Мудрый Экономист

Почему не стоит вкладываться в бухучет в филиале

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2013, N 2

Если компания тратит усилия и средства на развитие системы учета и отчетности в филиале, то, с моей точки зрения, это уже само по себе - большая стратегическая ошибка. И вот почему.

Компании, которые продолжают развивать одну из составляющих бэк-офиса филиала - бухгалтерию, обречены на чрезмерные расходы на ведение дела. Сократить их при такой модели развития просто невозможно. В нынешний же посткризисный период перед всеми страховщиками стоит одна задача - снижение расходов.

Когда речь идет о бухгалтерии, путь такого сокращения расходов известен: это внедрение технологий, позволяющих уменьшить число сотрудников в филиалах. Основная цель при этом - централизовать отчетность, бухгалтерский и налоговый учет.

В противном случае страховщик будет сталкиваться с необходимостью не только стандартизировать те или иные операции, внедрить единый план счетов (эта цель всегда стоит перед головной компанией), но и постоянно контролировать ведение бухгалтерского, налогового учета и отчетности. Причем контроль и мониторинг должны осуществляться не только в соответствии с требованиями законодательства РФ, но и с требованиями внутренних нормативных документов компании в этой части. Таким образом, без технологий компании обречены не только на увеличение штата бухгалтеров, но и штата внутренних аудиторов и контролеров.

Перед главбухом филиала стоит задача не только соблюсти стандарты в проведении бухгалтерских и налоговых операций, но и обеспечить сплошной контроль всех первичных документов и операций. Одним словом, он должен нести тотальную ответственность по всем фронтам. Естественно, такая ситуация превращает его в ключевую фигуру всего подразделения. В тех страховых компаниях, которые сейчас продолжают вести децентрализованный учет, главные бухгалтеры не контролируют разве что применение тарифов. При этом нарушается один из важнейших принципов ведения учета - "принцип четырех глаз", в соответствии с которым первичка создается, контролируется и проводится в учете не разными подразделениями, а фактически только бухгалтерами. А это нарушение достаточно рискованно: оно лишает компанию необходимых уровней контроля.

При централизации учета у страховщика появляется возможность структурировать бизнес-процесс создания и учета первичных документов. Он делится на зоны функциональной ответственности. Руководитель каждой функции, отвечающей за те или иные информационные потоки, наделяется ответственностью за полноту и качество отражения сведений в информсистемах. При таком подходе страховщик может не только стандартизировать методологию учета в филиалах, но и обеспечить оперативный контроль силами информсистемы, а также автоматизировать большую часть типовых операций.

С 2013 г. действует новый Закон о бухучете. В нем статья "Главный бухгалтер" уже отсутствует, а вся ответственность за организацию бухгалтерского, налогового учета и всех бизнес-процессов компании целиком возложена на ее руководителя. Это окончательно лишает идею децентрализации учета какой бы то ни было состоятельности. С такой ответственностью руководитель может справиться только в случае, если учет централизован и автоматизирован.

Поэтому основная задача организации учета в филиале - не стараться эффективнее организовывать контроль, а выводить бухгалтерский, налоговый учет и отчетность из зоны ответственности филиала в структуру, централизованно ведущую учет. Такой структурой может быть и бухгалтерия головного офиса, и специализированное подразделение. При этом данное подразделение может дислоцироваться в том регионе, где компании выгодно. Это самый эффективный способ обеспечения контроля бухгалтерского, налогового учета и отчетности компании в целом.

Как мне представляется, альтернативы ведению централизованного учета просто нет. И я думаю, что это не только мои представления, но и реальный тренд российского страхового рынка. Здесь, как говорится, кто не успел, тот опоздал, - возможно, навсегда.

Е.Лукьянова

Главный бухгалтер ВСК