Мудрый Экономист

О труде работников "за рулем"

"Отдел кадров коммерческой организации", 2013, N 4

Водители - особая категория работников. Их труд связан с источником повышенной опасности - транспортом, причем не только автомобильным, но и железнодорожным, речным, морским, воздушным. Поскольку от лиц, чья работа связана с движением транспортных средств, зависит не только сохранность перевозимого груза, но и жизни других людей, работодателю необходимо четко соблюдать режим труда и отдыха таких работников. Об особенностях трудового процесса водителей автомобильного транспорта и пойдет речь в данной статье.

Нормативная база

Прежде чем рассмотреть особенности труда водителей автомобильного транспорта, назовем нормативные акты, которыми должен руководствоваться работодатель, если у него в штате предусмотрены должности и профессии, связанные с движением транспортных средств:

<1> Действует по 31.12.2013 на основании Соглашения N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений, заключенного Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 10.11.2010.

Обязательные предварительные медицинские осмотры

Водители могут приниматься на работу только после прохождения предварительного медосмотра, целью которого является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности <2>.

<2> Статья 23 Закона о безопасности дорожного движения.

Медосмотры (обследования) лиц, занятых на работах, связанных с движением транспорта, регламентируются Порядком обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Примечание. На основании ст. 213 ТК РФ предварительные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности на основании направления на медицинский осмотр, выданного работодателем. В таком направлении работодатель должен указать:

На лицо, проходящее предварительный осмотр, в медицинской организации оформляются медицинская карта амбулаторного больного (учетная форма 025/у-04, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255) и паспорт здоровья работника, в которых приводятся заключения врачей-специалистов, принимавших участие в проведении предварительного или периодического медицинского осмотра, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам осмотра.

Обратите внимание! Без заключения по результатам медицинского обследования работодатель не вправе допускать работника к работе (ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

По окончании предварительного осмотра сотрудники медицинской организации оформляют заключение, в котором указывается результат медосмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены). Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается лицу, поступающему на работу, на руки, а второй приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.

Прием на работу

Как мы выяснили, прием на работу водителей без предварительного медицинского осмотра не допускается. Кроме этого, ст. 328 ТК РФ установлено, что будущий водитель должен пройти профессиональный отбор и подготовку. Порядок их прохождения до настоящего времени не утвержден, поэтому необходимая подготовка подтверждается наличием водительского удостоверения, выданного ГИБДД. Напомним, водительское удостоверение должно соответствовать образцу, предусмотренному Приказами МВД России от 13.05.2009 N 365, от 19.02.1999 N 120.

Подтверждается право на управление транспортными средствами определенной категории соответствующей разрешающей отметкой в водительском удостоверении <3>:

<3> Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396.

К сведению. Водительское удостоверение с разрешающей отметкой "трамвай" подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой "троллейбус" - только троллейбусами. Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах "D" и "E" водительского удостоверения.

Таким образом, соискатель может быть принят на работу в качестве водителя, только если категория в его водительском удостоверении соответствует типу автотранспортного средства, управления которым потребуют его трудовые обязанности. Если работник отказывается предоставить документы, подтверждающие его профессионализм, можете смело отказывать в приеме - ваш отказ будет обоснованным (ст. 64 ТК РФ).

При приеме на работу водителя работодателю стоит также учитывать, что в силу ст. 329 ТК РФ им не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением их движением.

Основываясь на данном требовании, полагаем, что работодатель, принимая водителя по совместительству, вправе запросить справку об условиях труда на основном месте работы (ст. 283 ТК РФ).

Примечание. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16.

После того как все необходимые документы собраны и изучены работником кадровой службы, заключается трудовой договор. Условия, подлежащие включению в любой трудовой договор, перечислены в ст. 57 ТК РФ. Заострим внимание на отдельных из них.

Характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.). Сразу скажем, что на данный момент не существует нормативных документов, устанавливающих списки работ, профессий и должностей, имеющих разъездной характер. Поэтому вопрос об отнесении работы по конкретной должности и профессии к имеющей разъездной характер решает организация самостоятельно. Однако, если водитель принимается для выполнения работ, предусмотренных Перечнем профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер <4>, указание в трудовом договоре на характер работы обязательно.

<4> Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579.

Место работы. Поскольку работа водителей в основном имеет подвижной или разъездной характер, достаточно трудно определиться с местом работы. В таких случаях при разъездном характере рекомендуем указывать местонахождение конкретных объектов, на которых будет трудиться работник, а при подвижной работе - обслуживаемую им территорию.

