Мудрый Экономист

Как правильно отчитаться. Особенности бухгалтерской отчетности у малых предприятий

"Финансовая газета", 2013, N 42

Напомним, что в российском праве субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

В силу ст. 4 Закона N 209-ФЗ к организациям - субъектам малого предпринимательства, в частности, относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), хозяйственная деятельность которых удовлетворяет следующим условиям:

Если организация удовлетворяет всем перечисленным критериям, то она признается субъектом малого предпринимательства и вправе рассчитывать на привилегии, установленные для них государством.

Для справки: если в течение двух лет подряд численность работников или выручка превысит установленные пределы, то организация автоматически теряет статус субъекта малого бизнеса, на что указывает п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

В частности, п. 2 ст. 7 Закона N 209-ФЗ определено, что в целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации может предусматриваться в том числе упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности. В п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) сказано, что одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является упрощение способов его ведения, включая упрощенную финансовую отчетность для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с данным Законом. В старой редакции этой статьи говорилось, что это право предоставляется субъектам малого предпринимательства. Федеральным законом от 02.11.2013 N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" в ст. 6 "Обязанность ведения бухгалтерского учета" Закона N 402-ФЗ с 3 ноября 2013 г. внесены существенные изменения. Именно в этой статье установлено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета вправе применять субъекты малого предпринимательства. Фактически в Закон внесена техническая правка. Главное изменение состоит в том, что теперь в упрощенные способы ведения бухгалтерского учета включена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Следует отметить, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов малого предпринимательства должны быть закреплены в специальном федеральном стандарте, на что указывает пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ. Однако на сегодняшний день такой стандарт отсутствует, поэтому на основании п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства должны руководствоваться соответствующими правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Таким образом, организации - субъекты малого предпринимательства при составлении бухгалтерской отчетности должны применять положения Закона N 402-ФЗ и нормативных документов, не противоречащих этому Закону:

Согласно ст. 14 Закона N 402-ФЗ в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом формы указанной отчетности установлены Приказом N 66н.

Обратите внимание! В составе бухгалтерской (финансовой) отчетности нет пояснительной записки. Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять пользователям дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. Однако такая информация не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (см. Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Аудиторское заключение также не упомянуто в качестве составной части бухгалтерской (финансовой) отчетности, если речь идет об организациях, подлежащих обязательному аудиту. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с п. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ такие организации публикуют свою финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением.

Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (п. 3 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (ФСАД 1/2010), утвержденный Приказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" <*>.

<*> Этим же Приказом утверждены следующие стандарты: ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении", ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении". При этом ФСАД 2/2010 устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения, ФСАД 3/2010 - требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение.

Согласно Приказу N 66н приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются:

В соответствии с п. 3 Приказа N 66н детализацию по показателям отчетов организации осуществляют самостоятельно!

Обратите внимание! Для большинства организаций порядок формирования отчетности, установленный п. п. 1 - 4 Приказа N 66н, является обязательным. Исключение установлено только для организаций - субъектов малого предпринимательства, которые обладают правом применения такого порядка, на что указывается в п. 6 названного нормативного акта и Информации Минфина России "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация).

Субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности либо по упрощенной системе, либо в общем порядке.

Упрощенная система бухгалтерской отчетности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом указанные отчеты могут включать показатели только по группам статей без их детализации по статьям.

Формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, формируемые в соответствии с упрощенной системой отчетности, приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66н, а также в Информации. Отметим, что приведенные в этих документах формы отчетов практически не различаются. Отличие состоит лишь в том, что в содержащихся в Информации формах отсутствует поле для подписи главного бухгалтера.

В соответствии с п. 6 Приказа N 66н и Информацией в случае необходимости формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах субъект малого предпринимательства составляет также приложение. В нем приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможно оценить финансовое положение субъекта малого предпринимательства или финансовые результаты его деятельности. В частности, в приложении целесообразно раскрывать:

Обратим внимание на то, что, принимая решение о формировании бухгалтерской отчетности в общем порядке, субъект малого предпринимательства должен соблюдать общие требования к составлению бухгалтерской отчетности, установленные ПБУ 4/99, а также нормы п. п. 1 - 4 Приказа N 66н.

В.Семенихин

Эксперт