Мудрый Экономист

Пояснения как часть бухгалтерской отчетности

"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 2

Как следует из Приказа Минфина России N 66н <1>, все организации (в том числе малые) представляют в составе бухгалтерской отчетности пояснения. При этом в названном Приказе даже приведены формы таблиц, которые организация вправе включить в состав пояснений. Как их правильно заполнить? Достаточно ли этого или нужно дополнить "табличные" пояснения информацией в текстовой форме? Могут ли аудиторы проверять пояснения и предъявлять претензии к их содержанию? Ответы на эти и некоторые другие вопросы - в предлагаемой вниманию читателей статье.

<1> Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Пояснения /= пояснительная записка

Как разъяснил Минфин в Рекомендациях от 09.01.2013 <2>, в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пояснительная записка (речь о которой шла в п. "д" ч. 2 ст. 13 этого Закона) не входит в состав бухгалтерской отчетности. Однако в силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" продолжает применяться ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" <3>, разд. VI которого установлено содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. О представлении пояснений в составе бухгалтерской отчетности сказано и в пп. "б" п. 4 Приказа Минфина России N 66н.

<2> Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год".
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

До недавнего времени существовало мнение о том, что пояснительная записка включает в себя информацию, которая должна присутствовать в ней в обязательном порядке, и сопутствующих сведений, которые рекомендуется отражать в пояснительной записке. В Рекомендациях от 09.01.2013 Минфин разъяснил, что пояснениями признаются лишь те сведения, которые организация приводит в силу п. п. 24 - 27 ПБУ 4/99, норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации, а также пп. "б" п. 4 Приказа Минфина России N 66н. При этом информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности (см. разд. VIII ПБУ 4/99), не является пояснениями (с точки зрения состава бухгалтерской отчетности) и, следовательно, не входит в бухгалтерскую отчетность.

К сведению. В составе информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, раскрываются:

В этом разделе может быть приведена любая информация об организации, поэтому предприятия нередко включают в него большое количество разнообразных сведений. Обычно таких, которые представляют организацию с хорошей стороны, ведь это может повлиять на решение банка о предоставлении кредита, на привлечение инвесторов и т.д. Определяя конкретное содержание раздела "Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности", организация вправе исходить из положения о том, что информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки <4>.

<4> Пункт 6.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).

Минфин в Рекомендациях от 09.01.2013 подчеркнул, что из информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, должно быть ясно, что она не входит в состав бухгалтерской отчетности. Для этого:

Указанная информация, как правило, не подлежит обязательному аудиту.

Напротив, пояснения - это часть бухгалтерской отчетности. Они должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах.

Как составная часть бухгалтерской отчетности пояснения подлежат аудиту в полном объеме. Такова позиция финансового ведомства. Соответственно, это означает, что аудиторы вправе проконтролировать как состав, так и достоверность представленных в пояснениях сведений.

Обратите внимание! В п. 28 ПБУ 4/99 указано: статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках <5>, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие. Следовательно, необходимо, чтобы пояснения имели четкую структуру и нумерацию разделов (пунктов). Это позволит указывать номер соответствующего пояснения в первой графе баланса и отчета о финансовых результатах.

<5> В отчетности за 2012 г. данная форма должна именоваться "Отчет о финансовых результатах" (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Содержание пояснений

Сразу отметим, что пояснения не могут представлять собой только набор заполненных таблиц, содержащихся в Приложении 3 к Приказу Минфина России N 66н. Качественно подготовленные пояснения - это, как правило, весьма объемный документ, составлять который целесообразно в табличной и текстовой форме. Рассмотрим состав пояснений.

Общие сведения об организации

Как следует из п. 31 ПБУ 4/99, пояснения должны раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерский отчет):

На последнем остановимся особо. В силу действующего законодательства <6> исполнительные органы ООО и АО могут быть представлены как:

<6> См. ст. ст. 40, 41 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. ст. 69, 70 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Следовательно, в пояснениях должны приводиться Ф.И.О руководителя предприятия, а также Ф.И.О и должности лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган (при его наличии).

Контрольным органом организации является ревизионная комиссия или ревизор (ст. 47 Федерального закона N 14-ФЗ, ст. 85 Федерального закона N 208-ФЗ). Ф.И.О и должности лиц, являющихся членами ревизионной комиссии (ревизора), бухгалтер также обязан указать в пояснениях.

