Мудрый Экономист

Формирование новых инновационных управленческих компетенций строительного персонала

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 5

В статье рассматриваются пути решения проблемы интенсификации перехода строительства в стадию инновационного развития, вопросы, сдерживающие эти процессы, и методы преодоления негативных воздействий. Предлагается комплекс мер и способов для достижения стратегических целей деятельности организаций и осуществления инновационного "прорыва", главными из которых автор определяет воспитание нового креативного сознания человека и реализацию его творческого потенциала, призвания.

Знания - важный ресурс производства

Перед экономикой страны, как известно, стоит проблема исключительной сложности и стратегической важности - в краткие сроки осуществить ее инновационную модернизацию и успешную интеграцию в мировой рынок. Приоритетными задачами этих преобразований являются вопросы кардинального совершенствования развития отраслей экономики и, в первую очередь, капитального строительства и образования, которые должны обеспечить их переход на инновационные технологии, главный его компонент - воспроизводство основных инновационных фондов и научно-технического потенциала кадров. Их решение, как свидетельствует теория и практика прогрессивных фирм, должно осуществляться путем концентрации инвестиционных ресурсов на основных стратегических направлениях модернизации и постоянной эффективной учебой персонала, обеспечивающих ускорение развития научно-технического прогресса (НТП), создания и реализации высококонкурентоспособной продукции. При этом важнейшим ресурсом производства становятся знания персонала, которые, в свою очередь, требуют нового подхода к их воспроизводству.

В современной экономике граница между знанием и продуктом "растворяется", исчезает существенное различие между "учебой" и "работой", поскольку учеба теперь в буквальном смысле есть работа, а работа есть учеба. "Теперь любая организация (предприятие, фирма и др.) превращается в обучающуюся и самообучающуюся структуру, призванную расширенно воспроизводить требуемые знания" [1].

Персонал организации, играющий в подобных процессах ключевую роль, должен: обладать высоким уровнем новых знаний и интеллектуальным потенциалом; быть заинтересованным в их постоянном наращивании и эффективном использовании; осуществлять воспроизводство достижений НТП; обеспечивать разработку, изготовление, реализацию и актуализацию высококонкурентоспособной продукции, востребованной рынком, и социально-экономическое развитие организаций. Персоналу организаций, осуществляющих строительство и обеспечивающих его необходимыми ресурсами, в этих целях требуется создавать соответствующие условия осуществления производства и жизни.

Условия для преобразований

Однако существующие уровни оснащенности труда работников, их квалификационная подготовленность к решению подобных проблем в рассматриваемых отраслях еще не имеют соответствующих условий, чтобы в полной мере обеспечивать требуемые преобразования. Да и имеющиеся резервы повышения эффективности использования ресурсов реализуются медленно. Так, например, строители ощущают недостаточный уровень подготовки выпускников вузов, отсутствие надлежащей ее взаимосвязи с рынком труда и бизнесом, слабое развитие методологической базы инновационного производства и т.д. Отсюда мы имеем низкие темпы развития НТП, роста конкурентоспособности строительной продукции. Сдерживает инновационное развитие капитального строительства имеющееся противоречие между традиционными методами управления производством и мировым рынком, между возможностью отрасли и неизбежными ее стратегическими целями. К тому же нормативно-законодательная и материально-техническая базы безнадежно устарели, а система управления этими процессами практически отсутствует. В то же время цены на строительную продукцию стремительно растут, а качество ее существенно отстает от требований рынка.

Правительство принимает меры к улучшению дел в капитальном строительстве: увеличиваются объемы инвестиций, совершенствуется налоговое и таможенное законодательство, создаются "Сколково", федеральные вузы и т.п. Вместе с тем принимаемые меры еще недостаточные. Бизнес-структуры плохо отзываются на необходимость интенсификации развития строительной сферы. Региональное управление строительством разобщено и, как правило, не имеет требуемых ресурсов и соответствующей политики [2].

Возникла настоятельная необходимость срочного и кардинального улучшения управления отраслью на всех уровнях власти. Требуются системные меры, обеспечивающие существенное наращивание творческого (технического и организационного) потенциала персонала, их знаний и умений, мастерства и компетенций. В противном случае все обостряющееся конкурентное соперничество мирового рынка, особенно развитых стран, приведет отрасль к еще более тяжелой ситуации. Кроме того, усиливающим фактором подобного воздействия товаропроизводителей являются объективные процессы, связанные с переносом предметного содержания конкуренции в сектор наукоемкого характера.

