Мудрый Экономист

Формирование информационных ресурсов налоговых органов

"Налоги" (журнал), 2013, N 2

В деятельности налоговых органов огромное значение имеет информация. Она позволяет эффективно осуществлять мероприятия налогового контроля и обеспечивает своевременное и полное поступление налогов и сборов в доход государства. В статье автор приводит классификацию информации, привлекаемой налоговыми органами, источники сбора информации, особенности информации и др.

Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. Информация, собираемая налоговыми органами, имеет огромное значение и обеспечивает выполнение поставленных перед налоговыми органами задач и функций. В деятельности налоговых органов информация приобретает особое содержание, поскольку не только позволяет получать данные о количестве налогоплательщиков и объеме полученных ими доходов, но и обеспечивает своевременное и полное поступление налогов и сборов в доход государства.

Анализ законодательства о налогах и сборах позволил сделать вывод о том, что объектом информационных ресурсов является информация: о налогоплательщике (физическом лице, индивидуальном предпринимателе, организации), о реализованных товарах (работах, услугах), имуществе, прибыли, доходах, расходах или иных обстоятельствах, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога <1>.

<1> См., напр.: Формы налогового учета и отчетности. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

О необходимости формирования информационных ресурсов в Российской Федерации впервые было сказано в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, утвердившем Концепцию правовой информатизации России <2>. Государственная политика в области информационных отношений направлена на создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России, а также создание общероссийского информационного банка данных о налогоплательщиках.

<2> САПП РФ. 1993. N 27. Ст. 2521.

На значимость вопросов информационного обеспечения деятельности налоговых органов и придания стабильности доходам бюджетной системы обращено внимание в Письме ФНС России от 23 марта 2009 г. N ММ-18-1/54 "О мерах налогового администрирования" <3>.

<3> Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

Формирование налоговыми органами информационных ресурсов направлено на:

Серьезной проблемой в деятельности налоговых органов по формированию информационных ресурсов является огромное количество нормативных правовых актов (преимущественно ведомственных актов), регламентирующих вопросы сбора, обработки, хранения, обмена информацией и др. Только с января 2007 г. подготовлено и действует более 70 актов таких актов. Разнообразие этих актов позволило их классифицировать:

  1. По форме:
  1. По видам актов:
  1. По органу, принявшему акт:
  1. По кругу лиц:
  1. По функциональному назначению:
  1. По степени доступности информации:

Классификацию можно было бы продолжить по таким признакам, как время, действие в пространстве, объем, конфиденциальность и др.

Деятельность налоговых органов по формированию информационных ресурсов начинается с момента обращения субъектов гражданского права для регистрации в качестве налогоплательщика. Данная обязанность на Федеральную налоговую службу Российской Федерации возложена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах. Обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах закреплена в пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ. В свою очередь налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках <4>. Учет налогоплательщиков имеет важное значение для формирования информационных ресурсов, проведения налогового контроля и предупреждения правонарушений. Учету в налоговых органах (налоговому учету) подлежат как организации, так и физические лица.

<4> Пункт 10 ст. 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31, ст. 4198.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, указал судам на то обстоятельство, что, "разрешая дела, связанные с применением ответственности, предусмотренной статьями 116 и 117 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что в силу пунктов 1 - 9 статьи 83 НК РФ организация и индивидуальный предприниматель обязаны самостоятельно, в установленные данной статьей порядке и сроки, подать заявление о постановке на налоговый учет" <5>. Кроме указанного, налогоплательщики самостоятельно заполняют бланки учета и вносят в них информацию (сведения), необходимую для постановки на учет. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления налогоплательщиками сведений. Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 <6>. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и содержит сведения:

<5> Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 8 декабря 2008 г.) (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", "Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации") // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 10, ст. 864.
<7> Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

Каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях <8>. Например, в Едином государственном реестре юридических лиц указываются следующие сведения о юридическом лице:

<8> При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Указанные сведения включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог") и в Единый государственный реестр налогоплательщиков <9>.

<9> См., напр.: Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Проверки налоговых органов. Подготовлен для справочной правовой системы "КонсультантПлюс". 2008. С. 5.

Информация, которая поступает в налоговые органы при постановке на учет физических лиц, согласно требованиям п. 1 ст. 84 НК РФ, включает комплекс "сведений об указанных лицах, а также их персональные данные: фамилию, имя, отчество; дату и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве" <10>. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям (п. 7 ст. 83), осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица.

<10> Пункт 1 ст. 84 НК РФ.

Информация, которая поступает в налоговые органы при постановке (снятии) с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств (абз. 4 п. 2 ст. 84), накапливается на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

В случае если организация, физическое лицо приобрели новое место нахождения, место нахождения обособленного подразделения организации, сменили место жительства, информация в налоговые органы для целей постановки на учет таких организаций, физического лица в налоговом органе по новому месту нахождения поступает на основании документов, полученных от иного налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица) <11>.

<11> Абз. 5 п. 4 ст. 84 НК РФ.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В связи с особенностями учета организаций в дополнение к ИНН вводится код причины постановки на учет (КПП).

В ст. 85 НК РФ приводится перечень регистрирующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц, на которых законодательно возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц. К ним относятся: органы юстиции; органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания); регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органы, осуществляющих регистрацию транспортных средств; органы опеки и попечительства; органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и иные органы.

Законодатель в п. 1 ст. 86 НК РФ предусмотрел также обязанности банков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию: об открытии или о закрытии счета налогоплательщику; об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) <12>.

<12> Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Банком России по согласованию с ФНС России.

Многообразие источников формирования информационных ресурсов налоговых органов позволяет произвести их группировку. Информация, полученная от:

Проведенный анализ формируемых налоговыми органами информационных ресурсов позволил сделать вывод о том, что собираемая информация обладает определенными особенностями, которые заключаются <13>:

<13> Загузов Г.В. Информационное обеспечение деятельности налоговых органов // Административное и муниципальное право. 2008. N 4. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"; Кобзарь-Фролова М.Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии. М.: ВГНА, 2011. 395 с.

К недостаткам формирования информационных ресурсов следует отнести то, что сбор информации требует значительных материальных затрат.

М.Н.Кобзарь-Фролова

Профессор

кафедры Административного

и таможенного права

Российской таможенной академии,

доктор юридических наук