Мудрый Экономист

Какие изменения ждут банковскую систему?

"Управление в кредитной организации", 2013, N 4

В связи с вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ коммерческие банки в значительной степени должны будут пересмотреть как технологические процессы, так и системы управления рисками и капиталом в соответствии с законодательными нормами. В чем заключаются изменения в части требований к транспарентности кредитных организаций, совершенствованию управления и регулированию рисков и какова их роль в повышении устойчивости банковской системы?

М.Ю. Мусиец, рейтинговое агентство "Эксперт РА", заместитель руководителя отдела рейтингов кредитных институтов

К наиболее значимым поправкам в законодательство, введенным Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 146-ФЗ), можно отнести введение понятий "банковский холдинг" и "банковская группа", определение сферы ответственности совета директоров (наблюдательного совета), ужесточение подхода к контролю над деловой репутацией собственников банка и его руководителей. Кроме того, сфера влияния Банка России будет распространяться на внутреннюю политику банков: регулятор получил право сокращать или отменять выплаты руководителям банка, согласовывать применяемые кредитными организациями методики управления рисками, ограничивать величину процентной ставки по вкладам и т.д.

Ужесточается подход при определении связанных сторон: с 1 января 2015 г. в этом отношении будут использоваться более жесткие нормы МСФО, которые позволят снизить реальные объемы кредитования связанных сторон. Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц) составляет теперь 20% капитала банка (ранее составлял 25%). Более того, Комитет банковского надзора Банка России будет вправе на основании мотивированного суждения принять решение о признании лица связанным с кредитной организацией.

Вступление в силу Закона N 146-ФЗ позволит существенно повысить ответственность должностных лиц банка, информационную прозрачность банковского сектора, снизит риски кредитования связанных с банком сторон. Уровень управления рисками в банках уже сейчас выше, чем в других сегментах финансового сектора России. Необходимость согласовывать с регулятором методики управления рисками не потребует от большинства банков модернизации документов, а лишь задаст минимальную планку по их качеству и проработанности.

Е.А. Чемова, КПМГ в России и СНГ, департамент по оказанию аудиторских услуг в финансовом секторе, старший менеджер

За время, прошедшее после финансового кризиса 2008 - 2009 гг., многие его негативные последствия преодолены, но новые тревожные сигналы свидетельствуют о возможности второй кризисной волны. Так, Банк России неоднократно выражал свою обеспокоенность низким уровнем транспарентности банковской системы, а также высокими рисками, связанными с осуществляемыми банками операциями.

Система управления рисками и капиталом является основополагающей в банковской деятельности. Недавние события, связанные с отзывом лицензий у ряда российских банков, выявили недостатки существующей системы управления рисками и капиталом как на этапе принятия риска, так и на этапе его контроля. Это побудило регулятора ужесточить требования:

Одно из главных отличий МСФО от РПБУ заключается в том, что МСФО основаны на принципах, в то время как РПБУ - это правила. Последние годы Банк России проводит последовательную политику по сближению РПБУ и МСФО. Примером может служить определение группы связанных заемщиков, в котором дается прямая ссылка на МСФО в отношении контроля и существенного влияния.

Наличие значительного объема операций со связанными сторонами является особенностью российских банков. Такие операции подвергают банковскую систему высоким рискам, что делает ее неустойчивой и может привести к снижению уровня доверия со стороны юридических и физических лиц. В результате Банк России обязал кредитные организации с 1 января 2015 г. соблюдать еще один обязательный норматив: максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо (группу связанных с кредитной организацией лиц), ограничивающий объем активных операций банка со связанными сторонами. В настоящее время банки должны соблюдать норматив Н6 "Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков", поэтому введение норматива на активные операции со связанными сторонами в большей степени является дополнительным требованием по раскрытию информации, нежели дополнительным ограничением. Данное нововведение является очередным шагом регулятора, направленным на минимизацию рисков российской банковской системы.

А.И. Сороко, инвестиционный холдинг "ФИНАМ", аналитик

Ключевые изменения, введенные Законом N 146-ФЗ, - это, во-первых, снижение минимального размера сделки по приобретению контроля над отечественным банком. Ранее ограничение составляло 20%, теперь - всего лишь 10%, что в целом заметно увеличивает степень контроля регулятора за изменением структуры акционерного капитала российских кредитных учреждений.

Кроме того, у Банка России расширяются полномочия по отказу в предварительном согласовании сделки: регулятор может не одобрить сделку, если кредитная организация имеет стратегически важное значение для Российской Федерации или у заявителя "неудовлетворительная деловая репутация". Также Закон N 146-ФЗ вводит определенные требования к деловой репутации лиц, занимающих ключевые управляющие посты в банковских организациях, при этом Банк России имеет право требовать замены лиц, если они не соответствуют текущим, закрепленным в Законе, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

У Банка России существенно увеличиваются полномочия и вместе с этим возможность влиять на банковский рынок, что должно привести к увеличению устойчивости как всего рынка в целом, так и отдельных кредитных организаций. Для российского банковского сектора это, безусловно, позитивно.

Н.Г. Вертебный, ОАО АКБ МОСОБЛБАНК, советник председателя правления

Новации, которые можно оценить как наиболее значимые для повышения устойчивости банковского сектора, на наш взгляд, следующие. Во-первых, изменено понятие "банковская группа" и устанавливаются меры для нарушителей положений о банковских группах и холдингах. Во-вторых, вводятся меры, которые могут быть применены Банком России в отношении акционеров кредитных организаций и общих собраний акционеров кредитных организаций при несоблюдении некоторых требований. В-третьих, существенно переработаны положения законодательства в части раскрытия информации о деятельности кредитных организаций. В-четвертых, расширен перечень случаев, когда необходимо получать предварительное согласие Банка России для осуществления сделок по приобретению акций кредитной организации.

Стоит отметить и установление специальных требований к деловой репутации лиц, выполняющих управленческие функции. Также согласно новым нормам Банк России получает право оценивать систему оплаты труда кредитной организации в отношении ряда лиц, деятельность которых имеет определяющий характер, в случаях: 1) несоответствия системы оплаты труда в банке характеру и масштабу совершаемых им операций, результатам его деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков; 2) отсутствия в политике банка в части оплаты труда условий об отсрочке и последующей корректировке размеров компенсационных и стимулирующих выплат.

Важное значение будут иметь дополнительные требования к системам управления рисками и капиталом, а также порядок оценки Банком России качества управления ими.