Управление отраслью - управление людьми

Главный стратегический вывод, который вытекает из мирового опыта и должен способствовать нашему повороту к активным и эффективным действиям, состоит в необходимости на федеральном уровне разработать и реализовать комплекс мер осуществления улучшения управления строительной сферой, особенно ее персоналом. Для этого региональные уровни управления должны разработать и осуществить конкретные предложения, например провести глубокие улучшения существующих организационно-управленческих структур, создать новые специализированные инновационные подразделения и участки, способствовать коренному изменению систем образования и инфраструктуры, призванных обеспечивать обслуживание капитального строительства. Особое внимание должно быть уделено инновационному развитию производственной базы и научному сопровождению производства, а также современной оснащенности труда работников на всех участках инновационного производства [3].

Нуждаются в улучшении связей вузы строительного профиля с производством, с системой распределения выпускников, с их адаптацией, дополнительным и непрерывным обучением, методологическим обеспечением, аттестацией и включением в реальную инновационную деятельность. Требуется создание региональных информационно-инновационных центров координации и управления фундаментальными и прикладными исследованиями и разработками, обеспечивающих интеграции творческого потенциала специалистов в мировой рынок, а также развитие частно-государственного партнерства и взаимодействия с профильными саморегулирующими организациями по этим направлениям.

Требуется разработка и реализация новой инновационной политики и создание новых систем образования, а также государственный контроль за их осуществлением.

В ряду целей и мер совершенствования управления персоналом главным является постоянное интенсивное наращивание его интеллектуального потенциала. Учитывая, что интеллектуальный потенциал человека - это наследственные и приобретаемые (вследствие развития) свойства ума, мыслительных способностей и рационального познания, обеспечивающие определенный уровень функционирования, совершенствования и использования прогрессивных достижений труда и применяемые им во благо, которые формируются и создаются значительными его затратами, возникает необходимость формирования нового креативного сознания человека и создания ему соответствующих условий жизни.

Решение этих задач связано не столько с инвестициями, сколько с изменением многих элементов и спектров общественной жизни, агрессии, насилия и т.п., стихийно навязанных нам рынком и противниками нашего успешного развития. Эти серьезные явления пока, как нам кажется, пущены на самотек и не имеют преград. Пора на государственном уровне изменить вектор и темпы негативного их воздействия.

Задачи по инновационной модернизации строительства должны решаться в условиях создания нового отношения к этой проблеме каждого работника организации как личной необходимости, формирующей новый образ его жизни. Параметры этой деятельности должны согласовываться со стратегическими целями фирмы и обеспечиваться в полном объеме всеми ресурсами [4].

Особое значение при этом имеют задачи создания прогрессивной корпоративной культуры, здорового социально-психологического климата, соблюдения принципов гуманистической справедливости в стимулировании и оплате труда, поддержки творческого поиска работников, а также в их стремлении к повышению качества продукции.

Опыт работы высокоэффективных зарубежных и отечественных фирм свидетельствует о том, что высокое качество продукции, особенно с инновационными свойствами, вызывает необходимость создания новой технической политики, культуры и технологии производства, определяемых как приоритетное комплексное воздействие всех подсистем организации на разных этапах инвестиционных циклов, обеспечивающее гарантированное признание потребителем ее высоких стандартов и проявление устойчиво растущего спроса. Высокий технический и потребительский уровень продукции должен подтверждаться соответствующими свойствами: функционального, социального, эстетического, эргономического, экологического и др. характера, определяющего ее конкурентоспособность.

Библиографический список

  1. Гарвин Д. Создание обучающейся организации // В кн. "Управление знаниями" / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://правительство.рф/media/2011/12/21/46988/file/2227-pril.doc.
  3. Бобков К.Н., Сапожников В.Н. Научные проблемы экономики строительства: Учеб. пособие. М.: АСВ, 2006.
  4. Череповский А.П. Стратегическое развитие управления персоналом в строительстве: Монография. Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2007. 376 с.

А.Череповский

Доцент

кафедры агропромышленного

и гражданского строительства

инженерно-строительного института

Орловского государственного

аграрного университета