Мудрый Экономист

Правовые основы налогового контроля в России и казахстане

"Налоги" (журнал), 2013, N 6

В статье проводится сравнительно-правовое исследование норм Налоговых кодексов России и Казахстана, регулирующих понятие, формы и виды налогового контроля. Рассматриваются сложившиеся в Российской Федерации и в Казахстане собственные системы налогового контроля, которые имеют как схожие черты, так и существенные различия.

М.А. Моисеенко указывает на то, что "основные направления налоговой политики России последних четырех лет имели целью совершенствование налогового администрирования. Но, к сожалению, основополагающие проблемы налогового администрирования не были решены за эти годы" <1>.

<1> Моисеенко М.А. Основные направления налоговой политики России // Финансовое право. 2010. N 1. С. 27 - 29.

В настоящее время в период циклически повторяющихся финансовых кризисов исполнение всех уровней бюджетов и в России, и в Казахстане напрямую зависит от налоговых поступлений. И соответственно, одна из главных составляющих системы налоговых правоотношений - налоговое администрирование, и в первую очередь налоговый контроль и практика его осуществления, требует глубокой правовой регламентации. Развитие налоговой системы предполагает совершенствование ее нормативной правовой базы и системы предупреждения правонарушений в области налогов и сборов посредством проведения эффективных мероприятий налогового контроля, и опыт стран - участниц Таможенного союза в сфере налогового контроля будет очень полезным для развития Единого экономического пространства и гармонизации его налогового законодательства.

В Российской Федерации основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере налогового контроля, является Налоговый кодекс Российской Федерации <2> (далее по тексту - НК РФ). В Республике Казахстан таким актом является аналогичный Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" <3> (далее по тексту - НК РК).

<2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824; Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340.
<3> См.: Казахстанская правда. 2008. 13 декабря. N 275-277 (25722 - 25724); 2008. 19 декабря. N 280-283 (25727 - 25730).

Интересным представляется тот факт, что в НК РФ нормы, регулирующие налоговый контроль, находятся в разд. V части первой вышеозначенного Кодекса. Раздел обозначен как "Налоговая декларация и налоговый контроль". В казахстанском же Налоговом кодексе налоговый контроль регулируется нормами разд. 20 отдельной части третьей НК РК, которая называется "Налоговое администрирование". Сам же разд. 20 носит название "Налоговый контроль и прочие формы налогового администрирования". Из этого можно сделать вывод, что законодатель Казахстана считает налоговый контроль одной из форм налогового администрирования, что подтверждается и определением, представленным в ст. 555 НК РК. Здесь устанавливается, что налоговое администрирование заключается в осуществлении органами налоговой службы налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Само понятие налогового администрирования рассматривается в НК РК в "узком смысле", т.е. отождествляется только с полномочиями налоговых органов <4>.

<4> Подробнее о налоговом администрировании см: Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М.: ВК, 2007. С. 113 - 236; Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнФор, 2006. С. 214 - 215; Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 20 - 31.

Представляется необходимым сначала определиться с понятием налогового контроля, урегулированного нормами Налоговых кодексов России и Казахстана.

Налоговым контролем согласно ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Согласно ст. 556 НК РК налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы.

Таким образом, по существу нормами Налоговых кодексов России и Казахстана налоговый контроль определяется через соответствующую компетенцию налоговых органов.

Стоит отметить, что оба определения представлены не совсем корректно, т.к. понятие "контроль" дано через само это же понятие контроля, т.е. получается тавтология <5>: контроль = это... контроль... Хотя определение, данное в НК РФ, предусматривает, что налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов, но опять-таки по контролю...

<5> В данном случае слово (греч., от - то же самое и - слово) в логике, 1) крайний случай логич. ошибки "предвосхищение основания" (лат. petitio principii), а именно: когда нечто определяется или доказывается тем же самым (лат. idem per idem). URL: http://dic.academic.ru.

Проведя соответствующий анализ мнений российских и казахстанских ученых-юристов относительно понятия налогового контроля, В.Ю. Шатов делает вывод, что "несмотря на разнообразие определений и иногда их принципиальное отличие, тем не менее в каждом из них налоговый контроль рассматривается как деятельность налоговых органов" <6>.

<6> Шатов В.Ю. Налоговый контроль в Республике Казахстан (вопросы теории и практики). Алматы: ТОО "Издательство "Норма-К", 2010. С. 24.

