Мудрый Экономист

Этапы и алгоритм формирования учетной политики в негосударственных образовательных учреждениях

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 8

При выборе или разработке способов учета негосударственное образовательное учреждение обязано учитывать условия хозяйствования и специфику деятельности организации. Это обстоятельство вызвано тем, что каждый вид деятельности опирается помимо законодательных и нормативных документов в области бухгалтерского учета на отраслевые нормативные документы и методические рекомендации.

Необходимо отметить, что любая специфика деятельности организации должна учитываться не только в целях управления данной организацией, но и формирования информации для внутренних и внешних пользователей.

Среди пользователей информации образовательного учреждения можно выделить следующие категории:

При этом информационной базой для представления различных видов отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой) является система бухгалтерского учета, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей, в том числе и специфические потребности в информации конкретных пользователей.

К числу специфической информации можно отнести отдельные составляющие модуля сбора данных для высших и средних профессиональных учреждений, представляемые Росаккредагентству:

Отдельным направлением представления информации является статистическая отчетность, которая помимо общепринятых форм отчетности предусматривает специфическую информацию в виде форм отчетности, представляемых негосударственным образовательным учреждением в составе отчетности учреждений образования и некоммерческих организаций:

Разнородность информации, формируемой в рамках бухгалтерского учета негосударственного образовательного учреждения, ставит задачу поиска инструмента, позволяющего работать в учетной системе и предоставлять информацию различным группам пользователей. В качестве такого инструмента может выступать учетная политика организации, которая позволит получить из бухгалтерского учета информацию для любых учетных систем.

Несмотря на то что в нормативных документах, регламентирующих учетную работу организации, определено, что ответственность за формирование учетной политики возлагается на главного бухгалтера, в процессе формирования отдельных элементов учетной политики необходим вклад других подразделений и специалистов (рис. 1). Это позволит сделать из учетной политики инструмент реального управления, разработать рабочий план с хорошей аналитикой, применить унификацию способов учета, закрепить в учетной политике решение неясных вопросов внешнего нормативно-правового поля.

Участие структурных подразделений образовательного учреждения в формировании учетной политики

                                           ---------------------------¬
-------------------------¬ ¦ Учредитель ¦
¦Заместитель руководителя¦<-----¬ L-------------T-------------
¦ по учебной работе +----->¦ ¦/
L------------------------- ¦<---------T-------------+------------¬
-------------------------¬ +--------->¦ Руководитель ¦<--¬
¦Заместитель руководителя+----->¦ L-------------T------------- ¦
¦ по научной работе ¦<-----+ ¦/ ¦
L------------------------- ¦<---------T-------------+------------¬ ¦
-------------------------¬ +--------->¦ Главный бухгалтер ¦ ¦
¦Заместитель руководителя+----->¦ L-------------T------------- ¦
¦ по административно- ¦<-----+ ¦/ ¦
¦ хозяйственной работе ¦ ¦ --------------+------------¬ ¦
L------------------------- ¦ ¦Организационно-технические¦ ¦
-------------------------T----->¦ ¦ и методические варианты ¦ ¦
¦ Заведующий библиотекой ¦<-----+ ¦ ведения учетной работы ¦ ¦
L------------------------- ¦ L-------------T------------- ¦
-------------------------T----->¦ ¦/ ¦
¦ Заведующий архивом ¦<-----+ --------------+------------¬ ¦
L------------------------- ¦ ¦ Учетная политика в целях ¦ ¦
-------------------------T----->¦ ¦ бухгалтерского +----
¦ Экономист ¦<------ ¦ и налогового видов учета ¦
L------------------------- L---------------------------

Рис. 1

Можно выделить следующие этапы процесса формирования учетной политики: предварительный, аналитический, проектный, текущий, заключительный.

Предварительный этап. Позволяет выполнить анализ фактического состояния бухгалтерского учета организации, изучить законодательные и нормативные документы в области бухгалтерского учета, налогообложения, а также отраслевые нормативные документы и рекомендации. Анализ действующего законодательства и нормативной базы должен осуществляться не только в одном направлении, что предписывается или разрешается делать в части учета, но и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации.

Аналитический этап. Характеризуется предварительной работой в области проектирования учетной политики. На данном этапе происходит анализ организационной структуры образовательного учреждения, взаимодействия подразделений, состава внутренней отчетности, состава информации, необходимой внешним пользователям. Так как для этого требуется доскональное знание особенностей деятельности организации, функций структурных подразделений и их взаимодействие, главному бухгалтеру необходимо работать в тесном контакте с другими службами образовательного учреждения.

Проектный этап. На этом этапе происходит постановка цели формирования учетной политики, разработка ее структуры, предусматриваются пути ее унификации. При этом от главного бухгалтера требуется определение текущих экономических позиций учреждения и перспектив его развития. На данном этапе целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении их и должна строиться вся последующая работа. Вопросы, на которые необходимо найти ответы на данном этапе, схематично можно изобразить на рис. 2.

