Мудрый Экономист

Учетно-управленческие проблемы высшей школы и пути их решения

"Международный бухгалтерский учет", 2013, N 16

В статье рассматриваются учетно-управленческие аспекты высшей школы, акцентируется внимание на проблемах повышения качества управления в вузах и совершенствования его учетно-информационного обеспечения. Отмечается необходимость формирования новой сущности и концептуального видения управленческого учета в вузах, позволяющих создать действенную и эффективную учетно-информационную систему.

Уровень и качество высшего профессионального образования являются главными факторами успешного развития страны - создания высокоэффективной конкурентоспособной экономики и формирования высоконравственной, интеллектуально развитой личности.

За последние годы финансирование высшей школы из средств федерального бюджета значительно увеличилось: с 31,3 млрд руб. в 2001 г. до 232,0 млрд руб. в 2012 г. (доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте увеличилась соответственно с 2,4 до 3,6%). Примерно такой же объем средств поступил в высшую школу за счет внебюджетных источников. Кроме того, инвестиции в размере 37 млрд руб. в рамках национального проекта "Образование" получили 57 вузов (объем этих инвестиций сопоставим с годовым бюджетом вузов).

Однако современная модернизация системы высшей школы, квинтэссенция целей которой заключается в удовлетворении потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном высшем профессиональном образовании, ориентируя вузы на инновационный путь развития и наращивание стратегических конкурентных преимуществ на образовательном рынке, зависит не только от объемов финансирования. Для достижения указанных целей необходимо повышение эффективности управления в вузах.

В настоящее время государственный вуз, с одной стороны, - это некоммерческая организация, субъект общества и государства, выступающий в роли центра образования, науки и культуры, удовлетворяющий потребности общества и выполняющий государственные заказы на подготовку специалистов и выполнение фундаментальных научных исследований. С другой стороны, вуз является субъектом рыночной экономики, выступающим в роли товаропроизводителя интеллектуальной продукции и образовательных услуг и свободно реализующим свою продукцию на рынке труда. Занимаясь предпринимательской деятельностью, вуз преследует цель - получение прибыли, что характерно для коммерческих организаций.

Таким образом, экономика государственных вузов очень специфична, характеризуется смешением и многообразием субъектов и форм хозяйствования и представляет собой комбинацию недоразвитых рыночных и нерыночных организационно-экономических механизмов функционирования. Осуществляемая вузами деятельность, в которой присутствуют два начала - предпринимательское, представленное частным интересом вуза как обособленного товаропроизводителя, и государственное, воплощающее общественной интерес, является противоречивой, усложняющей функционирование вузов.

Все это обусловливает особые требования к качеству менеджмента в вузах, который в настоящее время расценивается как предельно неэффективный, затрудняющий адаптацию вузов к изменениям внешней среды и игрового экономического поля.

Для государственных вузов характерны:

Проблема повышения эффективности управления в вузах значительно актуализирует проблему его своевременного и полного учетно-информационного обеспечения, находящегося в прямой зависимости от управленческого учета.

Роль управленческого учета заключается в том, что он, генерируя учетную информацию и являясь средством управления, выступает коррелятором организованности вузовских систем на всех уровнях управления, служит основой процесса принятия оптимальных управленческих решений по развитию внутреннего потенциала и реализации стратегий вузов, что обосновывает необходимость его активизации.

Особую остроту этой проблеме придает тот факт, что управленческий учет в большинстве вузов не ведется, а практическое функционирование финансового (бюджетного) учета оторвано от информационных потребностей внутреннего управления, характеризуется слабыми гибкостью и адаптивностью к быстроменяющимся условиям внешней среды, отстает от современных организационно-экономических форм и способов функционирования вузов.

