Мудрый Экономист

Расчет рсв-1 ПФР за I квартал 2013 г.

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2013, N 15

Не позднее 15 мая текущего года плательщикам страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо отчитаться перед ПФР по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за I квартал 2013 г. В этих целях в Пенсионный фонд подлежит представлению единый расчет РСВ-1 ПФР, но за I квартал 2013 г. отчитываться придется по новой форме.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов признаются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым прежде всего относятся:

Однако отчитаться по итогам квартала 2013 г. по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование необходимо лишь первой из указанных категорий плательщиков страховых взносов, то есть работодателям. Для ИП, не производящих выплат в пользу физлиц, обязанность представлять в Пенсионный фонд расчет по платежам в ПФР и ФОМС с недавних пор отменена в принципе, да и ранее данная категория плательщиков страховых взносов отчитывалась перед ПФР только по итогам года (ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

Объект для начисления

По общему правилу согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения взносами во внебюджетные фонды, то есть как в ПФР, так и ФОМС, являются выплаты в пользу физлиц:

Для организаций объектом обложения признаются выплаты в пользу физлиц, признаваемых застрахованными лицами в рамках конкретных видов социального страхования. В связи с этим, в частности, вознаграждения по договору авторского заказа и отдельным лицензионным договорам облагаются страховыми взносами только при условии их выплаты страхователем непосредственно автору (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, п. 3 ст. 1228, абз. 1 п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1233 ГК). Дело в том, что застрахованными лицами по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию прежде всего являются работающие лица по перечисленным ранее видам договоров (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ст. 10 Закона N 326-ФЗ). Иные же правообладатели помимо автора не создают произведения науки, литературы и искусства своим трудом, а значит, причислять их в данной ситуации к застрахованным лицам не следует (Приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 26 февраля 2010 г. N 112н).

Взносами облагаются как денежные, так и неденежные вознаграждения независимо от того, учитываются ли они при налогообложении прибыли (Письма Минфина России от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/1/325, от 8 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/244, Минздравсоцразвития России от 1 марта 2010 г. N 426-19).

Обратите внимание! Как выплаты, которые производятся в рамках трудовых отношений, чиновники рассматривают в том числе суммы, гарантированные работникам Трудовым кодексом, как то: средний заработок за дни сдачи крови или дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Иными словами, в данном случае не имеет значения, предусмотрены такие выплаты трудовым договором с работником или нет (Письмо Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. N 784-19). Более того, представители ВАС РФ в Определении от 21 января 2013 г. N ВАС-18310/12 в целом указали, что выплаты сотрудникам, которые прямо не прописаны в трудовых договорах с ними и локальных нормативных актах работодателя, тем не менее облагаются страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений. Исключение составляют лишь выплаты, указанные в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Не признаются объектом обложения выплаты, производимые в рамках договоров ГПХ, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права) либо передача таковых в пользование. Например, это касается вознаграждений по договорам купли-продажи или аренды, сумм ссуды или займа и т.п. (Письма Минздравсоцразвития России от 12 августа 2010 г. N 2622-19, от 21 мая 2010 г. N 1283-19). Однако, по мнению чиновников, если впоследствии работодатель прощает работнику часть долга по гражданско-правовому договору (например, по договору займа или ссуды), соответствующая сумма подлежит включению в объект обложения страховыми взносами (Письма Минздравсоцразвития России от 21 мая 2010 г. N 1283-19, от 17 мая 2010 г. N 1212-19).

Не облагаются взносами на ОПС и ОМС, поскольку не являются объектом обложения в силу прямого указания ч. 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, вознаграждения, начисленные в пользу иностранцев и лиц без гражданства, по трудовым договорам, которые подписаны с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами нашей страны. Аналогичное правило действует в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с ведением ими деятельности за пределами России в рамках заключенных договоров ГПХ, предметом которых выступает выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, не начисляются взносы по договорам, заключенным с индивидуальным предпринимателем, адвокатом и нотариусом, поскольку страховые взносы данные физлица уплачивают за себя самостоятельно.

В ст. 9 Закона N 212-ФЗ приведен также исчерпывающий перечень выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами. Большинство из них не облагаются страховыми взносами по всем видам обязательного социального страхования. Вместе с тем есть и такие, на которые не нужно начислять лишь взносы какого-либо определенного вида, в том числе на отдельные выплаты не нужно начислять только страховые взносы на ОПС. Речь идет о суммах денежного содержания и иных выплатах:

С другой стороны, некоторые из выплат, перечисленных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, освобождаются от страховых взносов на все виды обязательного страхования, кроме пенсионного. В частности, в нем упомянуты выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, уточнено, что таковые не облагаются взносами по общему правилу, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Между тем с 1 января 2012 г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России, с которыми заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ). Это значит, что с выплат в пользу таких мигрантов пенсионные взносы все же подлежат уплате. Причем с начала текущего года они признаются застрахованными лицами также в том случае, если общий срок заключенных с ними в течение календарного года трудовых договоров составляет не менее полугода (Закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ, далее - Закон N 243-ФЗ).

Таким образом, перечни выплат, включаемых в объект обложения взносами на обязательное медицинское и пенсионное страхование, вполне могут разниться.