Этапы описания учетной системы организации в учетной политике

                             -----------------¬
¦Учетная политика¦
L-------T---------
-------------------¬ ¦ -------------------¬
¦ Организационно- ¦<----------------+---------------->¦ Методический ¦
¦технический аспект¦ ¦ аспект ¦
LT-T-T-------------- L-------------T-T-T-
¦ ¦ ¦ ------------------------¬ --------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L>¦Кто является участником¦ ¦ Что является ¦<- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ учетных процессов ¦ ¦ объектом учета ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L------------------------ L-------------------- ¦ ¦
¦ ¦ --------------------------¬ -----------------------¬ ¦ ¦
¦ L--->¦Что является инструментом¦ ¦Каков момент признания¦<--- ¦
¦ ¦ ведения учета ¦ ¦ объекта учета ¦ ¦
¦ L-------------------------- L----------------------- ¦
¦ ----------------------------¬ ------------------------¬ ¦
L------->¦Какова технология обработки¦ ¦ В какой оценке ¦<--------
¦ информации ¦ ¦признается объект учета¦
L---------------------------- L------------------------

Рис. 2

Текущий этап. Основной этап формирования учетной политики, позволяющий определить аспекты учетной политики, ее составляющие элементы, разработать документацию, раскрывающую отдельные элементы. Заключительной процедурой текущего этапа является разработка проекта учетной политики.

Заключительный этап. Включает процедуры согласования проекта учетной политики с руководителями структурных подразделений, решение проблем, возникших на данном этапе. Завершающей процедурой данного этапа является утверждение учетной политики приказом руководителя.

Каждый этап характеризуется определенными сложностями и играет свою роль в процедуре формирования учетной политики. Но наиболее трудоемким и долговременным является текущий этап, отвечающий за выбор тех элементов, которые позволят получить максимальный эффект от функционирования учетной системы. На этом этапе должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые необходимо отразить в учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на пять групп:

Можно рекомендовать следующий алгоритм формирования учетной политики (рис. 3).

Алгоритм формирования учетной политики

---------T--------------------------T-----------------------------------------------¬
¦ ¦ Провести анализ ¦ Изучить законодательную и нормативную ¦
¦ ¦ фактического состояния ¦ документацию в области бухгалтерского учета, ¦
¦ ¦ бухгалтерского и ¦ налогообложения и отраслевые нормативные ¦
¦1-й этап¦ налогового учета ¦ документы и рекомендации ¦
¦ +-------------T------------+------------------------T----------------------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦
¦ +-------------+-------------------------------------+----------------------+
¦ ¦Определить круг вопросов, предполагаемых к рассмотрению в учетной политике¦
+--------+-------------------------------T--T---------------------------------------+
¦ / ¦
¦ / ¦
+--------T--------------------------------------------T-----------------------------+
¦ ¦ Провести анализ организационной структуры ¦ Определить состав внутренней¦
¦ ¦ учреждения ¦ отчетности ¦
¦2-й этап+----------------------T---------------------+-------------T---------------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦
¦ +----------------------+-----------------------------------+---------------+
¦ ¦ Определить состав информации, необходимой внутренним пользователям ¦
+--------+-------------------------------T--T---------------------------------------+
¦ / ¦
¦ / ¦
+--------T--------------------------------------------T-----------------------------+
¦ ¦ Определить цель формирования учетной ¦Разработать структуру учетной¦
¦ ¦ политики ¦ политики ¦
¦ +-----T------------T----------------T--------+-------T--------------T------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ +-----+----T-------+-------T--------+--------T-------+------T-------+------+
¦ ¦Унификация¦ Оптимизация ¦ Достижение ¦ Объединение ¦ Разграничение¦
¦ ¦ учетного ¦налогообложения¦ инвестиционной ¦ учетной ¦ учетной ¦
¦ ¦ процесса ¦ ¦привлекательности¦ политики ¦ политики ¦
¦3-й этап¦ ¦ ¦ ¦ для целей ¦ для целей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦бухгалтерского¦бухгалтерского¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и налогового ¦ и налогового ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учета ¦ учета ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------T------+-------T------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +-------+--------------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Выбор разделов учетной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политики ¦
+--------+----------+---------------+----T--T---------+-----------------------------+
¦ / ¦
¦ / ¦
+--------T--------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Выделить конкретные направления ведения и организации бухгалтерского учета¦
¦ +-----T------------T-------------------T-----------------------T-----------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ +-----+----T-------+-------T-----------+----------T------------+-----------+
¦ ¦ Виды ¦ Виды ¦ Виды доходов ¦ Виды расходов ¦
¦ ¦ имущества¦ обязательств ¦ ¦ ¦
¦ +-----T----+-------T-------+-----------T----------+------------T-----------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ +-----+------------+-------------------+-----------------------+-----------+
¦ ¦ Установить допустимые законодательными и нормативными актами способы ¦
¦ ¦ ведения учета ¦
¦ +--------T------------------------T-----------------------------T----------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ +--------+-------T----------------+---------------T-------------+----------+
¦ ¦ Нормативный ¦ В нормативном документе даны ¦ Нормативные предписания¦
¦ ¦ документ ¦ несколько вариантов учетного ¦ отсутствуют ¦
¦ ¦ однозначно ¦ отражения фактов хозяйственной ¦ ¦
¦4-й этап¦указывает способ¦ деятельности ¦ ¦
¦ ¦ учета факта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ хозяйственной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦
¦ +-----T----------+--T------------------T----------+-------------T----------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ +-----+----T--------+------T-----------+----------T-------------+----------+
¦ ¦ В учетной¦ Выбрать ¦ Воспользоваться ¦Разработать новый способ¦
¦ ¦ политике ¦ из нескольких ¦ альтернативой, ¦ исходя из действующих ¦
¦ ¦ не ¦ допустимых ¦ применять или ¦ положений ¦
¦ ¦отражается¦ способов ¦ не применять тот ¦ по бухгалтерскому учету¦
¦ ¦ ¦ ведения ¦ или иной способ учета¦ и Международных ¦
¦ ¦ ¦ бухгалтерского¦ ¦ стандартов финансовой ¦
¦ ¦ ¦ учета ¦ ¦ отчетности ¦
¦ +----------+--------T------+-----------T----------+-------------T----------+
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ +-------------------+------------------+------------------------+----------+
¦ ¦ Сформировать проект учетной политики ¦
+--------+-------------------------------T--T---------------------------------------+
¦ / ¦
¦ / ¦
+--------T--------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Согласовать проект учетной политики с руководителями структурных ¦
¦ ¦ подразделений ¦
¦ +-------------------------------------T------------------------------------+
¦ ¦ ¦/ ¦
¦5-й этап+-------------------------------------+------------------------------------+
¦ ¦ Внести рекомендуемые коррективы в проект учетной политики ¦
¦ +-------------------------------------T------------------------------------+
¦ ¦ ¦/ ¦
¦ +-------------------------------------+------------------------------------+
¦ ¦ Утвердить учетную политику приказом руководителя ¦
L--------+---------------------------------------------------------------------------

