Мудрый Экономист

Центральный банк РФ и аудитор

"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 6

Центральный банк Российской Федерации начал разрабатывать поправки, которые будут обязывать аудиторов сообщать о фактах или признаках формирования собственных средств банка с использованием ненадлежащих активов, невыполнении им требований ЦБ РФ по созданию системы управления рисками и внутреннего контроля, а также о фактах несоблюдения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов.

Появление независимого аудита как вида деятельности в современной России было связано с требованиями обновляющихся экономических отношений.

Совершенно логично, что вместе с меняющимися рыночными условиями, учитывая международную практику, менялись и правовые основы осуществления аудиторской деятельности.

Сегодня аудит - неотъемлемая составляющая экономики России.

Правовое поле аудиторской деятельности выстраивалось достаточно системно и последовательно, постепенно учитывались недостатки, устранялись неточности, дорабатывались и получали конкретное трактование спорные вопросы.

Безусловно, будет происходить дальнейшее развитие нормативной базы аудита, так как процесс регулирования аудиторской деятельности, в том числе ее правовых основ, идет постоянно.

Недавно представители Центрального банка Российской Федерации сообщили о разработке предложений по внесению изменений в законодательство об аудиторской деятельности, связанных с ограничением аудиторской тайны, в том числе требовании к аудиторам сообщать надзорному органу о выявленных в ходе аудита нарушениях законодательства в деятельности кредитных организаций.

Несомненно, такая информация не могла остаться без внимания, поскольку влияние предложений Центрального банка в случае их принятия может существенно скорректировать само понятие аудиторской деятельности, как мы привыкли ее воспринимать и трактовать.

Прежде всего, нужно ответить на вопрос: "Что же такое аудит?".

В соответствии с законодательством Российской Федерации аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Напомним, что самый первый законодательный акт, регламентирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, - Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента от 22 декабря 1993 г. N 2263, определял в п. 1 аудиторскую деятельность как "независимый вневедомственный финансовый контроль".

Возвращаясь ко дню сегодняшнему, рассмотрим предложения Центрального банка Российской Федерации с точки зрения составляющих понятия аудита.

Итак, независимая оценка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации (в нашем случае - банка).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях (Правило (стандарт) N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности").

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое.

Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Таким образом, мы теперь представляем себе объект и цель аудита.

При этом, безусловно, аудитор рассматривает вопросы соблюдения кредитной организацией действующего законодательства. Так, Правило (стандарт) N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" устанавливает единые требования в отношении обязанности аудитора учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности этого аудируемого лица.

И это же Правило (стандарт) содержит следующую оговорку:

"Однако нельзя ожидать, что аудит выявит все случаи несоблюдения законодательства Российской Федерации".

Это связано с тем, что объективно аудиту присущи ограничения.

Аудит основан на проведении проверок и оценки систем внутреннего контроля, на использовании выборочных проверок и процедур аналитического исследования и на подтверждении и оценке активов и пассивов.

Таким образом, выдвижение дополнительных требований к аудитору о проверке соблюдения банком действующего законодательства вроде бы не требуется.

Теперь перейдем к вопросу сообщения о фактах нарушений, выявленных в ходе аудита, соответствующим органам, как это предлагается делать Центральным банком РФ, например, в случае возникновения угрозы интересам вкладчиков и кредиторов.

Аудитор несет ответственность за свое профессиональное мнение, сформулированное в аудиторском заключении. В случае обнаружения существенных проблем в ходе аудита он обязан сделать соответствующую оговорку в аудиторском заключении (представить модифицированное заключение).

Никакой иной ответственности в рамках осуществления аудиторской деятельности аудитор нести не должен.

Заметим, что в соответствии с национальным законодательством аудит не подменяет госконтроль.

Кроме того, требование к аудитору о сообщении им сведений любого рода, которые он не счел необходимым отразить в аудиторском заключении, может привести к конфликту интересов, а также нарушить принципы отношений между аудитором и клиентом.

Теперь перейдем ко второй составляющей понятия аудита - предпринимательской деятельности.

Аудитор оказывает свои услуги на возмездной основе. Соответственно, любые дополнительные процедуры неминуемо должны коснуться ценообразования. Рассмотрение вопросов, которые аудитор либо не планировал рассматривать в ходе аудита, либо планировал рассматривать в меньшем объеме, потребует привлечения дополнительных ресурсов аудиторской компанией и, соответственно, дополнительной оплаты со стороны банка.

Представляется весьма нелогичной оплата банком, заключившим договор на аудит, дополнительных процедур, выходящих за рамки аудиторских процедур по существу.

Выполнение задачи поддержания стабильности банковской системы Центральным банком Российской Федерации, в том числе через усиление надзорных функций, не может не поддерживаться добросовестными участниками рынка.

Также понятна заинтересованность ЦБ РФ в обеспечении высоких стандартов аудита.

Представляется, что лучшему взаимодействию Центрального банка РФ и аудитора может поспособствовать введение практики привлечения аудиторов к выполнению конкретных задач для оказания содействия в надзорных функциях.

При этом аудитор не принимает на себя надзорные обязанности, а выполняет конкретные процедуры в рамках соглашений с Центральным банком Российской Федерации и несет ответственность за результаты своей работы.

Это дало бы возможность ЦБ РФ выбирать аудиторские организации, удовлетворяющие его требованиям к качеству, а также возможность привлечения дополнительного ресурса для решения задач надзора.

Но еще раз повторим - эта практика не должна базироваться на обязательном аудите.

Н.Е.Борзова

Заместитель генерального директора

по работе с кредитными организациями

ООО "ФинЭкспертиза"