Расчетная база

В качестве базы для расчета взносов работодателям необходимо принимать сумму выплат физическому лицу, которые облагаются страховыми взносами, то есть за вычетом сумм, не признаваемых объектом обложения платежами во внебюджетные фонды или освобожденных от них согласно ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Учитывая, что по разным видам страхования таковая может быть различной, как и тарифы соответствующих страховых взносов, база для начисления платежей в фонды по таким видам страхования определяется отдельно. Кроме того, она рассчитывается отдельно в разрезе каждого физического лица. В этих целях выплаты, произведенные в его пользу и облагаемые страховыми взносами, суммируются нарастающим итогом с начала года по истечении каждого календарного месяца. При этом выплаты (вознаграждения) по авторским и лицензионным договорам включаются в базу для начисления страховых взносов за вычетом расходов (ч. 7 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

База по выплатам в натуральной форме исчисляется как стоимость товаров (работ, услуг), которые переданы работнику. Последняя, в свою очередь, исчисляется исходя из цены, которую стороны определили в договоре, и определяется на день выплаты.

Тарифы страховых взносов

Законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ был продлен переходный период по применению полных тарифов страховых взносов, установленных ст. 12 Закона N 212-ФЗ. Вплоть до 2015 г. включительно общий тариф страховых взносов, как и в 2012 г., составит: 22 процента - в ПФР; 2,9 процента - в ФСС; 5,1 процента - в ФОМС. При этом по-прежнему в Пенсионный фонд дополнительно подлежат уплате страховые взносы с выплат в пользу физлиц, превышающих предельный размер баз, по ставке 10 процентов. Но, как и ранее, данное требование актуально только для страхователей, уплачивающих взносы по общим тарифам.

При этом с начала текущего года установлены также дополнительные тарифы взносов в Пенсионный фонд для отдельных категорий плательщиков (ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).

Во-первых, взносы в Пенсионный фонд сверх их величины, рассчитанной по общим правилам, страхователям необходимо уплачивать с выплат в пользу сотрудников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В 2013 г. в ПФР подлежит уплате 4 процента от начисленных им сумм, в 2014 г. - 6 процентов, а с 2015 г. - 9 процентов.

Во-вторых, дополнительный тариф взносов в Пенсионный фонд предусмотрен в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ). С таковых в ПФР в 2013 г. должны перечисляться страховые взносы по ставке 2 процента, в 2014 г. - 4 процента, с 2015 г. - 6 процентов.

К сведению! В общем случае страховые взносы начисляются только с базы, не превышающей установленного предельного размера. В 2013 г. он составляет 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. N 1276). С сумм превышения уплачиваются только пенсионные взносы по регрессивной ставке.

Проще говоря, дополнительно пополнять бюджет ПФР придется тем страхователям, условия работы у которых при прочих равных дают работникам право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то есть еще до достижения ими общего пенсионного возраста. Причем при исчислении страховых взносов с начисленных им выплат по дополнительному тарифу положения Закона N 212-ФЗ о предельной базе для исчисления взносов во внебюджетные фонды не применяются. От уплаты дополнительных взносов страхователь может быть освобожден по результатам специальной оценки условий труда, которая проводится в порядке, предусмотренном отдельным федеральным законом. Однако пока таковой не принят.

Форма расчета РСВ-1 ПФР

Новая форма расчета РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 28 декабря 2012 г. N 639н. Она включает в себя титульный лист и пять разделов:

Итак, изменения в расчете РСВ-1 ПФР по сравнению с прежней формой, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 15 марта 2012 г. N 232н, прежде всего вызваны введением дополнительных тарифов пенсионных взносов. Так, разд. 2 расчета в новом варианте поделен на три подраздела - 2.1, 2.2 и 2.3. При этом подраздел 2.1 - это, по сути, и есть бывший разд. 2. Необходимо отметить лишь появление в нем строки 261, по которой из показателя строки 260 выделяется количество физлиц, выплаты по которым превысили предельную базу для начисления взносов. Напомним, что по строке 260 при этом отражается количество физлиц, с выплат которым начислены страховые взносы соответствии с тарифом, по которому заполняется разд. 2.1 расчета. Подразделы же 2.2 и 2.3 являются абсолютно новыми. Первый предназначен для расчета взносов с выплат в пользу сотрудников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Второй - для расчета взносов с выплат в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ. Оба подраздела включают шесть строк (280 - 285 и 290 - 295), аналогичных содержащимся в разд. 2.1, если не принимать во внимание разбивку данных в последнем по категориям застрахованных лиц:

Отдельные графы - 5 и 6 - для отражения взносов, начисленных по дополнительному тарифу, появились и в разд. 1. Кроме того, в новой форме в данном разделе по строке 121 подлежит выделению из показателя строки 120 сумма страховых взносов, доначисленная по актам проверок (камеральной и (или) выездной), по которым в отчетном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности, с сумм превышающих предельную величину для начисления взносов.

Обратите внимание! Если в течение отчетного периода страхователь применял более одного тарифа, то в расчет включается столько страниц разд. 2, а теперь уже подраздела 2.1, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода. Соответственно, в каждом из них должен быть указан свой "Код тарифа". Соответствующие коды приведены в Приложении к Порядку.

И.Брот