Мудрый Экономист

Сдаем бухотчетность за 2012 год

"Главная книга", 2013, N 3

(Особенности составления и представления годового отчета по новому Закону о бухучете)

С 2013 г. вступил в силу новый Закон о бухучете <1>. Он немного меняет сроки сдачи бухгалтерской отчетности и порядок ее оформления. Наша статья поможет вам все сделать правильно.

<1> Закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ).

Обновленный срок для сдачи бухотчетности

По старому Закону о бухучете годовую отчетность нужно было сдавать в налоговую инспекцию в течение 90 дней по окончании года <2>. С 2013 г. эту отчетность надо сдавать не только в налоговую инспекцию, но и в отделение Росстата. И срок сдачи отчетности сформулирован иначе - не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года. В сущности, это то же самое, что и ставшие привычными 90 дней.

Однако есть один нюанс: сроки для сдачи отчетности в налоговую инспекцию и в статистику установлены разными законами:

Внимание! По-прежнему отчетность можно представлять лично, по почте или в электронном виде.

<2> Пункт 2 ст. 15 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ).
<3> Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.
<4> Пункт 7 ст. 6.1 НК РФ.
<5> Часть 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ.
<6> Пункт 88 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
<7> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.02.2002 N 9216/01.

Определяемся с составом отчетности

(!) Состав годовой бухотчетности не изменился. Но поменялось название отчета о прибылях и убытках: теперь он должен называться отчетом о финансовых результатах <8>. В итоге отчетность за 2012 г. должна включать в себя <9>:

Примечание

В этих пояснениях надо указывать, в частности:

- сведения, относящиеся к учетной политике организации;

- дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств.

Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств).

Образцы форм отчетности по-прежнему нужно искать в Приказе N 66н.

Если вы сдаете отчетность в электронном виде и ваш оператор не обновил название отчета о прибылях и убытках, сдавайте его со старым названием. Только из-за этого ни инспекция, ни органы статистики не должны отказать в приеме отчетности.

(!) Малые предприятия могут составить баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам. Подробно мы уже писали о них в журнале "Главная книга", 2012, N 21, с. 16. Причем вся их годовая отчетность может состоять только из этих двух форм. Ведь малые предприятия должны заполнять приложения к отчетности (отчет о капитале, движении денежных средств и пояснения), только если в них есть какие-либо особо важные показатели (без которых невозможна оценка финансового положения организации) <10>.

<8> Часть 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ; Информация Минфина России N ПЗ-10/2012.
<9> Часть 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ.
<10> Пункт 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Сопутствующую информацию в налоговую и "статистику" не сдаем, аудиторам не показываем

Ранее в состав годовой отчетности надо было включать пояснительную записку <11>. По нормам нового Закона о бухучете пояснительная записка больше вообще не входит в состав бухотчетности <12>.

Поэтому в налоговую инспекцию, в органы госстатистики и аудиторам надо представлять отчетность в том составе, который мы обозначили выше. Однако для других пользователей отчетности (к примеру, для собственников или руководства) ее надо сопровождать дополнительной (сопутствующей) информацией, перечисленной в п. 39 ПБУ 4/99, которая может быть полезна пользователям при принятии ими экономических решений <13>. В качестве примера можно привести данные о динамике важнейших показателей деятельности организации за ряд лет. Минфин также рекомендует сообщать собственникам данные об общих затратах на оплату энергоресурсов (поскольку это закреплено в профильном энергетическом Федеральном законе <14>).

Внимание! Не путайте пояснения, входящие в состав бухотчетности, с сопутствующей информацией.

Минфин обращает внимание на то, что из порядка представления сопутствующей информации должно быть ясно, что она не входит в состав самой отчетности. В частности, в бухотчетности не должно быть ссылок на такую информацию. И аудиторы проверять ее не должны <15>.

<11> Подпункт "д" п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ.
<12> Часть 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ.
<13> Информация Минфина России N ПЗ-10/2012.
<14> Часть 5 ст. 22 Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ; Информация Минфина России N ПЗ-10/2012.
<15> Письмо Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01.

Аудиторское заключение исключили из состава отчетности

Если ваша организация должна представлять свою бухотчетность для обязательного аудита и обязана публиковать свою бухотчетность, то ее надо публиковать вместе с аудиторским заключением <16>. Однако ни в налоговую инспекцию, ни в отделение статистики аудиторское заключение подавать не нужно - оно не входит в состав самой бухотчетности <13>.

<16> Часть 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ; ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Бухотчетность должен подписать руководитель

В формах бухотчетности отведены места для двух подписей - руководителя и главного бухгалтера. И в ПБУ 4/99 по-прежнему указано, что главбух должен подписывать бухотчетность <17>. Но в новом Законе N 402-ФЗ порядок подписания отчетности не прописан. Там сказано лишь, что отчетность считается составленной после подписания ее бумажного экземпляра руководителем <18>. Из этого можно сделать вывод о том, что:

Но помните: даже если главный бухгалтер не подпишет бухотчетность, то это не спасет его от ответственности за ее недостоверность. Ведь составляет отчетность именно бухгалтер, а не руководитель.

После подписания бухотчетности директором ее можно представлять в инспекцию и органы госстатистики. Напомним, что ранее в налоговую надо было сдавать отчетность только после ее утверждения собственниками <19>. А по законодательству собственникам отводится больше времени на утверждение годовой отчетности, чем на ее сдачу. Теперь собственники могут спокойно утверждать уже сданную отчетность <20>.

Внимание! В налоговую и Росстат можно сдавать отчетность до ее утверждения собственниками.

<17> Пункт 17 ПБУ 4/99.
<18> Часть 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ.
<19> Пункт 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ.
<20> Часть 9 ст. 13 Закона N 402-ФЗ.

По МСФО обязательно составлять лишь консолидированную отчетность

Минфин успел ввести в действие на территории России довольно много международных стандартов и разъяснений к ним <21>. Однако это не означает, что при подготовке отчетности за 2012 г. все российские организации должны изучить требования всех этих стандартов и учесть их при составлении обычной российской отчетности. Ведь МСФО прежде всего предназначены для составления консолидированной финансовой отчетности <22>.

Примечание

Консолидированную отчетность должны представлять <23>: кредитные и страховые организации; иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

<21> Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107; Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
<22> Часть 3 ст. 3 Закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ; Информация Минфина России N ОП 1-2012.
<23> Часть 1 ст. 2 Закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ.

Изучаем штрафы за просрочку с отчетностью

Налоговая служба за такое опоздание может наказать:

Отделение Росстата за непредставление бухотчетности может добиться в суде административного штрафа в сумме <27>:

Примечание

Сотрудники Росстата могут попытаться оштрафовать должностных лиц организации на сумму 3000 - 5000 руб. по ст. 13.19 КоАП РФ - как за несдачу статистической информации. Однако бухгалтерская отчетность не является такой информацией, она лишь ее источник. А значит, подобный штраф вы можете оспорить.

* * *

Организация по-прежнему должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность каждый месяц нарастающим итогом с начала отчетного года <28>. Однако представлять промежуточную отчетность ни в налоговую инспекцию, ни в органы госстатистики более не нужно.

<24> Статья 126 НК РФ.
<25> Письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@; Постановления 7 ААС от 31.10.2012 N А27-13010/2012; 8 ААС от 24.04.2012 N А75-8089/2011; ФАС ЗСО от 30.07.2012 N А75-7953/2011.
<26> Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
<27> Статья 19.7 КоАП РФ.
<28> Пункт 48 ПБУ 4/99; Информация Минфина России N ПЗ-10/2012.

Л.А.Елина

Экономист-бухгалтер