Следовательно, параметры и режим циркулирующей учетной информации не обеспечивают полноценной обратной связи между управляющей системой вузов и сложными разнообразными объектами управления (управляемой системой), которые должны находиться в органическом информационном единстве и тесной связи, что обусловливает острую необходимость формирования новой учетно-информационной системы в вузах, адекватной современным требованиям управления, имеющей в своем арсенале передовой учетный инструментарий, обеспечивающей упорядоченную, строго организованную системную информацию о состоянии сложных и многочисленных объектов управления, активно воздействующую на совершенствование процессов последнего.

Все это обосновывает необходимость определения новой сущности и концептуального видения управленческого учета в вузах, позволяющего создать действенную и эффективную учетно-информационную систему. Отправной точкой решения этой проблемы является исследование влияния внешних факторов окружающей среды (политическая, экономическая, технико-технологическая, социально-культурная системы и др.) и ее внутренних факторов (миссия, стратегия, цели, организационно-управленческая структура, нормы и правила локальных актов, уровень материально-технического развития и информатизации и др.) на формирование и развитие учетно-информационных систем вузов. Эти факторы определяют учетный инструментарий и учетные методы, имеющиеся в распоряжении менеджмента для планирования, организации, мотивации, контроля и учета внутренней деятельности вузов и приведения ее в соответствие с динамично изменяющейся внешней средой для обеспечения эффективного функционирования, выполнения целей и миссии. При этом учетные системы вузов не просто взаимодействуют со средой, а должны, будучи структурно связанными с ней условиями, факторами и результатами, адаптироваться к ее изменениям, коэволюционировать с ней, меняя количество своих объектов, структурных элементов и связи между ними [2].

Анализ факторов окружающей среды, имеющих сложный и детерминированный характер, и информационных потребностей систем управления в вузах на всех иерархических уровнях позволяет выявить вектор современного методологического и организационно-методического развития управленческого учета в вузах - информационное обеспечение процессного и стратегического управления на основе системы менеджмента качества.

В соответствии с этим базисом современных концептуальных основ управленческого учета в вузах (см. рисунок), по нашему мнению, выступает методология процессного, стратегического и сбалансированного подходов к нему.

Концептуальные основы управленческого учета в вузах

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Управленческий учет в вузах ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦ Имеет цель: информационное обеспечение процессов планирования, контроля ¦
¦ и принятия управленческих решений для достижения стратегических, ¦
¦ тактических, оперативных целей на основе фактических и прогнозных ¦
¦ показателей функционирования вузов, их бизнес-процессов, подпроцессов ¦
¦ (функций), структурных подразделений, а также показателей внешней среды ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦ Решает задачи: 1) подготовки информации для принятия управленческих ¦
¦ решений на стратегическом, тактическом, оперативном, процессном, ¦
¦ технологическом уровнях управления; 2) информационного обеспечения ¦
¦функций управления: процессов планирования и контроля, учета, организации¦
¦ и мотивации, коммуникации, принятия решений ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦ Выполняет функции: информационно-координирующую, планово-контрольную, ¦
¦ информационно-коммуникационную, информационно-распределительную, ¦
¦ информационно-организационную, информационно-инновационную, ¦
¦ информационно-мотивационную, информационно-прогнозную, ¦
¦ информационно-аналитическую ¦
L------------------------------------T-------------------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦ Выполнение задач и функций обеспечивает внутренняя структура ¦
+--T------------------------------------T-T----------------------------T--+
+->¦Система сбалансированных показателей¦ ¦ Учет затрат по цепочке ¦ ¦
¦ +------------------------------------+ ¦ потребительской ценности ¦<-+
¦ ¦ Функционально-стратегическое ¦ ¦ и калькулирование ¦ ¦
+->¦ бюджетирование, ориентированное ¦ +----------------------------+ ¦
¦ ¦ на результат ¦ ¦ Внутренний контроль ¦<-+
¦ +------------------------------------+ +----------------------------+ ¦
¦ ¦ Учет по бизнес-процессам, ¦ ¦ Управленческая отчетность ¦<-+
L->¦ видам деятельности, центрам ¦ +----------------------------+ ¦
¦ ответственности ¦ ¦ Управленческий анализ ¦<--
L---------------------------------T--- L-----------------------------
¦/
-------------------------------------+------------------------------------¬
¦ Базируется на принципах: системности, регулярности, полезности, ¦
¦ бифуркационности, комплексности, научности, оптимальности, ориентации на¦
¦ удовлетворение информационных потребностей всех уровней управления, ¦
¦ ориентации на учет затрат и результатов по бизнес-процессам и функциям, ¦
¦ ориентации на управление по отклонениям фактических параметров ключевых ¦
¦ показателей объектов учета от заданных параметров ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Процессный подход к управлению деятельностью организаций в условиях рынка расценивается как самый эффективный [5, с. 26]. В основе методологии процессного подхода, методологические и организационно-методические аспекты которого представлены в таблице, лежат идентификация и классификация бизнес-процессов как объектов управленческого учета, меняющих учетно-информационное поле вузов, требуя формирования информации, ориентированной на решение задач управления бизнес-процессами с позиций их совершенствования и обеспечения взаимодействия [1]. При этом дефиниция "бизнес-процесс" определяется как самостоятельный объект учета, представляющий собой горизонтальную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (подпроцессов) и функций, трансформирующий все виды входящих ресурсов в создаваемый на выходе продукт, реализуемый потребителю и удовлетворяющий требованиям системы менеджмента качества.

