Мудрый Экономист

Предприятия общественного питания и "табачный" закон

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4

С 01.06.2013 (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в другие сроки) начнет действовать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Действие основных его положений распространяется и на предприятия общественного питания, в связи с чем ознакомимся с ними подробнее.

Запрет на курение в общепите. Одной из мер предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения его потребления, поименованных в ст. 11 Федерального закона N 15-ФЗ, является установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 15-ФЗ с 01.06.2014 запрещается курение табака в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, нестационарных торговых объектах.

Чтобы обозначить территорию, здание и объекты, где курение табака запрещено, необходимо разместить соответствующий знак, требования к которому, а также порядок его размещения установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ч. 5 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ). Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях (ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 15-ФЗ).

Минимальные розничные цены и повышение акцизов. Также в качестве меры, направленной на сокращение спроса на табачные изделия, планируется установить минимальные розничные цены на них (на уровне 75% от максимальных розничных цен) и повысить акцизы (ст. 13 Федерального закона N 15-ФЗ). Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Данное положение вступит в силу с 01.01.2014 (ч. 2 ст. 25 Федерального закона N 15-ФЗ).

Запрет рекламы и стимулирования продажи табака. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей регламентирована ст. 23 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Уже сейчас эти нормы содержат много запретов. С 01.06.2013 ст. 16 Федерального закона N 15-ФЗ устанавливается полный запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

Так, в силу ч. 1 данной статьи в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается:

  1. реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
  1. спонсорство табака.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 15-ФЗ не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Установлено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей действует в соответствии с Федеральным законом N 38-ФЗ (ч. 5 ст. 16 Федерального закона N 15-ФЗ). Нарушение этого запрета грозит заведению питания административной ответственностью в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Розничная торговля табачной продукцией. Каждая пачка и упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 15-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ не допускается розничная торговля:

В соответствии с ч. 7 ст. 19 данного Закона запрещена торговля табачными изделиями в следующих местах:

С 01.06.2014 к этому списку будет добавлен п. 3 ч. 7 ст. 19, касающийся запрета продажи на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг (ч. 3 ст. 25 Федерального закона N 15-ФЗ).

Также согласно ч. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ, вступающим в силу с 01.06.2014, розничная торговля табачной продукцией будет осуществляться в магазинах и павильонах. При этом под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованное, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под павильоном - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Если в населенном пункте отсутствуют магазины и павильоны, торговать табачной продукцией можно будет в других торговых объектах или допустима развозная торговля. В остальных случаях розничная торговля табачной продукцией в других торговых объектах запрещена, также нельзя торговать ей на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли (за исключением названного выше случая), дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.

Как видим, в данной норме предприятия общественного питания не поименованы, хотя в положении, касающемся минимальной розничной цены табачной продукции, они указаны. Возникает вопрос: сможет ли предприятие общественного питания, в помещениях которого с 01.06.2014 запрещено курение, начиная с этой даты хотя бы продавать табачную продукцию? Полагаем, что на этот счет должно быть разъяснение чиновников.

При положительном решении этого вопроса нужно будет учитывать, что выкладывать и демонстрировать табачную продукцию в торговом зале с 01.06.2014 также будет запрещено (ч. 4 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ). Информация о табачной продукции, приведенная в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", будет доводиться продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке с указанием цены без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с этим перечнем (за исключением несовершеннолетнего покупателя) (ч. 5 ст. 19 Федерального закона N 15-ФЗ).

Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним. Этот запрет установлен и в настоящее время (ст. 4 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" <1>), и его нарушение грозит административной ответственностью на основании ст. ст. 14.2, 14.15 КоАП РФ.

<1> Этот Закон утратит силу в связи с началом действия Федерального закона N 15-ФЗ (с 01.06.2013) (ст. 24 Федерального закона N 15-ФЗ).

Из ст. 20 Федерального закона N 15-ФЗ видно, что эти нормы станут еще более жесткими. В частности, запрещаются: продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Если у продавца возникают сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, продавец обязан потребовать у него документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить его возраст. Перечень соответствующих документов установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Напомним, что в отношении алкогольной продукции этот Перечень утвержден Приказом Минпромторга России от 15.04.2011 N 524.

Если документ не был предъявлен покупателем, а в отношении него у продавца имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции.

Государственный контроль и ответственность. За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность на основании законодательства РФ (ст. 23 Федерального закона N 15-ФЗ), а контроль за выполнением указанных норм будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

О.А.Фролова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"