Применяемые организацией правила бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности

Содержание раздела ясно уже из его названия. Раскрытие такой информации обязательно в силу п. 25 ПБУ 4/99, которым предусмотрено: в пояснениях должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с п. 6 данного Положения. Существенные отступления должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности с указанием причин, вызвавших эти отступления, а также результата, который данные отступления повлекли в части понимания состояния финансового положения организации, отражения финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Организацией должно быть обеспечено подтверждение оценки в денежном выражении последствий отступлений от действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности. При этом в соответствии с п. 6 ПБУ 4/99, если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил этого документа не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил. Соответственно, если таких отступлений не было, бухгалтер должен просто сообщить, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности. В противном случае (если применялись иные правила, например установленные в МСФО, - см. п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <7>) необходимо подробно описать их, указав причины и результат их применения.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Примечание. В данном разделе недопустимо указывать, что бухгалтерская отчетность составлена "в соответствии с установленными правилами". Необходимо сообщить, в соответствии с какими установленными правилами (российскими или МСФО) составлена бухгалтерская отчетность. Поэтому правильней указать, что отчетность подготовлена в соответствии с российскими правилами составления бухгалтерской отчетности.

И еще один нюанс. Пунктом 9 ПБУ 4/99 предусмотрено, что при составлении отчетности организация должна придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Применяемая организацией учетная политика

Содержание этого раздела пояснений определяется п. п. 17 и 18 ПБУ 1/2008. В первой из названных норм указано, что организация должна раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. При этом существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. При этом п. 18 ПБУ 1/2008 отсылает бухгалтера к другим положениям по бухгалтерскому учету, указывая, что именно ими установлены состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета.

Например, в силу п. 27 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <8> в этом разделе пояснений бухгалтер должен указать применяемый организацией способ оценки МПЗ (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО)).

<8> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

В отношении основных средств необходимо раскрывать информацию соответственно о лимите признания активов объектами основных средств и способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов (п. п. 5 и 32 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <9>).

<9> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Кроме того, подлежат раскрытию такие сведения, как:

<10> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
<11> Утверждено Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н.
<12> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
<13> Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
<14> Утверждено Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н.

Некоторые бухгалтеры выбирают более простой вариант - прилагают копию применяемой организацией учетной политики. Такой способ раскрытия сведений возможен при условии, что другая необходимая информация будет приведена отдельно. При этом под другой необходимой информацией понимаются причины и содержание изменений учетной политики на 2012 г. в сравнении с 2011 г., а также на 2013 г. в сравнении с 2012 г. (п. 25 ПБУ 1/2008).

Перечень другой обязательной информации

В силу п. 27 ПБУ 4/99 в пояснениях должны приводиться следующие данные:

а) отдельных видов нематериальных активов;

б) отдельных видов основных средств;

в) арендованных основных средств;

г) отдельных видов финансовых вложений;

Обратите внимание! Раскрыть перечисленные сведения позволяют приведенные в Приложении 3 к Приказу Минфина России N 66н таблицы. Вместе с тем организация не обязана их использовать, можно разработать и заполнить собственные формы. Также разрешается вводить или сокращать строки и графы. Главное, помнить, что цель пояснений - дополнить сведения, представленные в других формах отчетности, таким образом, чтобы совокупность представленной информации позволяла пользователям бухгалтерской отчетности достоверно оценить финансовое положение организации и результаты ее деятельности.

Рассмотрим отдельные нюансы заполнения некоторых из предложенных финансовым ведомством таблиц.

Таблица 2.1 "Наличие и движение основных средств"

Очевидно, что сведения, необходимые для отражения в этой форме, содержатся на счетах 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности" (используются сальдо, а также обороты по указанным счетам). Затруднений у бухгалтера, скорее всего, не возникнет. Единственный вопрос, с которым может столкнуться бухгалтер: какие группы объектов нужно указывать построчно. Для ответа на него нелишне вспомнить, какие группы объектов выделялись в отчетности ранее в соответствии с утратившим силу Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Итак, этим документом было предусмотрено обособленное представление сведений в отношении:

Эти же группы могут выделяться и в отчетности за 2012 г. с учетом наличия у организации тех или иных объектов и важности для пользователей сведений о них.

Таблица 2.2 "Незавершенные капитальные вложения"

При заполнении этой таблицы необходимо помнить, что:

Таблица 2.3 "Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации"

В отличие от предыдущих таблиц, в которых показатели приводятся в разрезе групп объектов, в этой форме сведения об увеличении (уменьшении) стоимости приводятся в разрезе отдельных объектов (наименования должны соответствовать тем, которые указаны в инвентарных карточках ОС-6 и ОС-6а).

