Мудрый Экономист

Исчисление единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с вознаграждения, выплачиваемого педагогическим работникам за выполнение функций классного руководителя

"Налоговый вестник", 2006, N 12

Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Подпунктом 13 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на вознаграждение за классное руководство в определенных Правительством РФ типах государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Порядок предоставления в 2006 г. за счет средств федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 (далее - Правила N 854).

В соответствии с п. 3 Правил N 854 размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту Российской Федерации, определяется в пределах сумм, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", из расчета 1000 руб. за классное руководство в классе с наполняемостью не менее установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности.

Для классов с наполняемостью меньше установленной расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

В Правилах N 854 установлено, что при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат обложению единым социальным налогом. Данный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые согласно законодательству Российской Федерации, законодательным актам субъектов Российской Федерации, решениям представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Выплаты за классное руководство не относятся ни к компенсационным выплатам, ни к государственным пособиям, указанным в ст. 238 НК РФ.

Как было указано выше, в соответствии с п. 3 Правил N 854 в размере субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации на выплату вознаграждения за классное руководство, также учитываются отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы педагогического работника со всеми вытекающими правовыми последствиями, то есть данное вознаграждение за классное руководство, начисляемое работодателем в пользу педагогических работников, в силу п. 1 ст. 236 и ст. 237 НК РФ должно облагаться единым социальным налогом, а с учетом нормы п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на данные выплаты также должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Аналогичного мнения придерживается Минобрнауки России в Рекомендациях по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, утвержденных Письмом Минобрнауки России от 25.04.2006 N АФ-100/03.

Е.В.Дорошенко