Вопрос об указании марки транспортного средства, на котором водитель будет осуществлять свою трудовую деятельность, каждый работодатель решает самостоятельно - такая обязанность Трудовым кодексом не предусмотрена. Однако напомним, что, если указать марку авто, "пересадить" водителя на другую машину будет достаточно проблематично - потребуется соблюсти процедуру перевода в соответствии со ст. 72.1 ТК РФ. Поэтому, если вероятность замены автомобиля существует, лучше не конкретизировать марку в договоре.

Предрейсовые и периодические медицинские осмотры

Кроме первичного медицинского обследования каждый водитель обязан проходить периодические, предрейсовые и послерейсовые медосмотры.

Периодические медицинские осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года, а если водитель не достиг 21 года - ежегодно (п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ), ст. 213 ТК РФ) <5>. Такие осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов и вида работы в соответствии с Перечнем работ.

<5> Приложение 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

К сведению. Согласно ст. 185 ТК РФ время, затраченное работником на прохождение медицинского обследования, подлежит оплате в размере среднего заработка, поэтому оно должно быть отражено в табеле учета рабочего времени.

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем и не позднее чем за два месяца до даты начала периодического осмотра направляются в медицинскую организацию. Перед осмотром работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить водителю направление на периодический медицинский осмотр.

Для прохождения такого осмотра водитель обязан прибыть в медицинскую организацию в установленный день и посетить необходимых специалистов. По окончании периодического осмотра медицинская организация оформляет медзаключение.

Обратите внимание! Работники, эксплуатирующие автомобильный транспорт, должны проходить обязательное психиатрическое обследование раз в пять лет в силу ст. 213 ТК РФ. Правила прохождения такого освидетельствования работниками утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медперсоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Цель таких осмотров водителей - выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и в целях охраны здоровья водителя и пассажиров.

Предрейсовый медицинский осмотр проводится в соответствии с Положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденным Минздравом совместно с Минтрансом и приведенным в Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств". В частности, такой осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для этого администрация организации должна выделить специальное помещение, которое должно быть оснащено кушеткой, письменным столом и стульями, шкафом для одежды, столиком для медицинского оборудования, а также:

Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Если осмотр пройден успешно, на путевых листах ставится штамп "Прошел предрейсовый медицинский осмотр" и подпись медработника, проводившего осмотр. Если же выявлены признаки временной нетрудоспособности, воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность, оказалась положительной проба на алкоголь или иные психотропные вещества, водители не допускаются к управлению автомобилем.

К сведению. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления ТС, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, - в размере 20 000 руб.; на юридических лиц - 100 000 руб. (ст. 12.32 КоАП РФ).

Отметим, что согласно пп. "г" п. 15 Положения N 15 время прохождения медицинского осмотра перед выездом на линию и после возвращения с линии относится к рабочему времени водителя.

Рабочее время и время отдыха

Режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей определен Положением N 15. В соответствии с п. 6 данного Положения рабочим временем водителя считается время, в течение которого водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

Примечание. Положение N 15 не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Пункт 15 Положения N 15 включает в рабочее время и иные периоды:

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восемь часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - семь часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Отметим, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев. В любом случае продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, когда она может быть увеличена до 12 часов:

Обратите внимание! При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения N 15).

Эти особенности режима рабочего времени являются обязательными для учета в графиках работы (сменности) водителей, которые составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до их сведения не позднее чем за один месяц до введения в действие (п. 3 Положения N 15). Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Пунктом 14 Положения N 15 предусмотрено, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении такого режима работы принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Время отдыха водителей регламентировано нормами как Трудового кодекса, так и Положения N 15. В частности, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Водителям должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более восьми часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.

К сведению. При суммированном учете рабочего времени выходные (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Поскольку в Положении N 15 не упоминается ежегодный оплачиваемый отпуск, при его предоставлении нужно руководствоваться положениями ТК РФ. Следует помнить, что сотрудники транспортных организаций имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также за особый характер работы на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день <6>. Так, в соответствии с этим Списком водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, полагается 12 рабочих дней дополнительного отпуска, а водителю автомобиля, занятому перегоном автомобилей, - шесть.

<6> Утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

Обратите внимание! Работники автомобильного транспорта имеют право получить средства индивидуальной защиты. В частности, на основании Постановления Минтруда России N 63 <7> водителям при перевозке изделий из свинцовых сплавов, круглогодичных (зимовочных) экспедиций, отрядов и групп, а также при вождении спецмашины и одновременном исполнении обязанностей дозиметриста полагаются СИЗ. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

<7> Постановление Минтруда России от 16.12.1997 N 63 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты".

А.И.Сувернева

Эксперт журнала

"Отдел кадров

коммерческой организации"