Мудрый Экономист

Новое подразделение отчетности не испортит

"Учет. Налоги. Право", 2006, N 43

(Комментарий к Письму Минфина России от 19.10.2006 N 03-03-04/2/223 <О централизованной уплате налога на прибыль при создании обособленного подразделения> (с. 6 приложения "Официальные документы"))

Новое обособленное подразделение, созданное в течение года, не помешает продолжать централизованно отчитываться и уплачивать налог на прибыль. Такие выгодные для компаний разъяснения Минфин России дал в Письме от 19.10.2006 N 03-03-04/2/223. Рекомендации касаются организаций, которые после 1 января 2006 г. создали новые подразделения на территории одного субъекта РФ. Или только собираются это сделать.

Напомним, что с 1 января 2006 г. компании с несколькими обособленными подразделениями на территории одного региона могут выбрать из них одно, ответственное за расчеты по налогу на прибыль, и платить региональную часть налога за все подразделения на территории данного субъекта РФ через это подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ). Для этого до начала налогового периода (года) надо было уведомить инспекции по местонахождению подразделений (Письмо ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@). Но как быть, если компания создала обособленное подразделение уже после начала года? Налоговики на местах считают, что такой филиал (представительство и т.п.) до начала следующего года должен самостоятельно платить региональную часть налога на прибыль и отчитываться перед инспекцией по месту своего нахождения. Для компаний, решивших вопреки этому платить налог централизованно, такая позиция чревата недоимкой и пенями, которые начислят инспекторы по местонахождению новоиспеченного подразделения.

Отрадно, что финансовое ведомство встало на сторону налогоплательщиков. Минфин разъяснил, что на централизованную уплату переходят не отдельные подразделения, а компания в целом. Поэтому вновь созданное подразделение может присоединиться к централизованному порядку с момента своего создания. Это означает, что авансы по региональной части налога, приходящейся на новое подразделение, можно включать в централизованную декларацию того отчетного периода, в котором создан филиал (представительство и т.п.).

Но для этого надо выполнить два условия. Прежде всего надо прописать положение о централизованной уплате в учетной политике. А затем уведомить инспекторов о том, что ответственное подразделение возьмет под опеку и вновь созданный филиал. В своих разъяснениях чиновники почему-то предписали сообщать об этом только в инспекцию по местонахождению головной компании. Но во избежание проблем мы рекомендуем также известить инспекции по местонахождению вновь созданного подразделения, а также подразделения, ответственного за уплату налога. Ведь такой подход вытекает из Письма N ММ-6-02/916@.

Комментируемое Письмо вдвойне полезно тем, что вышло до отчетной поры за 2006 г. Оно позволит избежать сложностей при сдаче годовой декларации по налогу на прибыль. Подробнее об этом - в следующем номере "УНП".

Н.Морозов

Эксперт "УНП"