Мудрый Экономист

Особенности уплаты земельного налога

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 50

С 1 января 2006 г. вступила в силу гл. 31 "Земельный налог" НК РФ. Для введения ее в действие и уплаты налога на территории муниципального образования необходимо законодательное решение соответствующего представительного органа и утверждение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов кадастровой оценки земли.

На основании разъяснений Минфина России от 06.07.2006 N 03-06-02-02/75, если кадастровая стоимость земельных участков не утверждена и налогоплательщик имеет о том официальное уведомление от территориального управления Роснедвижимости, в отношении этих земельных участков авансовые платежи по земельному налогу и сам земельный налог не уплачиваются до утверждения кадастровой стоимости. Но налогоплательщик должен представлять в налоговый орган "нулевую" декларацию в сроки, установленные для сдачи налоговой отчетности по земельному налогу. После утверждения кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщик обязан подать уточненные налоговые декларации за все периоды, когда подавалась "нулевая" декларация.

Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, утвержденном местным органом власти, и органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, должны сообщать сведения о кадастровой стоимости земельных участков, о земельных участках, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения, в налоговые органы (п. п. 11, 12 ст. 396 НК РФ). В случае когда в течение налогового периода утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков, земельный налог с учетом новой налоговой базы исчисляется со следующего налогового периода (Письмо Минфина России от 31.03.2005 N 03-06-02-02/21).

Необходимо обратить внимание на официальные разъяснения Минфина России от 12.09.2005 N 03-06-02-04/70, от 23.09.2005 N 03-06-02-04/75, от 10.10.2005 N 03-06-02-04/84, от 13.02.2006 N 03-06-02-04/19. В этих Письмах определены момент начала взимания земельного налога при смене собственника недвижимости и форма передачи земельного участка новому владельцу. Выводы сделаны на основании ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ. Согласно ГК РФ при приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи покупателю одновременно с передачей права собственности на недвижимость передается и право пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В случае продажи недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Если здание, строение, сооружение находятся в раздельном пользовании нескольких юридических или физических лиц, то земельный налог должен начисляться всем этим лицам пропорционально площади здания, строения, сооружения, находящегося в их раздельном пользовании.

У покупателя земельного участка право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации, следовательно, плательщиком земельного налога он становится с момента регистрации права. Продавец же остается плательщиком земельного налога до момента прекращения его права собственности на этот участок.

Представительные органы местного самоуправления определяют налоговые льготы, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, налоговые ставки. Статьей 394 НК РФ предусмотрены максимальные размеры налоговых ставок по некоторым категориям плательщиков:

не более 0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

не более 0,3% - для земель, занятых жилищным фондом;

не более 0,3% - для земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

ЗК РФ не содержит определения земель жилищно-коммунального или коммунального хозяйства. Органы Роснедвижимости, выдавая документ о кадастровой стоимости земель, указывают категорию земель: земли водного фонда, лесного фонда, запаса, поселений, сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны. Эта классификация приведена в ЗК РФ. При указании в официальном документе категории земли сложно объяснить необходимость применения другой, более низкой ставки налога, ведь для всех прочих категорий НК РФ предусмотрена ставка 1,5% от кадастровой стоимости.

В Письме Минфина России от 13.02.2006 N 03-06-02-02/14 рекомендуется определять перечень объектов инженерной инфраструктуры согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В Письме указаны: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые и электрические сети, эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, мастерские, гаражи и другие объекты, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства. Однако в Приложении N 1 "Справочник категорий земель" к Порядку заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденному Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124, земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предусмотрены только в составе земель поселений. На самом деле земли под очистными сооружениями коммунального хозяйства могут (и должны) располагаться за чертой населенных пунктов.

Отсутствие четкой позиции по данному вопросу позволяет по-разному подходить к применению ставок земельного налога.

Особое внимание следует уделить практическому применению п. 2 ст. 389 НК РФ. В этом пункте приведен перечень категорий земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Наиболее полный перечень таких участков приведен в ст. 27 ЗК РФ. Согласно п. 4 ст. 27 Кодекса из оборота изымаются участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

государственными природными заповедниками и национальными парками;

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

объектами организаций федеральной службы безопасности;

объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО;

объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

воинскими и гражданскими захоронениями;

инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки:

в пределах особо охраняемых природных территорий;

в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, не указанные в п. 4 ст. 27 Кодекса;

предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

предоставленные для нужд связи;

занятые объектами космической инфраструктуры;

расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Субъект Российской Федерации имеет право утвердить на своей территории перечень (характеристики) земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте.

Очевидно, что при заявлении в налоговой инспекции освобождения от налогообложения в соответствии с ограничением в обороте данного земельного участка это право необходимо подтвердить соответствующими документами. Следует отметить, что Порядком заполнения налоговой декларации не предусмотрены особенности отражения таких земельных участков в налоговой декларации, не предусмотрены для них и специальные коды льгот или категорий земель. Таким образом, земли, которые не признаются объектом налогообложения, не подлежат отражению в налоговой декларации по земельному налогу.

В НК РФ особое внимание обращено на особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности. Она должна исчисляться для каждого налогоплательщика, являющегося собственником данного земельного участка. Это положение должно распространяться и на земельные участки, занятые многоквартирными домами, жилые и нежилые помещения в которых принадлежат физическим лицам на праве собственности (Письмо Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65).

О.Скрябина

К. э. н.