Мудрый Экономист

Методологические особенности ведения бухгалтерского учета в потребительских обществах

"Налоги" (журнал), 2013, N 1

Исследование вопросов ведения бухгалтерского учета в организациях является актуальной научно-практической задачей. В статье проанализированы методологические особенности ведения бухгалтерского учета в потребительских обществах. По мнению автора, с вступлением в силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" все организации должны утвердить в приложении к учетной политике применяемые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов <1>.

<1> О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1. М.: ИД Центросоюза, 2000.

Деятельность потребительских обществ имеет ряд особенностей:

1. Двойственная юридическая трактовка деятельности. С одной стороны, потребительские общества являются некоммерческими организациями, осуществляющими социальную миссию и заботящимися об удовлетворении материальных и иных потребностей их членов. С другой стороны, потребительские кооперативы, согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ <2>, имеют право осуществлять коммерческую деятельность в рамках осуществления своих функций.

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 - 4: по состоянию на 1 февр. 2009 г. М.: Проспект, 2009.

2. Все потребительские общества объединены в единую систему во главе с Центросоюзом РФ. Это обусловливает сложную вертикальную систему управления в них.

3. Целью деятельности потребительских обществ не является получение прибыли, вследствие чего они достаточно часто могут быть убыточными. Кроме того, частные предприятия более мобильны и эффективны, зачастую имеют существенный уровень прибыли, который направляют на саморазвитие. Совокупность этих факторов значительно снижает конкурентоспособность отдельных потребительских обществ и потребительской кооперации в целом.

4. Потребительская кооперация в России существует уже 180 лет <3>. Как и любая долго существующая система, она в значительной степени потеряла мобильность и стала тяжело восприимчивой к инновациям.

<3> Центросоюз РФ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: www.rus.coop.

Специфика деятельности потребительских обществ во многом определяет особенности методологии бухгалтерского учета в них. Для их рассмотрения определим понятие "методология".

Философский энциклопедический словарь трактует понятие "методология" как совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке <4>.

<4> Портал словарей сайта "Яндекс" [Электронный ресурс]. URL: www.slovari.yandex.ru.

Большой энциклопедический словарь трактует понятие "методология" как "учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания" <5>.

<5> Там же.

Словарь бизнес-терминов дает следующее определение понятия "методология": это совокупность методов, дающих представление о структуре, принципах построения, методах и средствах деятельности, формах и способах научного познания <6>.

<6> Там же.

Учитывая эти определения, мы под методологией бухгалтерского учета понимаем совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые применяет какая-либо группа организаций или конкретный экономический субъект.

Попытаемся выделить основные особенности существующей методологии бухгалтерского учета в потребительских обществах:

  1. Потребительские общества как некоммерческие организации могут не применять некоторые Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" <7>.
<7> Министерство финансов РФ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru.
  1. На основании п. 17 ПБУ 6/01 потребительское общество как некоммерческая организация не начисляет амортизацию основных средств <8>. Информация об их износе обобщается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
<8> Там же.
  1. В потребительских обществах не формируется уставный капитал, а создается паевой фонд за счет членских (паевых) взносов пайщиков. Пайщики также уплачивают вступительные взносы, которые учитываются на отдельном субсчете счета 86 "Целевое финансирование".
  2. Потребительские общества могут создавать специальные фонды - неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации, фонд поддержки социальной миссии потребительской кооперации и иные, каждый из которых имеет свое целевое назначение. Они должны учитываться на счете 83 "Добавочный капитал".
  3. Потребительские общества ведут многоотраслевую деятельность, что существенно усложняет методологию учета и труд работников бухгалтерии.

Исследование практики организации и ведения учета в ряде потребительских обществ позволило нам выделить достаточно большое количество проблем, а зачастую и ошибок. Остановимся на наиболее существенных из них:

