Мудрый Экономист

Контролируемые сделки

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 4

Уже второй год действуют положения налогового законодательства, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ <1> (далее - Закон N 227-ФЗ). В рамках данной статьи поговорим о том, какие сделки признаются контролируемыми, а также об обязанности налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках.

<1> Названным Законом введен в действие разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" Налогового кодекса.

Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сделать это нужно в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором они совершены. Сведения о контролируемых сделках указываются в соответствующих уведомлениях <2>, которые по выбору налогоплательщиков могут быть представлены в налоговый орган на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. Для чего же следует подавать в налоговый орган сведения о контролируемых сделках?

<2> Форма уведомления о контролируемых сделках, Порядок ее заполнения, а также Формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Разделом V.1 НК РФ, по сути, введен новый вид налоговой проверки: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Такая проверка проводится на основании уведомления, которое подается самим налогоплательщиком, или извещения территориального налогового органа <3>, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, в случае выявления им контролируемых сделок, совершенных налогоплательщиком, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

<3> Форма извещения о контролируемых сделках и Порядок направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@.

Итак, проверка контролируемых сделок - это форма налогового контроля за соответствием цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами (а также в приравненных к ним сделках), рыночным ценам. В случае различия цен могут быть пересчитаны суммы сделок и доначислены налоги.

Согласно п. 4 ст. 105.3 НК РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

  1. налога на прибыль организаций;
  2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ;
  3. НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки - добытое полезное ископаемое, которое признается объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  4. НДС (в случае, если одна из сторон сделки - организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения такой обязанности).

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). Итак, давайте сначала определимся с тем, какие лица признаются взаимозависимыми, затем рассмотрим некоторые условия, при наступлении которых сделка будет признана контролируемой. В последней части статьи ознакомим читателей с заключительными положениями Закона N 227-ФЗ.

Какие лица признаются взаимозависимыми?

Налоговый кодекс гласит: если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются:

  V   организации  в  случае,  если  одна  из  них  прямо  и (или) косвенно
участвует в другой и доля такого участия составляет более 25%;
---------------------------------------------------------------------
V физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо
прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого
участия составляет более 25%;
---------------------------------------------------------------------
V организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно
участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой
организации составляет более 25%;
---------------------------------------------------------------------
V организация и лицо, имеющее полномочия по назначению (избранию)
единоличного исполнительного органа этой организации или по
назначению (избранию) не менее 50% состава коллегиального
исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета)
этой организации;
---------------------------------------------------------------------
V организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее
50% состава коллегиального исполнительного органа или совета
директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по
решению одного и того же лица;
---------------------------------------------------------------------
V организации, в которых более 50% состава коллегиального
исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета)
составляют одни и те же физические лица;
---------------------------------------------------------------------
V организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного
исполнительного органа;
---------------------------------------------------------------------
V организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа
осуществляет одно и то же лицо;
---------------------------------------------------------------------
V организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого
участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации
составляет более 50%;
---------------------------------------------------------------------
V физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется
другому физическому лицу по должностному положению;
---------------------------------------------------------------------
V физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе
усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и
неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. Так, в соответствии со ст. 105.2 НК РФ долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, пропорциональная количеству участников в другой организации.

Долей косвенного участия одной организации в другой признается доля, которая устанавливается в следующем порядке:

  1. определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
  2. определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
  3. суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Пример. Иностранная организация A владеет 75% акций компании B. Последней, в свою очередь, принадлежит 30% акций российской торговой компании C. Также компании A принадлежит 15% акций компании D, которая является собственником 40% акций российской торговой компании C.

В такой ситуации доля косвенного участия иностранной организации A в уставном капитале российской торговой компании C составит 28,5% (75 x 30 + 15 x 40). Соответственно, иностранная организация A и российская торговая компания C могут быть признаны взаимозависимыми лицами.

Правила, описанные выше, применяются также при определении доли участия физического лица в организации. Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 105.2 НК РФ в ходе судебного разбирательства могут учитываться дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации.

Обратите внимание на следующее:

  1. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) на экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).
  2. Прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. В то же время указанные организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным ст. 105.1 НК РФ (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).
  3. Если, по мнению организаций и (или) физических лиц, особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, эти организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).
  4. Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

Какие сделки признаются контролируемыми?

Итак, как уже отмечалось, контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами. Здесь важно отметить следующее. Во-первых, не обо всех операциях, совершенных между взаимозависимыми лицами, следует подавать сведения в налоговый орган. Делать это нужно, только если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает установленный лимит. Во-вторых, сделки могут быть признаны контролируемыми, даже если они совершены не между взаимозависимыми лицами (так называемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами). Но обо всем по порядку.