Рис. 3

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Окончательное решение по утверждению учетной политики возлагается на руководителя организации, в результате чего учетная политика становится важным распорядительным документом.

Нельзя не согласиться с мнением С.А. Рассказовой-Николаевой [2, с. 42], что создать типовую учетную политику, которую организации могли бы использовать без какой-либо доработки, не представляется возможным, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов хоть в чем-то отличается от другого. Но учитывая общие цели и задачи негосударственных образовательных учреждений, можно сформировать структуру учетной политики (см. таблицу).

Структура учетной политики негосударственного образовательного учреждения

   N  
пункта
 Организационно-технический аспект 
      Методический аспект     
   1  
                  Для целей бухгалтерского учета                  
Организация бухгалтерской службы   
Учет основных средств         
Актуальный на текущий отчетный год 
рабочий план счетов
Учет нематериальных активов   
Способ организации регистров       
бухгалтерского учета
Учет материально-             
производственных запасов
Технология обработки учетной       
информации
Учет финансовых вложений      
Формы первичных документов,        
регистров бухгалтерского учета,
документы внутренней отчетности
Затраты на оказание услуг и   
расходы на продажу
График документооборота            
Доходы                        
Сроки и порядок проведения         
инвентаризации
Целевое финансирование        
Перечень лиц, имеющих право подписи
первичных документов
Займы и кредиты               
Перечень должностных лиц, имеющих  
право на получение доверенностей
Нераспределенная прибыль      
Перечень должностных лиц, имеющих  
право получать средства в подотчет
на хозяйственные нужды
Резервы предстоящих расходов  
и платежей
Срок отчетности по суммам, выданным
под отчет
Расходы будущих периодов      
Объем и формы бухгалтерской        
отчетности
Учет налога на прибыль        
   2  
                    Для целей налогового учета                    
  2.1 
                    Общий режим налогообложения                   
Порядок ведения счетов-фактур,     
книги покупок, книги продаж
Налог на добавленную          
стоимость
Порядок ведения налогового учета,  
система налоговых регистров
Налог на прибыль              
  2.2 
                Упрощенная система налогообложения                
Порядок ведения книги доходов и    
расходов
Единый налог, уплачиваемый в  
связи с применением упрощенной
системы налогообложения

Приведенная структура учетной политики негосударственного образовательного учреждения не является универсальной. Образовательное учреждение может видоизменять ее в соответствии с особенностями функционирования учреждения. Главное, чтобы учетная политика отвечала следующим требованиям:

Таким образом, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами организации. Некоторые элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов. Для организаций, имеющих отраслевые специфические особенности функционирования и формирования данных внешней и внутренней отчетности, еще большее значение имеет создание четкой системы внутреннего нормативного регламента.

Список литературы

  1. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
  2. Учетная политика организации / Под ред. С.А. Рассказовой-Николаевой. М.: Экономическая газета, 2010. 496 с.

Т.А.Федорченко

Преподаватель

кафедры учета и анализа

хозяйственной деятельности

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

(Курский филиал)