Мудрый Экономист

Модернизация и информатизация налогового администрирования как условие обеспечения инновационного развития Российской экономики

"Налоги" (журнал), 2013, N 2

Инновационное развитие российской экономики невозможно без четко организованной системы управления налогами. В статье указываются цели и направления модернизации налогового администрирования. Показывается роль современных информационных технологий в процессе преобразования деятельности налоговых органов. Обосновывается необходимость перестройки системы Центров обработки данных, развития электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, организации Единого электронного информационного хранилища данных.

В условиях перехода России на инновационный путь развития первоочередное значение уделяется вопросам создания принципиально новой системы государственного управления и регулирования всех экономических процессов, в т.ч. и налогообложения. Налоги, выступая основным источником доходов бюджета, являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому положительный эффект модернизации экономики находится в прямой зависимости от научно обоснованного управления налогами.

Главная задача, стоящая перед государством на современном этапе, это создание эффективной системы контроля за поступлением налогов, в связи с чем необходима комплексная модернизация работы налоговых органов.

Модернизация налоговых органов Российской Федерации предполагает переход от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению их как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющего формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

Налоговая служба функционирует в среде информационных технологий, ни одна инспекция не может работать, не используя программные продукты, обеспечивающие поддержку работы инспекции, создавая сервис для пользователя при организации его рабочего места. Традиционные формы работы с налогоплательщиками устарели и не удовлетворяют современным требованиям.

Модернизация налоговых органов предусматривает внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщиками с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, четко сформулированным налоговым законодательством, максимально приближенным к налогоплательщикам, при условии полной автоматизации всех рабочих процессов.

На сегодняшний день необходимо влиять на менталитет налогоплательщиков в применении современных форм сдачи отчетности, повышать их налоговую грамотность, улучшать информационное обслуживание плательщиков, внедрять новые технологии работы с ними.

Становление налоговых органов как сервисной компании невозможно без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей налоговых органов в получении необходимых им сведений на базе информационных систем и сетей <1>.

<1> Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 115.

При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Кроме того, необходима оптимизация численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основными целями проекта модернизации налоговых органов на современном этапе являются:

  1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.
  2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.
  3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. Объем уже накопленной в налоговой службе информации составляет порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции и анализа этой информации в первую очередь для выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы.
  4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов - соблюдение регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России <2>.
<2> Электронные услуги. Мнения экспертов ФНС России // Система DiState: [сайт]. URL: http://www.distate.ru/news/articles/index.php?.

Основываясь на выше обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых органов, включающую пять основных составляющих (рис. 1).

Направления модернизации налоговых органов

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Направления модернизации налоговых органов ¦
LT-----------------T-----------------T-------------------T---------------T-
¦ ¦/ ¦ ¦/ ¦
¦-----------------+---------------¬ ¦ ------------------+-------------¬ ¦
¦¦ Максимальное разделение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ информационной системы на два ¦ ¦ ¦ Создание централизованной ¦ ¦
¦¦ блока функций: автоматической ¦ ¦ ¦ системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, ¦ ¦
¦¦ обработки информации ¦ ¦ ¦ включая единую базу данных ¦ ¦
¦¦ и интерактивной работы ¦ ¦ ¦ сведений о налогоплательщиках ¦ ¦
¦¦ пользователей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦L--------------------------------- ¦ L-------------------------------- ¦
¦/ ¦/ ¦/
-+--------------------¬ -------------+--------¬ -------------------------+¬
¦ Перестройка сервиса ¦ ¦ Формирование единой ¦ ¦ ¦
¦ "Личный кабинет" ¦ ¦ системы мониторинга ¦ ¦ ¦
¦ и развитие ¦ ¦ и управления ¦ ¦ Модернизация ¦
¦ информационного ¦ ¦ деятельностью ¦ ¦инфраструктуры ФНС России¦
¦ взаимодействия с ¦ ¦ налоговой службы ¦ ¦ ¦
¦ налогоплательщиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------- L---------------------- L--------------------------

Рис. 1

Во-первых, максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в Центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Новая система должна строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных. Региональный ЦОД должен обеспечивать централизацию обработки бухгалтерской и налоговой отчетности и иных данных, существенных для налогового администрирования, формировать информационные базы, необходимые для повседневной работы налоговых инспекторов в местных инспекциях, обеспечивать распределенный режим доступа к интегрированным информационным ресурсам. Региональный ЦОД должен предоставлять необходимую информацию региональным подразделениям ФНС России и быть универсальным центром обработки данных, обеспечивающим консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках соответствующего региона Российской Федерации. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Банк России, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель - переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.

Во-вторых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде. Внедрение данной системы началось уже в 2012 г. Единая база данных позволит оперативно использовать в аналитической работе государственных органов сведения о физическом или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных мероприятий.

В-третьих, глобальная перестройка сервиса "Личный кабинет", который должен стать местом доступа налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) к информации, содержащейся в интернет-ресурсах ФНС России, а также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых органов бесконтактным способом. Внедрение сервиса стало инструментом контроля в руках общества за достоверностью и полнотой данных о налоговых обязательствах граждан. В целях дальнейшего развития сервиса разработано и находится на стадии тестирования программное обеспечение II этапа, предоставляющее налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и уплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Сервис "Личный кабинет" будет включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление зачетов и возвратов налогов <3>. Это позволит налогоплательщику в режиме онлайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами.

<3> Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками // Материалы интернет - круглого стола ИА "Гарант". 2010: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/action/round.able/238838.

В-четвертых, формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационно-технологическом состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.

В-пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

Таким образом, в ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, основанное на развитии взаимодействия как с государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Внедрение современных информационных технологий даст возможность налоговым органам перейти на более качественный уровень взаимоотношений с налогоплательщиками, усилит авторитет налоговых органов среди населения. Это позволит повысить полноту и своевременность поступления налоговых доходов в бюджеты Российской Федерации при сокращении затрат на администрирование поступлений, повышении информированности администраторов доходов о состоянии задолженности по каждому плательщику. Четко организованная система налогового администрирования позволит обеспечить модернизацию и устойчивые сбалансированные темпы экономического роста, что необходимо в условиях инновационного развития экономики.

Литература

  1. Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками // Материалы интернет - круглого стола ИА "Гарант". 2010: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/action/roundtable/238838.
  2. Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. М.: Юнити-Дана, 2005. 251 с.
  3. Мишустин М.В.: "Для повышения качества налогового администрирования необходима комплексная модернизация налоговой службы" // Российский налоговый курьер. 2010. N 22.
  4. Модернизация позволит перестроить всю систему налогового администрирования // Российский налоговый курьер. 2009. N 8.
  5. ФНС России внедряет новые технологии налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2011. N 3.
  6. Электронные услуги. Мнения экспертов ФНС России // Система DiState: [сайт]. URL: http://www.distate.ru/news/articles/index.php?.

Т.А.Ефремова

Доцент

кафедры налогов и налогообложения

экономического факультета

ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный

университет им. Н.П.Огарева",

кандидат экономических наук

Л.И.Ефремова

Доцент

кафедры информационных систем

в экономике и управлении

экономического факультета

ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный

университет им. Н.П.Огарева",

кандидат экономических наук