Участие третьих лиц (посредников)

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, если эти лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

Поясним: сделка, совершенная, по сути, с лицом, не являющимся взаимозависимым (посредником), может быть признана сделкой, совершенной между взаимозависимыми лицами. То есть, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, при этом агент, который совершает сделку от своего имени, не является взаимозависимым лицом ни с тем, ни с другим, и посредник не выполняет никаких функций, кроме организаторских, не принимает на себя никаких рисков и не использует собственных активов, сделка для принципала и конечного покупателя будет признана сделкой, осуществленной между взаимозависимыми лицами <4>.

<4> Положения этого пункта в части признания контролируемыми сделками сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

И вот что важно: Налоговым кодексом прямо не установлен лимит суммы доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми. На этом основании Минфин в разъясняющих Письмах делает вывод, что все сделки, совершенные с участием посредников (при выполнении перечисленных выше условий), в случаях, если продавец и конечный покупатель являются взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми (Письма от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, от 29.08.2012 N 03-01-18/6-115). Организации должны учитывать данное мнение чиновников.

От себя добавим, что, по нашему мнению, этот вывод как минимум является спорным: в пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ определяются лишь условия, при наступлении которых сделка будет приравнена к сделкам между взаимозависимыми лицами. В остальном же (в части признания сделок контролируемыми) должны действовать общие положения, установленные названной статьей.

Сделки в области внешней торговли

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются также сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом такие сделки признаются контролируемыми независимо от их размера, если предметом сделки являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

Если же предметом внешнеэкономической сделки будут выступать товары, не поименованные выше, для признания сделки контролируемой имеет значение сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год. Если она превысит 60 млн руб., сделка будет признана контролируемой (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Офшорные зоны

Третьим и последним случаем приравнивания операций к сделкам с взаимозависимыми лицами являются сделки, одна из сторон которых - это лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий <5>, утверждаемый Минфином в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

<5> Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Внимание: "спецрежимники"!

Далее поговорим о сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Если одна из сторон сделки применяет систему налогообложения в виде ЕНВД либо ЕСХН, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные режимы, и если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб. (соответственно, имеются в виду сделки, заключенные в рамках такой деятельности), эти сделки признаются контролируемыми (пп. 3 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 105.14 НК РФ) <6>.

<6> Сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является сельскохозяйственным товаропроизводителем, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не могут быть признаны контролируемыми на основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, что не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей (Письмо Минфина России от 28.01.2013 N 03-01-18/1-18).

Следует отметить, что "упрощенцы" стоят в этом ряду обособленно. В отношении них применяется другая норма (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ): если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций (а к таким, как известно, относятся и организации, применяющие УСНО) или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ (напомним, что это организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"), при этом другая сторона сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам, такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (абз. 1 п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, в которых одна из сторон применяет к налоговой базе по налогу на прибыль организаций ставку 0% по основаниям, не связанным с указанными в п. 5.1 ст. 284 НК РФ обстоятельствами, не могут быть признаны контролируемыми исключительно на основании пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, что не исключает признания таких сделок контролируемыми на основании других положений указанной статьи (Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2730).

Обратите внимание, что сделки, совершенные между двумя "спецрежимниками", даже если они являются взаимозависимыми лицами, не могут быть признаны контролируемыми, так как Налоговый кодекс не указывает на возможность проверить полноту исчисления и уплаты налога между такими лицами при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ.

Плательщики НДПИ

Если одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, при этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб., сделки также признаются контролируемыми.

Иные случаи

В иных, не перечисленных выше случаях сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий год превышает:

Как рассчитывается сумма доходов по сделке?

Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ. Ниже поговорим об отдельных видах доходов.

Доходы по займам

Между организациями, являющимися взаимозависимыми, заключен договор займа. Нужно ли учитывать доходы по этой сделке в целях признания ее контролируемой? Если да, то что будет признаваться доходом: начисленная сумма процентов либо сумма полученного займа и начисленная сумма процентов <7>? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к гл. 25 НК РФ. В соответствии с правилами, установленными названной главой, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы в виде процентов, полученных в том числе по договорам займа, кредита и другим долговым обязательствам, признаваемые внереализационными доходами (п. 6 ст. 250 НК РФ), и не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от способа оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, при определении для целей ст. 105.14 НК РФ суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа. При этом доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договору займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований, при расчете указанной суммы не учитываются.

<7> Такой вопрос, в частности, был задан в Письме Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67.

О посреднических сделках

Особенно много вопросов, касающихся порядка признания сделок контролируемыми, а также расчета сумм доходов по сделкам, появляется у налогоплательщиков при осуществлении посреднических операций. Это и неудивительно, так как в ходе реализации таких сделок могут возникать различные ситуации.

Об одной из них мы уже упоминали выше. Еще раз напомним эту модель: если агент не является взаимозависимым лицом с принципалом и заключает сделку от своего имени с лицом, не являющимся взаимозависимым, но являющимся взаимозависимым с принципалом, то данная сделка будет считаться контролируемой на основании пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ. В отношении этой сделки уведомления в налоговый орган должны будут направлять принципал и третье лицо, указав в них всю сумму доходов по сделке (Письмо ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182).

