Мудрый Экономист

Контроль и надзор за приемом на работу инвалидов

"Налоговая проверка", 2013, N 6

25 августа 2013 г. вступили в силу новые правила, касающиеся проведения проверок соблюдения работодателем правил приема инвалидов в пределах установленной квоты. Предлагаем рассмотреть основные положения действующих правовых актов по вопросу осуществления контроля и надзора за приемом на работу инвалидов, а также меры ответственности за их нарушения.

Общие положения

Основополагающим нормативным правовым актом по данной теме является Приказ Минтруда России от 30.04.2013 N 181н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов".

Утвержденный Федеральный государственный стандарт направлен на обеспечение единства, полноты и качества исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее - государственная функция). Этот Стандарт устанавливает требования, обязательные при исполнении органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, государственной функции (далее - органы исполнительной власти субъектов РФ).

Порядок исполнения государственной функции

Государственная функция исполняется в отношении организаций, которым в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 6 ст. 7.1-1, п. п. 1 и 2 ст. 13, абз. 7 п. 1 и абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлена квота для приема на работу инвалидов (далее - организации), путем проверки организаций по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Согласно указанным нормам работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, законодательством субъекта РФ такая квота может устанавливаться в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения этой квоты.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 20 ТК РФ под работодателем понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Для целей ТК РФ работодателями - физическими лицами признаются в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Государственная функция исполняется государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти субъектов РФ (далее - должностные лица).

Проверка проводится на основании приказа (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта РФ, содержащего:

Государственные функции выполняются путем проведения следующих видов проверок: плановых (выездных, документарных) и внеплановых (выездных, документарных). Выездные проверки осуществляются в помещениях организаций, а документарные - в помещениях органов исполнительной власти субъектов РФ, оборудованных компьютерами, оргтехникой, средствами связи, включая Интернет.

Обратите внимание! Основания для приостановки исполнения государственной функции отсутствуют.

Информирование о государственной функции и порядке ее исполнения осуществляется непосредственно в помещениях органов исполнительной власти субъектов РФ и государственных учреждений службы занятости населения с использованием средств массовой информации, электронной или телефонной связи, включая автоинформирование, Интернет, федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций).

Предусмотренные проверки проводятся в установленные сроки. Сроки их проведения могут быть продлены по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, но не более чем на 15 рабочих дней.

Критерии принятия решений по исполнению государственной функции

Решение о проведении плановой выездной или плановой документарной проверки принимается в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ ежегодным планом проверок, который разрабатывается в соответствии с Типовой формой ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приведенной в Приложении к Правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Основания для включения организации в ежегодный план проверок могут быть следующие:

Это плановые проверки, о которых организация или индивидуальный предприниматель могут узнать заранее. Решение же о проведении внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки принимается в случаях:

Проведение плановой выездной проверки

Плановая выездная проверка не должна превышать 10 рабочих дней. Она состоит из следующих административных процедур (действий):

Какие же вопросы будут интересовать проверяющих? Они будут проверять, соблюдает ли организация следующие положения:

Проведение плановой документарной проверки

Срок проведения такой проверки не должен превышать 15 рабочих дней.

Плановые документарные проверки проводятся в помещениях органов исполнительной власти субъектов. В данном случае проверка начинается с изучения материалов и документов, поступивших из организации. Проверяющих будут интересовать те же вопросы, что и при проведении плановой выездной проверки. Только в этом случае при выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа исполнительной власти субъекта РФ документах, руководителю организации (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) будет направлен запрос (требования) о представлении организацией дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки органу исполнительной власти субъекта РФ. Дальше анализ материалов и документов проводится с учетом представленных организацией пояснений, затем принимается решение о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Дальнейший порядок аналогичен тому, который соблюдается при плановой выездной проверке: составляется и подписывается акт, принимаются письменные возражения и при наличии нарушений законодательства выносится решение о привлечении к ответственности.

Проведение внеплановой выездной проверки

Срок проведения данной проверки не должен превышать 10 рабочих дней.

Внеплановая выездная проверка проводится в том же порядке, что и плановая выездная, с той лишь разницей, что изучение сведений, содержащихся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, будет зависеть от ее оснований, к которым относятся:

Результаты внеплановой выездной проверки также оформляются актом. При этом его копия направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня его подписания. Затем принимаются соответствующие меры в случае наличия нарушений.

Обратите внимание! Внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органами прокуратуры. После получения решения органа прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки руководителю организации направляется уведомление о проведении проверки (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) не позднее 3 календарных дней до даты начала ее проведения.

Проведение внеплановой документарной проверки

Срок проведения этой проверки не должен превышать 15 рабочих дней. Ее целью является проверка:

Так же как и при плановых документарных проверках, руководителю организации или индивидуальному предпринимателю может быть направлен запрос о представлении дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки. Результаты проверки оформляются актом.

Меры по результатам проведения проверки

Принятие мер по результатам проведения проверок на основании акта проверки, содержащего факты нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, включает следующие административные процедуры (действия):

К сведению. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение на должностных лиц административного штрафа от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влекут предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

С.П.Данченко

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"