Мудрый Экономист

Аллокация расходов: в поисках оптимальной методики

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2013, N 2

При анализе страховой деятельности и формировании управленческой отчетности интересно не столько узнать финансовый результат по компании в целом, сколько выяснить наиболее убыточные и наиболее прибыльные сегменты бизнеса. Поэтому финансовые показатели стараются получить и проанализировать в разрезе отдельных видов страхования, каналов продаж, региональных подразделений и других управленческих сегментов. При проведении такого анализа и формировании финансового результата по направлениям самым существенным вопросом становится корректное распределение (аллокация) всех расходов компании.

Методов распределения расходов существует множество. Самый простой из них - распределение расходов просто пропорционально заработанной премии. Сложные методы предполагают многоуровневые подходы с использованием различных показателей (коэффициентов, определяющих "вес" того или иного подразделения в данном виде расходов, - так называемых драйверов).

Разумеется, чем сложнее и детальнее проходит процесс анализа и аллокации расходов, тем более корректную картину финансового результата по сегментам внутри компании можно получить. Соответственно, тем нагляднее видны более и менее затратные направления деятельности и виды страхования. Однако в процессе разработки методологии аллокации необходимо все же постараться сохранить баланс между трудоемкостью и результативностью.

В качестве примера ниже описан один из подходов. С одной стороны, он дает возможность корректно (без существенных искажений) распределять расходы на сегменты бизнеса, а с другой - может быть легко автоматизирован и реализован.

Предлагаемая методика состоит из нескольких этапов. Каждый из них предполагает ступенчатое перераспределение расходов на следующие уровни с использованием различных драйверов. В качестве базового драйвера используется численность сотрудников.

Для корректной аллокации все расходы компании распределяются по ключевым бизнес-процессам:

Распределение расходов осуществляется по признаку их функциональной принадлежности. Таким образом, формируются четыре основных центра затрат. В дальнейшем они являются базой для разнесения расходов по видам страхования, каналам продаж и другим управленческим сегментам.

Формирование основных центров затрат и аллокация на них расходов происходят в два этапа. На первом этапе все расходы распределяются по статьям затрат. По каждой категории необходимо определить, каким именно образом данные расходы будут распределяться по центрам затрат.

Так, оплату труда всегда можно отнести на данный центр затрат напрямую, а расходы по аренде - распределить пропорционально численности сотрудников или занимаемой площади подразделения. При первичном разнесении используются не четыре, а пять центров:

Следующим шагом расходы, аллокированные на внутренние сервисные подразделения, перераспределяются на остальные четыре центра затрат.

В страховых компаниях самым простым драйвером аллокации расходов является численность сотрудников. Тем не менее для каждого подразделения необходимо принимать обоснованное решение, какой показатель наилучшим образом будет отражать распределение расходов на другие центры затрат.

После разнесения расходов внутренних сервисных подразделений на продажи, поддержку, урегулирование убытков и инвестиции мы имеем возможность распределять расходы данных центров затрат по управленческим сегментам: видам страхования, блокам продаж и др. Для каждого центра используется свой подход.

1. Продажи. Эти расходы распределяются пропорционально начисленной или заработанной премии.

2. Урегулирование убытков. Эти расходы распределяются напрямую по видам страхования или по количеству убытков.

3. Поддержка. Эти расходы распределяются пропорционально заработанной премии или по количеству заключенных страховых договоров.

4. Инвестиционные расходы. Эти расходы могут быть отнесены напрямую на инвестиционный доход.

Описанный подход позволяет сегментировать расходы для более корректного их распределения. При этом он дает возможность использовать для аллокации по направлениям и функциям различные показатели, которые корректно отражают причины и происхождение расходной составляющей.

О.Крымова

Заместитель

председателя правления

ОАО "СОГАЗ"