Таблица 2.4 "Иное использование основных средств"

При заполнении этой формы могут возникать вопросы, поэтому поясним отдельные нюансы. Организация, выступающая в качестве арендодателя по договорам обычной (не финансовой) аренды, в строке "Переданные в аренду основные средства, числящиеся на балансе" указывает стоимость объектов, переданных арендаторам (на основании двусторонних актов). Напомним: в соответствии с действующими нормами такие объекты арендодатель с баланса не списывает, а отражает на отдельном субсчете "Основные средства, переданные в аренду", открытом к счету 01. Соответственно, арендатор, получивший имущество в пользование, не принимает его на баланс, а учитывает за балансом на счете 001 "Арендованные основные средства" по согласованной сторонами стоимости.

Строку "Переданные в аренду основные средства, числящиеся за балансом" заполняют лизингодатели, указывая в ней стоимость предметов лизинга, переданных лизингополучателям и учитываемых на балансе последних.

Третья строка "Полученные в аренду основные средства, числящиеся на балансе" предназначена для лизингополучателей. Если организация является лизингополучателем и по условиям договора финансовой аренды отражает имущество на своем балансе, то первоначальная стоимость таких объектов должна быть указана в данной строке.

По строке "Полученные в аренду основные средства, числящиеся за балансом" указывается стоимость объектов, полученных организацией на основании договоров обычной и финансовой аренды. Таким образом, в данной строке отражается дебетовое сальдо по счету 001 "Арендованные основные средства" по состоянию на 31 декабря каждого из указанных трех лет.

В следующей строке "Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и фактически используемые, находящиеся в процессе государственной регистрации" отражается стоимость объектов недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано организацией в установленном порядке, но которые введены в эксплуатацию и фактически используются в хозяйственной деятельности (в том числе предоставлены в аренду). В силу п. 52 Методических указаний по учету ОС <15> эта недвижимость учитывается на счете учета основных средств (01 или 03) обособленно (с выделением на отдельном субсчете).

<15> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

При наличии объектов основных средств, переведенных организацией на консервацию, их стоимость отражается по следующей строке, которая имеет одноименное название.

Кроме того, бухгалтер в этой таблице приводит информацию об ином использовании объектов основных средств (переданных и полученных в безвозмездное пользование, залог и т.д.).

Дополнение к "минфиновским" таблицам

На наш взгляд, в ряде случаев организации необходимо расширить перечень сведений, раскрывающих показатель, отраженный по группе статей 1150 "Основные средства" баланса. Дело в том, что в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (Приложение к Письму от 09.01.2013 N 07-02-18/01) Минфин указал, что регулярные крупные затраты на капремонт, техобслуживание, проверку технического состояния и иные аналогичные мероприятия, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, формируют показатель строки 1150 с одновременной детализацией путем введения дополнительной расшифровочной строки <16>. В этой же строке баланса отражаются затраты на незавершенные капитальные вложения, которые Минфин рекомендует показать в разрезе групп объектов основных средств (путем заполнения рассмотренной нами выше таблицы 2.2 "Незавершенные капитальные вложения"). Полагаем, организации целесообразно показать в разрезе групп объектов основных средств наличие и изменения размера затрат на капремонт, техобслуживание и т.п. При этом форма таблицы может быть аналогичной таблице 2.2.

<16> См. дополнительно статью "Новые разъяснения Минфина о заполнении строк баланса" этого номера журнала (с. 12).

Пример. В соответствии с учетной политикой организации затраты на капитальный ремонт, техническое обслуживание, проверку технического состояния и иные аналогичные мероприятия, возникающие с периодичностью более 12 месяцев (на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств), отражаются на отдельном субсчете, открытом к счету 97 "Расходы будущих периодов", с последующим списанием на расходы в течение соответствующего срока.

Показатели оборотной ведомости по указанному субсчету за 2011 и 2012 гг. представлены в таблице (для удобства восприятия приведены в тыс. руб.):

  Сальдо на начало года 
     Оборот за год     
   Сальдо на конец года
    Дебет    
  Кредит  
   Дебет   
   Кредит  
    Дебет   
   Кредит
                                  2011 г.
     8 500   
     -    
   3 800   
   1 600   
   10 700   
                                  2012 г.
    10 700   
   1 100   
   1 900   
    9 900   

В этом случае дополнительная таблица пояснений может иметь следующий вид:

2.3. Долгосрочные затраты на обслуживание основных средств <17>

    Наименование  
показателя
  Период  
На начало
года
  Изменения за период 
  На конец
периода
Затраты за
период
  Списано  
 Капитальный      
ремонт,
техобслуживание и
т.п. основных
средств - всего
за 2012 г.
  10 700 
   1 100  
   1 900   
    9 900
за 2011 г.
   8 500 
   3 800  
   1 600   
   10 700
 в том числе:     
здания
за 2012 г.
   9 200 
   1 100  
   1 700   
    8 600
за 2011 г.
   7 700 
   3 300  
   1 200   
    9 800
 машины и         
оборудование
за 2012 г.
   1 500 
     -    
     200   
    1 300
за 2011 г.
     800 
     500  
     400   
      900
<17> Этой форме логично присвоить N 2.3 и разместить ее сразу после таблицы 2.2 "Незавершенные капитальные вложения". Соответственно, номера остальных таблиц будут изменены.