Совсем другая ситуация складывается в случаях, если агент является взаимозависимым лицом с принципалом либо с третьим лицом. В первом случае (агент взаимозависим с принципалом и заключает сделку с лицом, не являющимся взаимозависимым как по отношению к нему, так и по отношению к принципалу) в уведомлении агента и принципала отражается сделка, совершенная между агентом и принципалом. Что же будет являться доходом в этом случае?

Для ответа снова обратимся к гл. 25 НК РФ. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. На основании этой нормы доходом агента по сделке будет являться агентское вознаграждение, уплачиваемое принципалом агенту. Аналогичный вывод был сделан, кстати, в указанном выше Письме (от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182). В другом Письме налоговики высказали, впрочем, иное мнение (Письмо ФНС России от 06.02.2013 N ОА-4-13/1706): для целей признания сделки между агентом и принципалом контролируемой необходимо учитывать как доходы агента в виде агентского вознаграждения, так и доходы принципала, возникшие в результате исполнения агентского договора. При этом контролирующие органы предлагают учитывать положения гражданского законодательства в части регулирования отношений между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом). В частности, согласно п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ отношения между названными лицами в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Таким образом, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями гл. 25 НК РФ в части порядка признания доходов (Письмо Минфина России от 25.01.2013 N 03-01-18/1-15).

В Письме ФНС России от 06.02.2013 N ОА-4-13/1706 отмечается также, что для целей признания контролируемой сделки между третьим лицом (например, конечным покупателем товаров) и компанией-агентом необходимо учитывать доходы, подлежащие передаче агентом принципалу на основании агентского договора. В результате данных сделок у третьего лица возникают расходы, в силу чего такие сделки подпадают под действие разд. V.I НК РФ на основании п. 13 ст. 105.3 НК РФ.

Когда сделка не признается контролируемой?

В п. 4 ст. 105.14 НК РФ перечислены случаи, когда сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, что они удовлетворяют условиям, перечисленным выше. Итак, не признаются контролируемыми следующие сделки:

  1. сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  2. сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
<8> Отдельные вопросы определения убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль для целей ст. 105.14 НК РФ, рассмотрены в Письме Минфина России от 27.02.2013 N 03-01-18/5769.
  Положения
п. 2
ст. 105.14
НК РФ
    Условия признания сделки контролируемой    
 Сумма доходов
по сделкам за
календарный
год, при
превышении
которой сделка
признается
контролируемой
(млн руб.)
Сделка между взаимозависимыми лицами признается
контролируемой, если хотя бы одна из сторон
сделки является:
Подпункт 2
- плательщиком НДПИ                            
       60
Подпункт 3
- плательщиком ЕНВД либо ЕСХН                  
      100
Подпункт 4
- плательщиком УСНО, участником проекта        
"Сколково"
       60
Подпункт 5
- резидентом особой экономической зоны,        
налоговый режим в которой предусматривает
специальные льготы по налогу на прибыль
организаций (по сравнению с общим налоговым
режимом в соответствующем субъекте РФ), при
этом другая сторона не является резидентом
такой особой экономической зоны <*>
       60
<*> Об этом положении мы не говорили выше, так как оно будет применяться лишь с 1 января 2014 г.

Когда может быть принято решение о проведении проверки?

Решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном гл. 14.5 НК РФ, в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ, может быть принято (п. 8 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ):

Переходные положения

Статьей 4 Закона N 227-ФЗ установлены переходные положения. В частности, в соответствии с п. 7 названной статьи положения ст. ст. 105.15 "Подготовка и представление документации в целях налогового контроля", 105.16 "Уведомление о контролируемых сделках", 105.17 "Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ до 1 января 2014 г. применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

Итак, даже если сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, признаются контролируемыми (например, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефть, черные и цветные металлы и др.); сделки, одной из сторон которых является офшорная компания (если сумма дохода по сделкам с одним лицом за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб.); сделки, одной из сторон которых являются плательщики НДПИ или организации, освобожденные от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяющие ставку 0% согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ (опять же при превышении стоимостного критерия)), но сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в 2012 г. с одним лицом, не превышает 100 млн руб., отчитываться по данным сделкам в налоговый орган в 2013 г. (за 2012 календарный год) не нужно. Они также будут освобождены от налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

* * *

В данной статье мы затронули лишь небольшую часть вопросов, касающихся применения положений Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании.

Итак, с этого года на налогоплательщиков впервые возложена обязанность подавать в налоговый орган сведения о совершенных ими контролируемых сделках. Сделать это необходимо в срок до 20 мая, следующего за календарным годом, в котором такие сделки совершены. Заключительными положениями Закона N 227-ФЗ предусмотрены специальные положения, в соответствии с которыми подавать сведения в 2013 г. за прошедший 2012 г. нужно только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам за отчетный период превысила 100 млн руб.

В течение года организациям целесообразно вести некий реестр, в котором бы учитывались крупные сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами, для того чтобы определиться, будут ли они являться контролируемыми.

С.В.Манохова

Редактор журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"