Методологические основы процессного подхода к управленческому учету в вузах

     Аспект     
                Характеристика и описание               
Цель            
Информационная поддержка управления системой            
бизнес-процессов вуза с целью их совершенствования,
оптимизации и адаптации к требованиям всех
заинтересованных сторон, направленная на повышение
качества образования и эффективности функционирования
вуза
Функции         
Прогнозная, координирующая, регулирующая, контрольная   
Объекты учета   
Система бизнес-процессов, бизнес-процесс, подпроцесс,   
функция
Предмет         
Уставная хозяйственная деятельность                     
Принципы        
Системность, комплексность, научность, бифуркационность,
регулярность, декомпозиция, оптимальность
Методы учета    
и анализа затрат
ABC-система (Activity Based Costing) - функциональная   
система калькуляции затрат, анализ цепочки ценностей,
ФСА (функционально-стоимостный анализ), CVP-анализ
(Cost - Volume - Profit) - анализ соотношения "затраты -
объем - прибыль"), бенчмаркинг и др.
Инструментальный
механизм
По функциям управления: бухгалтерские, аналитические,   
контрольные, организационные инструменты.
По характеру управленческих решений: оперативные,
стратегические инструменты
Технология      
Технология сбора информации, ее обработки, анализа,     
оценки, контроля, мониторинга
Система учетных 
показателей
Многоуровневая система взаимосвязанных частных          
и обобщенных учетных показателей, характеризующих
бизнес-процесс: показатели стоимости, результативности,
эффективности и адаптивности бизнес-процессов
Форма           
представления
информации
Формализованные отчеты для внутреннего пользования      
(разных уровней формирования)
Пользователи    
Обеспечение всех уровней управления вуза информацией    
о стоимости, результативности, эффективности
и адаптивности осуществляемых основных, обеспечивающих
бизнес-процессов и процессов управления

Для идентификации основных бизнес-процессов вузов, под которыми понимаются процессы, добавляющие наибольшую ценность для потребителя и определяющие деловой потенциал вузов, наиболее предпочтителен ценностный подход, нацеливающий менеджмент вузов на улучшение бизнес-процессов.

По нашему мнению, все бизнес-процессы вуза следует классифицировать на три группы:

Именно в основе такой классификации лежит принцип влияния бизнес-процессов на потребительскую ценность образовательных продуктов и самого вуза.

