Мудрый Экономист

Комитет по интерпретации международных стандартов финансовой отчетности (ifric) предложил пробную версию интерпретации отчетности по программам лояльности клиентов

"Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации", 2006, N 6

Комитет по интерпретации Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Interpretations Committee, IFRIC) опубликовал для ознакомления и комментирования IFRIC D 20: Программы лояльности клиентов (Customer Loyalty Programs). Такие программы используются коммерческими структурами для привлечения клиентов с целью приобретения ими товаров или услуг в будущем.

В наибольшей степени для реализации таких программ подходят банковская сфера и пассажирские авиаперевозки: большое число предоставляемых клиентам бонусов различных видов, с помощью которых возможно получение скидок или же бесплатных подарков от компании.

Главный вопрос, рассмотренный Комитетом по интерпретации в ходе работы над IFRIC 20, формулируется так: "Нужно ли - и если нужно, то как именно - признавать и измерять обязательства компании предоставить товары или услуги со скидкой или же на бесплатной основе, если их клиенты решают воспользоваться предоставленным им на это правом?".

Один из использующихся в настоящее время подходов к обязательствам заключается в накоплении суммы издержек с момента осуществления первой продажи, совместно с которой идет предоставление клиенту бонусов на приобретение товара в будущем. Под издержками предприятия в данном случае понимаются затраты, понесенные предприятием, чтобы удовлетворить требования клиентов в получении причитающихся им в соответствии с бонусом скидок. Обоснование этого подхода заключается в том, что предоставленные подарки представляют собой побочные (неосновные) издержки, появляющиеся в ходе осуществления продаж, следовательно, их учет необходимо осуществлять в момент совершения продажи. Подход предполагает обращение к параграфу 13 международного стандарта IAS 18 "Выручка". Параграф 13 гласит, что "в определенных обстоятельствах необходимо применить несколько разных критериев признания к нескольким разным компонентам определенной транзакции, чтобы полнее отобразить сущность этой транзакции".

Второй подход предполагает разделение сделки на две составные части.

Во-первых, имеется сумма, отражающая стоимость реализованных в ходе продажи товаров.

Во-вторых, имеется сумма обязательств фирмы перед этим покупателем. Поступления в рамках первой составной части (продажи клиенту товара или услуги) денежных средств признаются в качестве выручки в момент совершения транзакции. Средства второй составной части признаются в качестве обязательств компании до того момента, пока они не будут удовлетворены самой компанией либо же не будут переданы за денежное вознаграждение третьей стороне, согласившейся принять эти обязательства на себя. Подход предполагает использование параграфа 19 IAS 18.

Комитет по интерпретации Международных стандартов финансовой отчетности предлагает использовать второй подход, в соответствии с которым обязательства перед клиентами признаются в качестве отдельного компонента.

Комментируя IFRIC D 20, председатель Комитета Роберт Гарнетт (Robert Garnett) сказал: "Программы лояльности клиентов получили очень широкое распространение: здесь и авиаперевозки, и розничная торговля, и банки. МСФО не дает четкого ответа на вопрос, как именно стоит вести учет, и бухгалтерская практика организаций сильно варьируется. Предложенная интерпретация стандартизирует подход с учетом наших пожеланий и нашего видения того, как это должно осуществляться. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Национальный совет по бухгалтерскому учету Франции, Conseil National de la Comptabilite, за предоставленную нам помощь в работе".

Комментарии, касающиеся пробной версии интерпретации Комитета, принимаются до 6 ноября 2006 г. По истечении трех месяцев с момента публикации IFRIC D 20 (7 сентября) интерпретация получает статус официальной, а все финансовые отчеты компаний за предшествующий отчетный период будут переоформлены с ее учетом.