Из этой категории выделяется мнение И.И. Кучерова, который определяет налоговый контроль через его цель и отмечает, что "главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно" <7>. Такой же позиции придерживается и А.С. Титов, указывая аналогичное <8>.

<7> См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнФор, 2006. С. 237.
<8> См.: Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М.: ВК, 2007. С. 113 - 236; Кучеров И.И. Указ. соч. С. 214 - 215.

При этом можно отметить, что дефиниция государственного контроля устанавливается нормами ст. 1 Закона Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" <9>: государственный контроль - это деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования. Аналогичное определение дается в ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <10>, где устанавливается, что государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

<9> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2011. Январь. N 1 (2578). Ст. 1.
<10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Налоговые кодексы обоих государств устанавливают различные формы налогового контроля. Что касается форм налогового контроля, то в данном вопросе тоже нет единства мнений у ученых.

Статья 82 НК РФ определяет, что формами налогового контроля являются: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, и др. С указанными положениями НК РФ корреспондирует п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которым налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых НК РФ <11>.

<11> Долгополов О.И. Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС "КонсультантПлюс". 2013.

В соответствии со ст. 556 НК РК устанавливается, что налоговый контроль в Казахстане осуществляется в следующих формах:

  1. регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;
  2. прием налоговых форм;
  3. камеральный контроль;
  4. учет исполнения налогового обязательства, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений;
  5. налоговое обследование;
  6. мониторинг крупных налогоплательщиков;
  7. налоговые проверки;
  8. контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовых машин;
  9. контроль за подакцизными товарами;
  10. контроль при трансфертном ценообразовании;
  11. контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства;
  12. контроль за деятельностью уполномоченных государственных и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан.

Согласно ст. 82 НК РФ одной из форм налогового контроля является налоговая проверка, которая проводится налоговыми органами с целью реализации возложенных на них обязанностей в пределах предоставленной компетенции.

Виды налоговых проверок регламентированы ст. 87 НК РФ, где определяются два вида налоговых проверок (камеральная и выездная), целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Предметом камеральной проверки в соответствии с нормами НК РФ являются налоговые декларации, а также документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов. Основное содержание проверки составляет анализ налоговой отчетности, установление логической связи между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, оценка достоверности представленных сведений. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Д.В. Тютин считает, что ст. 101.4 НК РФ регламентирует особый вид проверки и производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, как правило, совершенных лицами, не рассматривающимися в соответствующих случаях в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, банками; контрагентами налогоплательщика, не представившими документы в нарушение ст. 93.1 НК РФ, и т.д.). Кроме того, указывает он, в ст. 105.17 НК РФ предусмотрены специальные нормы относительно проверок исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами <12>. При этом ряд вопросов, касающихся проведения налоговых проверок, регламентируются письмами, приказами Минфина России, ФНС России и МВД России <13>.

<12> Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
<13> Долгополов О.И. Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС "КонсультантПлюс". 2013.

Однако в указанных статьях НК РФ нет определения налоговой проверки.

Статья 627 НК РК устанавливает, что налоговая проверка - это осуществляемая органами налоговой службы проверка:

  1. исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы;
  2. лиц, располагающих документами, информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента), для получения сведений о проверяемом налогоплательщике (налоговом агенте) по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью проверяемого налогоплательщика (налогового агента);
  3. для получения дополнительных сведений от налогоплательщика (налогового агента), подавшего жалобу на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

А.И. Худяков считает налоговую проверку основным методом налогового контроля и, соглашаясь с определением налоговой проверки, данным в НК РК, указывает, что "в результате Налоговый кодекс суживает налоговую проверку по сравнению с тем определением, которое дано ей самим же Кодексом: контроль за исполнением налогового законодательства шире контроля за исполнением налогового обязательства" <14>. Он считает, что "как метод налогового контроля налоговая проверка представляет собой совокупность осуществляемых налоговым органом специальных приемов, направленных на установление факта исполнения проверяемым субъектом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством" <15>.

<14> Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: Учебник. Алматы: ТОО "Издательство "НОРМА-К", 2003. С. 498 - 499.
<15> Там же. С. 499.

