Валютный контроль операций перераспределения денежных средств
"Международные банковские операции", 2013, N 4
Вопрос о порядке учета перераспределения денежных средств с одного паспорта сделки на другой вызывает немалый интерес не только у банковских специалистов, но и у клиентов банка, так как некоторые коммерческие банки, не найдя однозначного ответа на данный вопрос в инструкциях Банка России, запрещают проведение таких процедур. Это приводит к дополнительным расходам у клиентов банка, связанным с возвратом денежных средств контрагенту и дальнейшим их получением от него по нужному внешнеторговому договору.
Прежде чем переходить к детальному рассмотрению учета данной процедуры, необходимо определиться с правомочностью ее проведения. Ответ на вопрос о возможности перераспределения денежных средств между внешнеторговыми договорами можно найти в Письме ГУ Банка России по Санкт-Петербургу от 26.02.2008 N 19-2-2/2107, разъясняющем положения действовавшей на тот момент Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". В данных разъяснениях Банк России разрешает резидентам перераспределять денежные средства в рамках внешнеторговых договоров только при условии, что внешнеторговые договоры заключены с одним нерезидентом и подразумевают одинаковый таможенный режим (экспорт или импорт).
В связи с тем что новых разъяснений Банка России по данному вопросу опубликовано не было, считаем, что Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И) не запрещает проводить данную процедуру.
Таким образом, если резидент и нерезидент договариваются перераспределить часть денежных средств по экспортным или импортным контрактам с одного контракта на другой, то резидент может осуществить такое перераспределение денежных средств с одной ведомости банковского контроля на другую двумя способами.
Представление корректирующих справок о валютных операциях
Согласно п. 2.9 Инструкции N 138-И резидент имеет право представить новую справку о валютных операциях, изменяющую информацию в ранее представленной справке о валютных операциях, одновременно с документами, подтверждающими такие изменения. В качестве подтверждающих документов могут выступать дополнительные соглашения к контрактам, оговаривающие перераспределение денежных средств с одного контракта на другой. При использовании этого метода не стоит забывать, что данные документы должны быть представлены резидентом в банк паспорта сделки (далее - ПС) в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы. Под датой оформления подтверждающего документа подразумевается наиболее поздняя дата: дата его подписания или вступления в силу либо - в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
Однако резидент может применять данный способ только в том случае, если дата образования денежных средств, которые необходимо перераспределить с одного ПС на другой, наступает не раньше даты вступления в силу внешнеторгового договора, на который перераспределяются денежные средства, так как дата оплаты по контракту не может быть раньше, чем дата самого контракта. Если дата образования денежных средств наступает ранее даты вступления в силу внешнеторгового договора, например: дата образования денежных средств в ПС - 1 марта 2008 г., а дата вступления в силу внешнеторгового договора, на который резидент планирует перераспределить денежные средства, - 1 февраля 2013 г., то резидент для осуществления данной процедуры может воспользоваться вторым способом.
Представление справки о подтверждающих документах
В данном случае резидент также заключает дополнительное соглашение с нерезидентом о том, что произведенную оплату по одному внешнеторговому договору необходимо считать оплатой в рамках другого внешнеторгового договора, и представляет справку о подтверждающих документах. Справки о подтверждающих документах представляются резидентом в уполномоченный банк в следующем порядке: одна справка о подтверждающих документах с кодом подтверждающих документов 13 - для ПС, с которого будет произведено перераспределение денежных средств, для устранения перераспределяемой суммы с сальдо в ведомости банковского контроля (13_4 при экспорте, 13_3 при импорте) и одна справка о подтверждающих документах также с кодом подтверждающих документов 13 - для ПС, на который будет производиться перераспределение денежных средств, для учета данной суммы в ведомости банковского контроля (13_3 при экспорте, 13_4 при импорте).
Перераспределение денежных средств вторым способом должно производиться только при наличии двух справок о подтверждающих документах на разные ПС, так как обязательства нерезидента или резидента не исчезают, а просто переносятся с учета одной ведомости банковского контроля на другую.
Зачет встречных однородных требований
Немаловажный интерес при осуществлении валютного контроля представляет собой зачет встречных однородных требований.
При проведении такого зачета уполномоченные банки и участники внешнеэкономической деятельности не должны забывать о п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно данному пункту зачет встречных однородных требований, связанный с незачислением на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, возможен только по обязательствам:
- между резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ, и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам;
- между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами территории РФ услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам;
- между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
- вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
Из данной нормы валютного законодательства следует, что резиденты не имеют права проводить зачет встречных однородных требований по экспортным контрактам без нарушения валютного законодательства. Учитывая данное обстоятельство, рассмотрим те сделки, при которых зачет встречных однородных требований может быть осуществлен без нарушений валютного законодательства.
Зачет однородных требований между импортными и кредитными контрактами (договорами займа)
Предположим, что нерезидент поставил товар в адрес резидента по импортному контракту. Ранее резидент по договору займа, заключенному с этим же нерезидентом, осуществил перевод денежных средств. В данной ситуации резидент и нерезидент могут принять совместное решение осуществить зачет встречных требований, то есть требование нерезидента оплатить поставленный товар может быть зачтено в одинаковом валютном эквиваленте требованием резидента к этому же нерезиденту по возврату основного долга и процентов согласно договору займа.
Зачет однородных требований между договорами займа
Нерезидент заключил с резидентом кредитный договор и перечислил денежные средства в пользу резидента в качестве кредита. Ранее резидент заключил договор займа с этим же нерезидентом и перечислил в пользу последнего денежные средства в качестве займа.
В данной ситуации резидент и нерезидент могут принять совместное решение осуществить зачет встречных однородных требований, то есть требование нерезидента по возврату основного долга и процентов по кредитному договору может быть зачтено в одинаковом валютном эквиваленте требованием резидента к этому же нерезиденту по возврату основного долга и процентов по договору займа.
Автор рекомендует при проведении операций по зачету встречных однородных требований тщательно изучать представленные документы и экономическую суть проводимой сделки, так как данные схемы часто используются в целях незаконного вывода капитала за рубеж.
А.М.Мотохин
Заместитель начальника
отдела валютного контроля
и документарных операций
ПЦП ЦСКО "Ясная Поляна"
ОАО "Сбербанк России"