Мудрый Экономист

Внести поправки

"Расчет", 2013, N 2

С момента, как вступили в силу новые Правила заполнения счетов-фактур, прошел год. Можно ли вносить правку в такие документы и какие разъяснения последнего времени нужно учитывать при их заполнении? Есть ли право у организаций изменять первичные учетные документы? Марина Скудутис нашла ответы на эти вопросы.

Общий регламент

Правила заполнения счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137. В них четко определено, что в случае необходимости внесения правки (на бумажном носителе или в электронном виде), необходимо составить новый экземпляр документа. Бумага должна содержать тот же номер и дату, что и неправильно составленный счет-фактура.

Обратите внимание: если обнаружены ошибки, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, название товаров, произведенных работ или предоставленных услуг, их стоимость, принадлежность имущественных прав, а также ставку и сумму налога, то новые экземпляры документов составлять необходимости нет.

В строке 1а новой бумаги необходимо указать порядковый номер исправления и его дату.

Корректируем

С 1 октября 2011 г. применяются специальные правила исправления счетов-фактур в том случае, если изменилась стоимость, например, из-за корректировки цены или количества отгруженных товаров, а также выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав. В таком случае необходимо выставить корректировочный счет-фактуру, об этом сказано в п. 3 ст. 168 НК РФ.

В прошлом году Минфин России выпустил несколько писем, например документ от 23 августа 2012 г. N 03-07-09/125, в которых чиновники разъясняют, что в том случае, если стоимость изменилась из-за исправления технической или арифметической ошибки, корректировочный счет-фактуру выставлять не нужно. Правку в этой ситуации требуется внести в выставленный при отгрузке товаров документ (в соответствии с п. 7 Правил заполнения счета-фактуры).

Примечание. Если обнаружены ошибки, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку и сумму налога, то новые экземпляры счетов-фактур составлять не нужно.

Обратите внимание, если к моменту составления корректировочного счета-фактуры реквизиты сторон изменились, в нем необходимо указать новые сведения. Такое разъяснение Минфин России дал в Письме от 4 сентября 2012 г. N 03-07-08/264. Финансовое ведомство также отметило, что при таких обстоятельствах можно внести в бумагу дополнительную информацию, например прежние реквизиты сторон.

Исправления в корректировочные счета-фактуры вносятся в порядке, установленном п. 6 Правил заполнения этих документов, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137. Имейте в виду: в новом экземпляре бумаги нельзя менять показатели, указанные в строке 1 исправляемого документа (порядковый номер и дата составления).

Что не запрещено - разрешено

Новый Закон о бухучете допускает также внесение исправлений в первичные учетные документы. Однако сделать это можно только в том случае, если такая правка не запрещена другими нормативными актами.

Таким образом, нельзя, как и прежде, править кассовые и банковские документы, ведь п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) это делать запрещает.

При внесении исправления в другие первичные документы нужно проставить дату его совершения, подпись, Ф.И.О. либо другие реквизиты для идентификации лица, выдавшего документ (ч. 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Обратите внимание: в регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные работниками, ответственными за его ведение. Если вносится корректировка, то она должна содержать дату изменения, а также подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов или других реквизитов, необходимых для их идентификации.

Примечание. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные работниками, ответственными за его ведение. Если вносится корректировка, то она должна содержать дату изменения, а также автографы ответственных лиц с указанием их Ф.И.О. или других реквизитов, необходимых для их идентификации.

Исправленный учет

Ситуации, когда ошибки совершаются в бухучете и отчетности, тоже не редкость. Они могут возникнуть, например, из-за неправильного применения закона или другого акта.

Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н утверждено ПБУ 22/2010, которое как раз и устанавливает правила внесения правки в таких случаях. Порядок исправлений прописан очень подробно. В ПБУ отдельно оговорено, как ликвидировать существенную ошибку. В такой ситуации нужно внести записи по соответствующим счетам бухучета. Также необходимо пересчитать сравнительные показания отчетности за периоды, отраженные в ней. Обращаю ваше внимание, что в случае обнаружения ошибки внести правку нужно обязательно.

М.Скудутис