Представляется возможным налоговую проверку определить как совокупность осуществляемых уполномоченными органами специальных процессуальных методов и приемов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства.

Если возникает необходимость, то органы налоговой службы в ходе налоговой проверки могут проводить:

Налоговые проверки, в соответствии с НК РК, представлены более разнообразно, и с учетом специфики организации и проведения налоговых проверок они подразделяются на следующие виды:

  1. документальная проверка;
  2. рейдовая проверка;
  3. хронометражное обследование <16>.
<16> Комментарий к Налоговому кодексу Республики Казахстан (общая часть и налоговое администрирование) по состоянию на 1 сентября 2009 г. / Е.В. Порохов, Р.А. Подопригора, С.Б. Бабкин, Р.К. Камалетдинов [и др.]; под. ред. Е.В. Порохова. Алматы: НИИ финансового и налогового права, 2009. С. 528.

В свою очередь, нормами НК РК <17> выделены такие виды документальной проверки, как:

<17> Пункт 4 ст. 627 НК РК.

Так, НК РК установлено, что документальная комплексная проверка представляет собой проверку, проводимую органом налоговой службы в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений <18>. Документальные проверки, проведение которых предусмотрено при ликвидации юридического лица, при прекращении деятельности в Республике Казахстан структурного подразделения, постоянного учреждения юридического лица - нерезидента, при реорганизации юридического лица путем разделения, а также при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса или адвоката, признаются ликвидационными проверками и относятся к комплексным.

<18> В комплексную проверку могут быть включены вопросы тематических проверок.

Документальная тематическая проверка в сфере налогообложения включает целый комплекс мероприятий по проверке:

<19> Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. N 9. Ст. 41.
<20> Казахстанская правда. 2013. 22 июня. N 212-213 (27486 - 27487).

При этом тематическая проверка может проводиться одновременно по нескольким вопросам из указанных выше, но не может предусматривать проведение проверки исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Документальной дополнительной проверкой является проверка на основании решения органа налоговой службы, рассматривающего:

Дополнительная проверка проводится с целью получения дополнительной информации, необходимой для вынесения решения по жалобе налогоплательщика (налогового агента), и при повторном рассмотрении налогового заявления нерезидента на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада.

Документальная встречная проверка - это проверка органом налоговой службы лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом налоговой службы проводится комплексная, тематическая или дополнительная проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях для использования в ходе проверки указанного налогоплательщика.

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной, тематической или дополнительной проверкам.

Необходимо отметить, что ученые <21> в области налогового права в России, классифицируя выездные налоговые проверки в зависимости от количества подлежащих проверке налогов и сборов, также выделяют:

<21> См., например: Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС "КонсультантПлюс". 2007.

Понятие встречной проверки в НК РФ существовало до 01.01.2007, т.е. до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ <22>.

<22> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.

В настоящее время ст. 93.1 НК РФ предусмотрен порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, заменивший мероприятия, которые осуществлялись ранее в рамках встречной проверки.

Стоит отметить, что в настоящее время совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения является одним из важнейших направлений развития законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, т.к. в условиях глобализации экономики, концентрации капитала и появления крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование представляет собой явление, существование которого объективно вызвано такими процессами <23>. А.А. Копина отмечает, что "необходимость совершенствования института противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием механизмов трансфертного ценообразования назрела уже давно. Однако большее внимание этой проблеме стали уделять в период мирового кризиса в связи с необходимостью, с одной стороны, ввести четкие правила для предпринимателей, чтобы обезопасить их от необоснованных претензий со стороны налоговых органов, а с другой - пополнить бюджет за счет средств, которые ранее в него не поступали из-за уклонения от уплаты налога с использованием механизма трансфертного ценообразования" <24>.

<23> Ильин А.Ю. Налоговый контроль за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами // Финансовое право. 2013. N 3. С. 26 - 30.
<24> Копина А.А. Новая форма налогового контроля - проверка соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам // Налоги. 2010. N 30. С. 12 - 15.

С 1 января 2012 г. в НК РФ введены нормы, регулирующие налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимым лицами, что аналогично нормам НК РК о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием.

Рейдовая проверка, согласно НК РК, проводится органами налоговой службы на определенном участке территории в отношении отдельных налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на такой территории, по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан, а именно:

Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" <25> Федеральная налоговая служба также наделяется полномочиями, которые не урегулированы нормами НК РФ.