Таблицы 4.1 "Наличие и движение запасов" и 4.2 "Запасы в залоге"

При раскрытии информации о запасах необходимо помнить, что:

а) материалы;

б) готовая продукция <18>;

в) товары <19>;

г) затраты в незавершенном производстве;

д) расходы будущих периодов;

<18> Например, квартиры у застройщика, выполнявшего СМР собственными силами.
<19> В том числе предназначенные для реализации по договорам купли-продажи квартиры у застройщика, не выполнявшего СМР собственными силами, объекты недвижимости, числящиеся на субсчете 45-2 "Переданные объекты недвижимости".

Примечание. Организация вправе принять решение о представлении углубленных сведений о составе запасов путем выделения внутри групп отдельных видов запасов. Например, в составе группы "Материалы" обособленно может быть представлена информация о сырье и материалах, топливе, запасных частях, материалах, переданных в переработку на сторону.

Дебиторская и кредиторская задолженности

Минфин считает возможным представление четырех таблиц, сведения в которых характеризуют дебиторскую и кредиторскую задолженности по группам (долгосрочная, краткосрочная и просроченная) и видам. Последние определяются исходя из наименований счетов бухгалтерского учета. Таким образом, в графе "Наименование показателя" в таблице 5.1 "Наличие и движение дебиторской задолженности" могут быть выделены следующие виды долгов:

<20> На необходимости уменьшения величины выданных авансов на суммы принятого к вычету НДС настаивает Минфин. Подробнее см. статью "Новые разъяснения Минфина о заполнении строк баланса" этого номера журнала, с. 12.

Примечание. При заполнении таблиц 5.1 и 5.3 необходимо учесть примечания 8 и 9, согласно которым данные раскрываются за минусом дебиторской (кредиторской) задолженности, поступившей и погашенной (списанной) в одном отчетном периоде.

В таблице 5.3 "Наличие и движение кредиторской задолженности" при наличии соответствующих долгов будут выделены такие виды:

<21> В силу п. 20 ПБУ 4/99 задолженности по кредитам и займам должны показываться в балансе обособленно.
<22> На необходимости уменьшения величины полученных авансов на суммы начисленного к уплате в бюджет НДС настаивает Минфин. Подробнее см. статью "Новые разъяснения Минфина о заполнении строк баланса" этого номера журнала, с. 12.

В таблице 5.2 "Просроченная дебиторская задолженность" приводятся сведения о дебиторской задолженности, срок погашения которой, установленный договором, истек. Причем в таблицу включаются как обеспеченные (залогом, поручительством и т.д.) задолженности, так и без обеспечения.

Графа "учтенная по условиям договора" представляет собой сумму долга в договорной оценке, то есть это задолженность, отраженная непосредственно в учете (на счетах 60, 62 и т.д.), так называемый брутто-долг.

Графа "балансовая стоимость" отражает нетто-оценку задолженности, указанную в бухгалтерском балансе (за вычетом суммы резерва по сомнительным долгам).

Напомним, этот резерв не создается в отношении просроченных долгов, имеющих обеспечение, а также тех, по которым у организации существует уверенность в том, что они будут погашены. Поэтому суммы оценки таких долгов "по условиям договора" и "по балансовой стоимости" будут одинаковыми.

Обратите внимание! В 2010 г. создание резервов по сомнительным долгам было правом организации, поэтому подавляющее большинство предприятий их не формировало. Те, кто делал это, учитывали только задолженности по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Начиная с отчетности за 2011 г. формирование резервов стало обязанностью организаций, кроме того, изменился порядок их начисления (должны учитываться любые сомнительные долги, а не только те, которые связаны с реализацией товаров, работ и услуг). Поэтому в силу п. 10 ПБУ 4/99 бухгалтер должен скорректировать данные за предыдущие отчетные периоды.

В таблице 5.4 "Просроченная кредиторская задолженность" приводятся данные о кредиторской задолженности, срок погашения которой, установленный договором, истек. При этом отражается как обеспеченная, так и не обеспеченная задолженность.