  1. Начисление амортизации основных средств в нарушение п. 17 ПБУ 6/01 <9>.
<9> Там же.
  1. Проведение переоценки основных средств в нарушение п. 15 ПБУ 6/01 <10>.
<10> Там же.
  1. Начисление амортизации и переоценка нематериальных активов в нарушение п. п. 17 и 24 ПБУ 14/2007 <11>.
<11> Там же.
  1. Создание резерва на ремонт основных средств, несмотря на то что данный вид резерва не соответствует критериям оценочного обязательства, указанным в п. 5 ПБУ 8/2010 <12>. Потребительское общество может не применять данное ПБУ как социально ориентированная некоммерческая организация, но тогда оно не должно создавать резервы предстоящих расходов вообще, т.к. в бухгалтерском законодательстве не дано их понятие и не описаны варианты создания.
<12> Там же.
  1. В учетной политике большинства потребительских обществ по-прежнему описывается порядок учета расходов будущих периодов, несмотря на то что это понятие было убрано из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <13>, и Министерство финансов считает его неактуальным в связи с приближением российских стандартов бухгалтерского учета к МСФО.
<13> Компания "Гарант": офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru.
  1. В учетной политике не раскрывается порядок создания резервов по сомнительным долгам в нарушение п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <14>.
<14> Министерство финансов РФ: офиц. сайт.
  1. Большинство потребительских обществ учитывает управленческие расходы на счете 44 "Расходы на продажу". Мы считаем это в корне неверным и предлагаем учитывать данный вид расходов на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и показывать в отчете о прибылях и убытках по строке "управленческие расходы".
  2. С 1 января 2012 г. в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации <15> организации должны самостоятельно рассчитывать лимит кассы. В учетной политике кооперативным организациям необходимо описать порядок создания лимита. К сожалению, большинство потребительских обществ создают только приказ об установлении лимита.
<15> Компания "Гарант": офиц. сайт.
  1. С вступлением в силу Приказа Министерства финансов РФ N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" <16> все организации должны утвердить в приложении к учетной политике применяемые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот вопрос является очень важным, т.к. новые формы не расшифровывают статьи отчетности, и каждая организация должна самостоятельно определить их детализацию. Кроме того, форму пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организации должны определять самостоятельно с учетом пояснений в табличной форме, рекомендованных Минфином России. Большинство потребительских обществ просто утверждают формы, приведенные в Приказе N 66н. Мы считаем это в корне неверным. Во-первых, отчетность должна раскрывать максимально объективно финансовое положение организации, для этого необходимо детализировать статьи в разрезе наиболее существенных показателей и разработать наиболее эффективные формы пояснений, учитывающие особенности деятельности каждого потребительского общества. Во-вторых, новые формы отчетности не всегда позволяют отразить отдельные показатели, например незавершенное строительство, и каждое потребительское общество обязано пояснить, где оно учитывает подобные показатели, - либо отразить этот вопрос в пояснениях, либо в приложении к учетной политике.
<16> Министерство финансов РФ: офиц. сайт.
  1. С 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации будут обязаны отразить в отдельных приложениях к учетной политике все применяемые формы первичных документов и учетных регистров <17>. На наш взгляд, это наиболее спорное положение Закона N 402-ФЗ на данный момент, т.к. создание подобного приложения отнимет множество сил работников бухгалтерии и превратит учетную политику любого экономического субъекта в чрезвычайно объемный документ. В большинстве потребительских обществ не утверждены даже формы учетных регистров на текущий момент.
<17> Там же.

Решение рассмотренных нами проблем и исправление ошибок, встречающихся в методологии бухгалтерского учета, применяемой потребительскими обществами, позволят им улучшить качество бухгалтерской информации, повысить эффективность управления и в конечном счете увеличить рентабельность деятельности. То есть сделать первый шаг в решении комплекса проблем, которые затрагивают сейчас всю систему потребительской кооперации России.

Источники и литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 - 4: по состоянию на 1 февр. 2009 г. М.: Проспект, 2009.
  2. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1. М.: ИД Центросоюза, 2000.
  3. Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль в потребительской кооперации: Моногр. / Отв. ред. Е.А. Еленевская; Рос. ун-т кооп.; Чебоксар. кооп. ин-т. Чебоксары, 2007.
  4. Учет, анализ, аудит: Учеб. пособие / Под ред. Т.Ю. Серебряковой. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011.
  5. Федосенко Т.В. Аудит потребительских обществ: Моногр. / Отв. ред. Е.А. Еленевская; Рос. ун-т кооп.; Чебоксар. кооп. ин-т. Чебоксары, 2008.
  6. Компания "Гарант": офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru.
  7. Министерство финансов РФ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: www.minfin.ru.
  8. Центросоюз РФ: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: www.rus.coop.
  9. Портал словарей сайта "Яндекс" [Электронный ресурс]. URL: www.slovari.yandex.ru.

С.Н.Христолюбов

Соискатель

Поволжский государственный

технологический университет

г. Йошкар-Ола