Мудрый Экономист

Поговорим о налоговом будущем

"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4

Стало традицией, что каждый год Правительство РФ рассматривает один небезынтересный документ финансового ведомства, посвященный направлениям налоговой политики государства на ближайшие несколько лет. Хотя этот документ является нормативным, он представляет собой отправной пункт при внесении изменений в непостоянное налоговое законодательство. Что ждет налогоплательщиков в недалеком будущем? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев комментарий к Основным направлениям налоговой политики РФ на 2014 год и на период 2015 - 2016 годов <1>.

<1> Одобрены Правительством РФ 30.05.2013.

Коротко о главном

В трехлетней перспективе 2014 - 2016 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как раньше, - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Выделим основные направления налоговой политики на ближайший период, актуальные для финансовых работников туроператоров, турагентств, отелей (гостиниц):

Согласитесь, формулировки общие и малопонятные, поэтому выделим конкретику.

Новые льготы по НДФЛ

Уже сейчас в Госдуме рассматривается ряд законопроектов, направленных на систематизацию предоставляемых в настоящее время освобождений от налогообложения в отношении социально значимых выплат (доходов). В частности, будут уточнены и дополнены такие виды необлагаемых доходов, как:

Также предполагается исключить ограничение на сумму необлагаемых доходов в виде помощи и подарков, получаемых ветеранами разных войн и иными пострадавшими лицами. При этом нужны систематизация перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, и устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм ст. 217 НК РФ.

Совершенствование имущественного вычета

В настоящее время действует принцип предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества. При применении данного вычета его общий размер зачастую по различным причинам не может быть использован полностью (например, при отсутствии налога, который можно зачесть, или приобретении имущества в долевую собственность). Для устранения этого неудобства предлагается предоставлять вычет вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах) в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику (сегодня это 2 млн руб.). Физические лица в случае принятия этого предложения получат право обращаться в налоговые органы за имущественным налоговым вычетом многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.

Требует также законодательного урегулирования ситуация, когда родители (усыновители, приемные родители, опекуны, попечители) осуществляют новое строительство или приобретение за свой счет имущества в собственность своих несовершеннолетних детей. В Постановлении от 01.03.2012 N 6-П Конституционный Суд признал право родителя на использование имущественного налогового вычета по НДФЛ в сумме фактически произведенных расходов в установленных законом пределах, а также право ребенка, на имя которого родителем была приобретена недвижимость, на получение имущественного налогового вычета в будущем, когда у него появятся источники собственного дохода и, возможно, иное жилое помещение в собственности.

Упрощение налогообложения

Правила расчетов отдельных налогов, таких как налог на прибыль, достаточно сложны для бухгалтера. Не секрет, что бухгалтерский и налоговый учеты, предусмотренные положениями гл. 25 НК РФ, имеют много различий, обусловленных главным образом такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов, которые могут осуществляться для минимизации налоговых платежей (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.). Поэтому в профессиональном сообществе не раз обсуждалась возможность сближения правил бухгалтерского учета и налогообложения.

Финансовое ведомство против такой инициативы, потому что составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий. Во-первых, прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета может повлечь налоговые последствия, в том числе уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков определенных категорий, через изменение правил бухгалтерского учета в обход налогового законодательства. Во-вторых, может нарушиться правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налоговой базы и налогового бремени компании). С учетом сказанного подготовка налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна, хотя в отдельных странах за рубежом это обычная практика.

В итоге упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учетов, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль. В этих целях чиновники планируют: уточнить методы списания в расходы стоимости МПЗ в целях налогообложения прибыли для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учетах; предусмотреть возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики; установить признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату этой операции.

В ближайшее время будут пересмотрены подходы к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Что греха таить, действующий порядок контроля за предельными суммами "налоговых" процентов является трудоемким и обременительным для налогоплательщиков. Для повышения эффективности предлагается установить предельные значения ставок процентов, в пределах которых фактически начисленная их сумма признается в расходах. При этом в отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают такое предельное значение, следует ограничить действие правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием либо вовсе отменить их. Контроль же за правильностью применения ставок процентов, превышающих предельное значение, будет вестись по правилам налогового регулирования трансфертного ценообразования.

О налогообложении недвижимости

Уже не первый год планируется включить в налоговую систему РФ налог на недвижимое имущество. Как ожидается, плательщиками налога будут признаваться физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельные участки. В качестве налоговой базы для исчисления налога на недвижимое имущество будет применяться кадастровая стоимость объекта налогообложения, определенная на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Но есть один важный момент: при определении налоговой базы будет применяться налоговый вычет.