Таблица 7 "Оценочные обязательства"

Перечислим основные моменты:

К сведению. По общему правилу, установленному абз. 1 п. 22 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" <23>, избыточная сумма списывается с отнесением на прочие доходы организации (Дебет 96 Кредит 91-1). Вместе с тем в силу абз. 2 названной нормы избыточные суммы однородных оценочных обязательств могут не списываться на прочие доходы, а переноситься на следующее вновь возникающее однородное обязательство. Такие внутренние обороты по счету 96 (вызванные "переброской" остатков одних обязательств на другие) при заполнении рассматриваемой таблицы (и данной графы, в частности) не учитываются.

<23> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

И еще один нюанс. На наш взгляд, при наличии у организации долгосрочных оценочных обязательств в данную форму целесообразно ввести дополнительную графу для отражения в ней сведений об увеличении оценочных обязательств в связи с ростом их приведенной стоимости (п. 20, пп. "д" п. 24 ПБУ 8/2010).

Далее - о заполнении строк этой таблицы. Пунктом 26 ПБУ 8/2010 предусмотрено, что информация об оценочных обязательствах может раскрываться по их однородным группам (например, оценочные обязательства в связи с выданными организацией гарантиями, судебными разбирательствами). Поэтому в данной форме достаточно построчно отразить информацию о наличии и движении однородных групп оценочных обязательств, раскрывать в отдельной строке каждое из признанных оценочных обязательств не надо.

В силу пп. "е" п. 24 ПБУ 8/2010 раскрытию подлежит не только характер обязательства, но и ожидаемый срок его исполнения. В бухгалтерском балансе долгосрочные и краткосрочные оценочные обязательства отражаются обособленно в составе соответственно долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженностей. Таким образом, в пояснениях необходимо отдельно раскрывать сведения в отношении долгосрочных и краткосрочных оценочных обязательств.

Таблица 8 "Обеспечения обязательств"

Источником данных, необходимых для заполнения этой формы, являются забалансовые счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" и 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

При составлении этой таблицы, а также в целях раскрытия дополнительной информации полезно учесть разъяснения Минфина, представленные в Информации от 22.06.2011 N ПЗ-5/2011 "О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации".

Другая обязательная информация

Существует еще большой объем информации, которая должна быть отражена в пояснениях. Перечень таких обязательных раскрытий установлен соответствующими ПБУ, часть из которых была рассмотрена нами выше (информация об учетной политике организации, основных средствах, запасах и др.). Однако это еще не все. В частности, в силу п. 28 ПБУ 2/2008 в пояснениях по каждому договору, не завершенному на отчетную дату, должна быть приведена:

В соответствии с п. 12 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" <24> в составе информации о связанных сторонах организация раскрывает информацию о размерах вознаграждений, выплачиваемых основному управленческому персоналу <25>, в совокупности и по каждому из следующих видов выплат:

а) вознаграждения по окончании трудовой деятельности (платежи (взносы) организации, составляющей бухгалтерскую отчетность, по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу основного управленческого персонала со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), и иные платежи, обеспечивающие выплаты пенсий и другие социальные гарантии основному управленческому персоналу по окончании ими трудовой деятельности);

б) вознаграждения в виде опционов эмитента, акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале и выплаты на их основе;

в) иные долгосрочные вознаграждения.

<24> Утверждено Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
<25> Имеются в виду руководитель организации, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации, а также иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля над деятельностью организации.

Если юридическое и (или) физическое лицо контролирует другое юридическое лицо или юридические лица контролируются (непосредственно или через третьи юридические лица) одним и тем же юридическим и (или) одним и тем же физическим лицом (одной и той же группой лиц), то характер отношений между ними подлежит описанию в бухгалтерской отчетности независимо от того, имели ли место в отчетном периоде операции между ними.

Обратите внимание! В силу п. 14 ПБУ 11/2008 информация о связанных сторонах включается в пояснительную записку отдельным разделом. Поэтому нередко такая информация идет сразу после общих сведений об организации.

Но и это еще не все. ПБУ 7/98 <26> обязывает раскрыть информацию о событиях после отчетной даты (п. п. 10 - 12). В п. п. 25 - 28 ПБУ 8/2010 установлена обязанность раскрытия информации об условных обязательствах организации. Таким образом, бухгалтеру целесообразно пересмотреть тексты всех применяемых организацией ПБУ <27> и убедиться в том, что вся указанная в них обязательная информация нашла отражение в пояснениях.

<26> Утверждено Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
<27> Если организация - субъект малого предпринимательства не обязана применять какие-либо ПБУ и не применяет их в соответствии со своей учетной политикой, обязанности раскрывать указанную в них информацию в составе пояснений не возникает.

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"