Мудрый Экономист

Двигаемся по указателям

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 8

Достаточно распространенным и действенным способом увеличения посещаемости организации считается размещение информации о ней на опорах знаков дорожного движения. Как необходимо согласовать установку такой конструкции? Чем является согласно законодательству такая информация: рекламой или ориентиром для участников дорожного движения? Какие данные об аптеке могут быть размещены таким образом и по соседству с какими знаками?

И конечно, мы рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с установкой указателей.

Можно ли разместить информацию об аптеке по соседству с дорожным знаком?

Речь пойдет о размещении информации о наименовании организации и ее местонахождении, а также об указании направления проезда к ней на опорах знаков дорожного движения. Действующие нормы законодательства и сложившаяся арбитражная практика, как показывает анализ, свидетельствуют, что ответ на поставленный вопрос зависит от того, является размещаемая информация рекламной или нет <1>.

<1> Вопросу классификации сведений в качестве вывески или рекламы посвящена статья А.М. Кошкиной "Информируем или рекламируем?", N N 2 и 3, 2013.

Напомним, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ <2>).

<2> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Согласно п. 3 ст. 19 названного Закона распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Ответственность за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, предусмотрена ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ. Такие действия караются наложением административного штрафа (ст. 23.48 КоАП РФ):

В соответствии с ч. 1 ст. 23.48, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ полномочиями по составлению протоколов об указанном правонарушении наделены должностные лица антимонопольных органов и органов внутренних дел (полиции), а рассмотрение дел об административном правонарушении (и вынесение постановлений о наложении штрафов) осуществляют антимонопольные органы.

К сведению. Статьей 38 Федерального закона N 38-ФЗ субъект ответственности за указанное нарушение прямо не установлен. По смыслу ч. 1 ст. 19 этого Закона распоряжение рекламной конструкцией (определение места ее расположения и внешнего вида, принятие решения о присоединении к определенному объекту, в том числе знаку дорожного движения, его опоре или любому иному приспособлению, предназначенному для регулирования дорожного движения) осуществляется владельцем рекламной конструкции либо с его ведома. Данное лицо признается рекламораспространителем. Исходя из этого, по мнению специалистов ФАС, к ответственности привлекается рекламораспространитель, владелец рекламной конструкции (Письмо от 01.12.2011 N АК/44573).

Разъяснения по рассматриваемой теме даны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 58). Как сказано в документе, суды при решении вопроса, является ли информация о наименовании организации, ее местонахождении, направлении проезда к ней, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, рекламой, а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, должны учитывать следующее.

В силу п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России <3> ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения. Соответственно, установка и снятие технических средств организации дорожного движения находятся в ведении инспекции.

<3> Утверждено Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТ Р 52290-2004 "Знаки дорожные. Общие технические требования" <4>.

<4> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 121-ст.

Поэтому, если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной выше информации согласованы в установленном порядке с ГИБДД и отвечают требованиям соответствующих ГОСТов, такая информация признается указателем, не содержащим сведений рекламного характера, в связи с чем к ней не применяются положения ст. 14.38 КоАП РФ. Если эти условия не соблюдаются, размещенная информация оценивается на предмет наличия в ней признаков рекламы.

Примечание. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые на основании норм права в истолковании, расходящемся с толкованием, содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ N 58, могут быть пересмотрены (п. 32 этого Постановления).

Отметим, в Письмах от 16.03.2012 N ИА/7867, от 01.12.2011 N АК/44573 ФАС России настаивала на том, что даже при соблюдении ГОСТов и получении одобрения от ГИБДД не допускается размещение на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, следующей информации:

Антимонопольная служба не возражала только против указателя с профилем деятельности организации: "Аптека", "Супермаркет", "Салон красоты". Аргументировалась такая, прямо скажем, спорная позиция тем, что иная информация носит рекламный характер.

Обратите внимание! В силу п. 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметок, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" <5> допускается размещение совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12 информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в том числе графическая). К такой информации могут относиться как сведения, направленные на информирование об объекте притяжения участников дорожного движения без направленности на формирование и поддержание к нему интереса, так и сведения, направленные на формирование и поддержание интереса к определенному объекту с целью продвижения его на рынке. Несмотря на это положение, размещение рекламы на указателях запрещено постольку, поскольку Федеральный закон N 38-ФЗ имеет более высокую юридическую силу, чем указанный ГОСТ, и нормы ГОСТа применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 38-ФЗ (ч. 2 ст. 40 этого Закона). Об этом предупреждает ФАС в своих письмах.

<5> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст.

Таким образом, по рассматриваемой теме сложилась следующая ситуация. Специалисты ФАС при проверках, скорее всего, будут руководствоваться вышеизложенными разъяснениями своего ведомства. Другими словами, организации, которые разместили на указателе спорную информацию, вероятно, будут привлечены к ответственности на основании ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ, и в поисках истины им придется обратиться в суд. Напоминаем, что ответственность в данном случае несет рекламораспространитель, владелец спорной конструкции, то есть аптеке, пользующейся услугами рекламораспространителя, наказание не грозит.

Анализ сложившейся арбитражной практики поможет определиться с конкретными сведениями, размещаемыми на указателях.

В пользу рекламораспространителя вынесено Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 N 09АП-5840/2013-АК по делу N А40-82308/12-130-783. Предметом спора было размещение совместно со знаком дорожного движения указателя "МЕТРО (стрелка направления)". Как отметил суд, такая информация не имеет признаков, характерных для рекламы, а является средством индивидуализации юридического лица в виде фирменного обозначения и содержит направление пути, имеет общие признаки и не может сформировать интерес у неопределенного круга лиц, способствовать продвижению этого обозначения на конкретном рынке услуг. Кроме того, спорная информация и стрелка не позволяют идентифицировать названные надписи как рекламу конкретных видов товаров, работ, услуг.