Его предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 кв. м соответствующего объекта налогообложения. Для тех городов, где кадастровая стоимость недвижимости высокая, будут установлены ограничения по налоговым ставкам. Важно, что депутаты предусматривают переходный период до 1 января 2018 г., предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество на всей территории РФ по мере готовности муниципальных образований к его введению. Ведь налог на недвижимость, как ожидается, войдет в разряд местных налогов.

Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 г. является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. В целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. В этом вопросе не обойтись без методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения, на основании которой Единый государственный кадастр недвижимости будет наполняться сведениями об объектах недвижимости для формирования в налоговых органах отдельного фискального реестра по налогу на недвижимость.

Имущественные налоги физлиц

Сегодня транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц в отношении налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах налогообложения, предоставляемых соответствующим регистрирующим органом. Порой необходимые для налогообложения сведения отсутствуют в его базе данных или недостаточны для исчисления налогов. Не исключены случаи представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, что приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений плательщикам налогов. Чтобы этого избежать, стоит рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов о находящихся на праве собственности транспортных средствах и объектах недвижимого имущества в случае некорректно исчисленных налоговых обязательств в связи с отсутствием в базе данных достаточной информации для однозначной идентификации налогоплательщика и (или) объекта налогообложения.

Налоговый контроль

Как показывает практика, требует совершенствования процедура камеральной налоговой проверки деклараций по НДС, налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах меньших, чем ранее заявлялось. У ревизоров нет действенных инструментов, чтобы выяснить причины возникновения таких невыгодных бюджету ситуаций. Эффективность проверок "убыточных" деклараций будет выше, если предоставить налоговым органам право истребовать выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы.

Непросто контролировать налоговикам исчисление налогов физических лиц. Отдельные из них фигурируют в схемах уклонения от налогообложения, в том числе в качестве конечных получателей необоснованной налоговой выгоды. Распределение в пользу этих физических лиц финансовых потоков в этих случаях раньше было скрыто от контроля налоговых органов, поскольку они не были наделены правом получать от банков сведения в отношении счетов (вкладов) физических лиц, не являющихся предпринимателями. Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для целей налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью. Поэтому предлагается предоставить налоговикам такую возможность - в этих целях уже принят Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Противодействие уклонению от налогообложения

В целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций планируется подготовить предложения по внесению в национальное законодательство положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях). Прорывом в этой сфере будет разработка типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями. Одним из обязательных положений типового соглашения будет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, аналогичная возможность на взаимной основе должна быть предоставлена фискалам налоговых органов вышеназванных юрисдикций <2>. Возможно, в Налоговый кодекс будет введено понятие налогового резидентства организаций, что, в свою очередь, даст механизм противодействия злоупотреблениям при определении доходов иностранных компаний, подлежащих налогообложению в России. Пока же сотрудничество налоговых органов РФ и иных государств оставляет желать лучшего.

<2> В этих целях необходимо внести изменения в ст. 87 НК РФ, допустив возможность участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.

О повышении эффективности налогообложения

Из числа взимаемых в Российской Федерации налогов следует выделить федеральные налоги, такие как НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Начнем с последнего. В России в отличие от других в долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13%. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется, в Минфине не без оснований считают, что действующая ставка эффективна, ее повышение может привести лишь к сокрытию облагаемых доходов.

Перейдем к НДС. Общая концепция взимания данного налога предполагает налогообложение конечного потребления. При этом считается, что НДС наиболее эффективен в том случае, когда все конечное потребление в стране облагается по единой ставке. Применение освобождений и пониженных ставок ведет к снижению эффективности налога в результате снижения доходов бюджета и роста расходов на администрирование налога. В противовес есть дополнительные возможности повышения "эффективности" НДС для бюджета, которые связаны с расширением налоговой базы, в том числе путем ограничения применения пониженных ставок налога и освобождений, улучшения налогового администрирования.

В части налога на прибыль государство посредством мер налоговой политики может стимулировать инвестиции и ограничивать отдельные виды расходов компаний. С одной стороны, может быть расширена налоговая база (в том числе через ограничение отнесения на расходы процентов по кредитам, займам, а также ограничение возможностей переноса убытков прошлых периодов на будущее), с другой стороны - она может быть сужена и при этом могут быть предоставлены стимулирующие механизмы для налогоплательщиков (в том числе путем расширения возможностей применения ускоренной амортизации, создания особых условий принятия расходов по НИОКР).

Ю.А.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ "Аюдар"