При разработке классификации бизнес-процессов вузов как учетных объектов к основным бизнес-процессам могут быть отнесены образовательный и научно-исследовательский, производящие основные выходы для вуза и напрямую добавляющие их ценность (стоимость) для потребителей, к обеспечивающим - маркетинговая, учетно-финансовая, издательская, хозяйственная и другая деятельность, к управленческим - стратегическое планирование, управление качеством, аттестация и аккредитация и др.

При построении процессной модели управленческого учета основные бизнес-процессы вузов предстают в виде линейных цепочек, состоящих из подпроцессов и функций, которые наряду с бизнес-процессами должны быть объектами управленческого учета и внимания.

Таким образом, становится возможным учетно-информационное фокусирование на научно-исследовательских и образовательных процессах и технологиях. Формирование и использование учетной информации, характеризующей их разные параметры, способно влиять на управленческие решения по построению технологических цепочек, обеспечивающих высокое качество и инновационность образовательных и научных продуктов, укрепление конкурентных преимуществ и достижение стратегических целей вузов, удовлетворяющих требованиям потребителей.

Стратегический подход к управленческому учету в вузе синтезирует в себе различные концепции, основанные на динамической природе качеств вуза, и открывает возможности для повышения емкости учетной информации за счет стратегической информации - учетных данных о внутреннем и внешнем окружении, сформированных на основе системы индикативных показателей, корректировка и использование которых служат основой разработки, принятия и исполнения управленческих решений, воздействующих на все важные процессы в вузе и позволяющих в будущем сохранить и укрепить позиции на образовательном рынке.

Методологическую основу стратегического управленческого учета характеризует совокупность следующих элементов:

По нашему мнению, использование в системе управленческого учета вузов ведущего стратегического и аналитического инструмента - сбалансированной системы показателей (ССП) - является логическим развитием стратегической направленности управленческого учета [4, с. 45].

Стратегическая система показателей является основой управленческой учетно-аналитической системы вузов как системы определения, оценки и мониторинга финансовых и нефинансовых показателей их стратегического развития. В качестве ее объектов выделяются стратегические цели и целевые показатели развития вузов, функционирование систем управления ими в разрезе основных взаимосвязанных и сбалансированных перспектив, наиболее полно характеризующих вузы.

Практическая реализация стратегического управленческого учета в вузах на основе ССП возможна с помощью выработки единого системного учетного механизма, увязывающего его отдельные элементы - методы, функции, процессы, инструменты, стратегии и их корректировки, для переработки стратегической информации и обеспечения оптимального функционирования учетно-информационных систем вузов.

В целом развитие методологии стратегического, сбалансированного и процессного подходов к управленческому учету позволяет:

Таким образом, современная концепция управленческого учета в вузах, основывающаяся на новых методологических подходах и расширительном толковании его сущности как по субъектам информационного обеспечения, так и по объектам учетного наблюдения, позволяет сформировать учетно-информационную подсистему управления, формирующую релевантную информацию для всех ее уровней с целью решения управленческих задач оперативного и стратегического характера по совершенствованию бизнес-процессов и устранению критического рассогласования между желаемым и действительным состоянием вузов как объектов управления, и эффективно и качественно осуществлять:

Список литературы

  1. Глущенко А.В., Егорова Е.М. Методологический подход к организации управленческого учета в вузе с позиций процессного управления // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. N 2. С. 179 - 188.
  2. Егорова Е.М. Влияние внешней институциональной среды макроокружения на развитие вуза и формирование его учетно-информационной системы // Вестник Самарского государственного экономического университета. Сер.: Экономика. 2010. N 2 (64). С. 32 - 36.
  3. Егорова Е.М. Контуры стратегического управленческого учета в высшем учебном заведении // Экономика образования. 2010. N 2. С. 96 - 99.
  4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. М. Павловой. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.
  5. Репин В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: Стандарты и качество, 2007. 277 с.

А.В.Глущенко

Д. э. н.,

профессор,

заведующая кафедрой

учета, анализа и аудита

Волгоградский государственный

университет

Е.М.Егорова

К. э. н.,

доцент

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Волгоградский государственный

аграрный университет