Таким образом, размещенные на опорах дорожных знаков сведения являются информационными, носят нейтральный характер, установлены в целях скорейшей ориентации водителей на дорогах, не способствуют отвлечению внимания водителей от дорожной обстановки и признаками рекламы не обладают.

Первый арбитражный апелляционный суд также не признал подобные указатели рекламой (Постановление от 11.05.2012 N А43-25123/2011). Сообщения содержали информацию о наименовании конкретной организации и ее логотипе, в частности: "логотип, UniCreditBank (стрелка направления)", "Росгосстрах (стрелка направления)", "логотип, центральный офис ЗАО "НСС" и др. Кроме аргументов, представленных выше, судьи отметили, что данная информация не содержит каких-либо суждений о преимуществах конкретных организаций перед другими, а лишь оптимизирует поиск объекта при ранее сформированном к нему интересе у клиентов. Это в определенной мере способствуют безопасности дорожного движения - минимизирует маневры и снижает вероятность создания водителями транспортных средств аварийно-опасных ситуаций.

Кроме того, установка рассматриваемых в названных Постановлениях указателей производилась на основании технических заданий, утвержденных ГИБДД, и при соблюдении ГОСТов и других нормативных документов в области безопасности дорожного движения.

Арбитры ФАС ЦО в Постановлении от 12.03.2013 по делу N А09-6852/2012 также признали, что информация с указанием направления к месту нахождения объекта, размещенная на дорожном знаке, не является рекламой.

Еще пример - Постановление ФАС ПО от 15.03.2013 по делу N А65-15710/2012. Суд решил: спорная конструкция не является рекламой, она расположена на знаке маршрутного ориентирования и содержит информацию только о наименовании организации, ее местонахождении, указывает направление проезда к ней. Размещение спорной конструкции согласовано с уполномоченным органом. Отметим, что Определением ВАС РФ от 27.05.2013 N ВАС-5944/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Однако, к сожалению, много судебных решений принято в пользу контролеров (особенно в столичном регионе):

<6> Определением ВАС РФ от 18.02.2013 N ВАС-1364/13 по делу N А53-20656/2012 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Аналогичные решения представлены в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 N 09АП-34903/2012 по делу N А40-70016/12-153-724, ФАС МО от 15.10.2012 по делу N А40-8765/12-84-82, от 12.10.2012 по делу N А40-11422/12-121-103, от 27.09.2012 по делу N А40-8758/12-153-82.

Соблюдаем условия для размещения указателя

Итак, указатель местонахождения аптеки может быть установлен совместно со знаками:

Для этого необходимо соблюдение определенных условий (см. рисунок на с. 40):

Разрешенное законодательством размещение информации о местонахождении организации

Необходимо также соблюсти положения региональных нормативных документов в области безопасности дорожного движения. Как отмечалось выше, еще одно неотъемлемое условие размещения конструкции - наличие соответствующего разрешения ГИБДД.

Отражаем операции в бухгалтерском и налоговом учете

В настоящее время распространены организации, предлагающие указатели направления под ключ. Они выполняют целый комплекс работ: проектируют указатели направления и разрабатывают макеты, подготавливают и согласовывают конструкторскую документацию и рабочие проекты во всех надлежащих инстанциях, проводят монтажные работы и предоставляют полное сервисное обслуживание - следят за состоянием знаков. Другими словами, такие агентства сдают в аренду место на указателе.

Пример. Аптечная организация приняла решение разместить информацию о себе на указателях (аптека "Здоровье", направление движения, расстояние до объекта) и с этой целью заключила договор со специализированным агентством. Стоимость услуг агентства - 20 000 руб. (в том числе НДС - 3051 руб.), срок аренды - 11 месяцев, ежемесячные платежи составляют 4000 руб. (в том числе НДС - 610 руб.).

В стоимость входят следующие услуги:

По акту приема-передачи указанные работы приняты в августе 2013 г.

Аптека отразит операции в бухгалтерском учете следующим образом:

             Содержание операции            
  Дебет 
 Кредит 
  Сумма,  
руб.
                              Август 2013 г.                             
В расходы на продажу включена стоимость     
установки указателей направления и арендный
платеж за август
(20 000 - 3 051 + 4 000 - 610) руб.
44      
60      
  20 339  
Отражен НДС                                 
(3 051 + 610) руб.
19      
60      
   3 661  
НДС принят к вычету                         
68      
19      
   3 661  
Погашена задолженность перед агентством     
(20 000 + 4 000) руб.
60      
51      
  24 000  
                    Ежемесячно в течение срока аренды                    
В расходы на продажу включен ежемесячный    
арендный платеж
44      
60      
   3 390  
Отражен НДС                                 
19      
60      
     610  
НДС принят к вычету                         
68      
19      
     610  
Погашена задолженность перед агентством     
60      
51      
   4 000  

В целях налогообложения стоимость установки указателей направления движения к аптеке и их годового обслуживания на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ относится к другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Если аптека уплачивает единый налог при УСНО, то такие затраты, на наш взгляд, могут учитываться в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Напомним, что рассматриваемые конструкции не носят рекламного характера, поэтому не формируют расходов на рекламу в целях налогообложения.

* * *

Информационный указатель не является рекламным, его основная функция - информирование участников транспортного потока о местонахождении какого-либо объекта и ориентирование водителя. Однако зачастую происходит путаница в понятиях, и такой носитель информации называют рекламным дорожным знаком.

Безусловно, аптечная организация может заняться размещением указателя самостоятельно. Однако дело это очень хлопотное и целесообразнее доверить его профессионалам.

А.М.Лопатина

Редактор журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"