло. 16 сентября 2013 г. пекарня заполучила требуемые 200 тыс. руб. В качестве вознаграждения жертвователи получили скидки, готовую продукцию и приглашения на чай.

Солнечные технологии

По прогнозам "Коммерсанта", в 2015 г. рынок солнечных модулей в России достигнет 500 млн долл. США. Один из инноваторов этой быстро растущей отрасли сообразил, что использовать новые технологии можно не только в R&D и производстве, но и в финансировании проектов. Обратиться за инвестициями к будущим клиентам решилась компания "PlanarSun", созданная новосибирским физиком-оптиком Денисом Афанасьевым при поддержке Группы Компаний "АэМэС" и портала Novosib.ru.

Деньги стартаперам понадобились для создания высокоэффективной солнечной батареи для гаджетов. Ее вывод на рынок предприниматели оценили в 2,5 млн руб. Но на первоначальном этапе решили ограничиться привлечением 150 тыс. руб. Результат превзошел ожидания - к 1 октября прошлого года проект располагал свободными средствами более чем в 216 тыс. руб. Первый раунд краудфандинг-инвестиций компания привлекла преимущественно в обмен на обещание выслать жертвователям солнечные батареи для iPhone или iPad.

В чем секрет успеха? Дело в том, что существующие подобные продукты имеют серьезный недостаток. Как объясняют сами организаторы, для полноценной автономной работы гаджета требуется батарея, по размерам в 1,5 - 2 раза превышающая габариты самого устройства, что, мягко говоря, не очень удобно. Уменьшение же физических размеров до приемлемых увеличивает цену продукта на два порядка. В "PlanarSun" обещают решение, которое, как ожидается, снизит ценник в 7 раз.

Сам себе продюсер

Попытать счастья в краудфандинге решился и телеканал "Дождь". Для финансирования вечернего пятничного шоу "Вечерний Герасимец" автор проекта Роман Романович запустил кампанию на Boomstarter, рассчитывая привлечь 300 тыс. руб. В качестве вознаграждения за инвестиции в телепроект жертвователям предлагались VIP-места в зрительном зале, фирменные футболки и упоминание в титрах.

"Практически на каждом крупном западном канале есть вечернее разговорное юмористическое шоу, в котором ведущие высмеивают актуальные события, политиков и их заявления, - объяснял Романович суть своей идеи. - По понятным причинам в России такие шоу на государственных телеканалах не могут быть острыми". В то, что данный телеформат в России окажется вне конкуренции, поверили более ста спонсоров, и к концу 2012 г. нужная сумма была собрана.

Зеленые инновации

По оценке исследователей проекта "Trendwatching", анализирующих новые потребительские идеи, одним из семи главных маркетинговых трендов 2014 г. станут зеленые инновации. В России же тем временем внимание законодателей обращено на набирающее популярность социальное предпринимательство, получающее налоговые и социальные льготы. На стыке двух этих модных тенденций и зародилось так называемое первое российское экоиздательство "Зеленая книга", которое совместно с типографией "Полиграф Медиа Групп" решило издать книгу "Зеленый драйвер: 24 часа экологичной жизни".

"Мы называем себя экологистами, а не экологами, - объяснял философию движения автор проекта, тренер по экологичному образу жизни Роман Саблин. - Экологист - это HomoGreen, человек с "зеленым" мышлением, живущий в стиле eco-friendly, который берет на себя ответственность за свои повседневные действия, непрерывно совершенствует свое поведение и действует в интересах живых существ и природы в целом".

Чтобы поведать историю о пройденном пути и поделиться практическими советами с теми, кто хочет жить в стиле eco-friendly, весной 2013 г. Саблин объявил сбор 300 тыс. руб. Помимо предсказуемого вознаграждения книгой он предложил инвесторам бесплатное посещение мастер-классов и экозавтраки. Отклик оказался весьма существенным: идею поддержали почти 500 спонсоров, и к 8 апреля прошлого года проект имел более чем 330 тыс. руб.

А.Бикбов