<25> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами Республики Казахстан с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.

Рассмотрим ограничения, установленные в НК РФ и НК РК по периодичности проводимых налоговых проверок.

В отношении камеральных проверок НК РФ таких ограничений не предусмотрено. Периодичность камеральной налоговой проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

В отношении выездных налоговых проверок установлены следующие ограничения.

Нельзя проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения <26>. Во-вторых, запрещается проведение налоговыми органами повторной выездной налоговой проверки, которой признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период, кроме случаев, предусмотренных в п. 10 ст. 89 НК РФ.

<26> Это же правило распространяется на самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств.

Статьей 628 НК РК установлены следующие ограничения по периодичности проведения налоговых проверок. По общему правилу:

  1. комплексные - не чаще одного раза в год, за исключением случаев, предусмотренных ст. 630 НК РК <27>;
  2. тематические - не чаще одного раза в год по одному и тому же вопросу из указанных выше в ст. 627 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 630 НК РК;
  3. встречные - при необходимости получения дополнительной информации о правильном отражении налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговом учете проведенных операций;
  4. рейдовые - по мере получения результатов анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика;
  5. хронометражные обследования - по мере получения результатов анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
<27> Статья 630 НК РК регулирует особенности проведения внеочередных документальных проверок.

В НК РФ и НК РК установлены следующие ограничения по срокам проведения налоговых проверок.

В соответствии со ст. 88 НК РФ срок проведения камеральной налоговой проверки - 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При проведении выездных налоговых проверок необходимо учитывать ограничения, связанные со сроками их проведения, которые установлены НК РФ. Во-первых, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки; во-вторых, проверка не может продолжаться более двух месяцев, хотя указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев <28>. При этом срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Срок проверки при проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика не должен превышать одного месяца.

<28> Приказ ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах // Документы и комментарии. 2007. 13 июня. N 12.

Сроки проведения налоговых проверок регулируются в соответствии со ст. 629 НК РК, где установлено:

а) срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей;

б) срок проведения налоговой проверки может быть продлен по отдельным вопросам:

Литература

  1. Приказ ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ "Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" // Документы и комментарии. 2007. 13 июня. N 12.
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3961.
  3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3824.
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 32. Ст. 3340.
  5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч 1). Ст. 3436.
  7. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2003. N 9. Ст. 41; 2011. N 1. Ст. 1.
  8. Казахстанская правда. 2008. 13 декабря. N 275-277 (25722 - 25724); 2008. 19 декабря. N 280-283 (25727 - 25730); 2013. 22 июня. N 212-213 (27486 - 27487).
  9. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Казахстан (общая часть и налоговое администрирование) по состоянию на 1 сентября 2009 г. / Е.В. Порохов, Р.А. Подопригора, С.Б. Бабкин, Р.К. Камалетдинов [и др.]; под. ред. Е.В. Порохова. Алматы: НИИ финансового и налогового права, 2009. С. 528.
  10. Налоговый контроль: научно-практический комментарий положений законодательства о налогах и сборах с обзором судебной практики / Под ред. А.А. Ялбулганова // СПС "КонсультантПлюс". 2007.
  11. Долгополов О.И. Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
  12. Ильин А.Ю. Налоговый контроль за ценообразованием при совершении сделок между взаимозависимыми лицами // Финансовое право. 2013. N 3. С. 26 - 30.
  13. Копина А.А. Новая форма налогового контроля - проверка соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам // Налоги. 2010. N 30. С. 12 - 15.
  14. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнФор, 2006.
  15. Моисеенко М.А. Основные направления налоговой политики России // Финансовое право. 2010. N 1.
  16. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 20 - 31.
  17. Титов А.С. Налоговое администрирование и контроль. М.: ВК, 2007.
  18. Тютин Д.В. Налоговое право: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
  19. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: Учебник. Алматы: ТОО "Издательство "НОРМА-К", 2003.
  20. Шатов В.Ю. Налоговый контроль в Республике Казахстан (вопросы теории и практики). Алматы: ТОО "Издательство "Норма-К", 2010.
  21. URL: http://dic.academic.ru.

Т.Д.Мыктыбаев

Доцент

кафедры "Налоговое право"

Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации,

кандидат технических наук,

доцент