Мудрый Экономист

Демография бизнеса

"Практическая бухгалтерия", 2013, N 2

Важнейшим показателем состояния бизнес-климата является так называемая "демография организаций", то есть соотношение количества открываемых и закрываемых компаний. Судя по официальной статистике, число "родившихся" фирм за последние восемь лет стабильно превышает число ликвидированных. Между тем налицо и рост "смертности". Почему так происходит, узнала Анна Королева, редактор журнала "Расчет".

Партнер компании "Налоговик" Дмитрий Липатов объясняет, как "читать" данные статистиков. Информация представлена двумя коэффициентами, первый - это появление вновь открываемых организаций. Цифра рассчитывается как отношение количества зарегистрированных фирм за отчетный период к среднему числу компаний, учтенных органами Госстата в Статистическом регистре по данным госрегистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.

Второй коэффициент - ликвидация предприятий. Он рассчитывается как отношение числа официально закрытых предприятий за отчетный период к среднему количеству фирм, учтенных в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчетном периоде, рассчитанное на 1000 организаций.

По данным Росстата в 2008 г. коэффициент рождаемости составлял 115,2 единицы, а в 2011 г. уже 94,7. Налицо снижение числа вновь зарегистрированных фирм. Так, по итогам 9 месяцев докризисного 2007 г. коэффициент рождаемости составил 90,6 единицы, а по итогам прошедшего года этот показатель составляет уже 68,7. При этом данные официальной ликвидации в 2008 г. - 36 единиц, в 2011 - 81,3. Сопоставив показатели за 9 месяцев прошлого года (62,4 единицы) с показателями 2007 г. (53,3 единицы) и 2010 г. (34,7 единицы), видим, что число официально закрытых предприятий растет. Данные статистики в любом из рассматриваемых периодов показывают, что число родившихся фирм превышает количество закрывшихся, и это неплохо, считает эксперт. Но общий предпринимательский климат "похолодал".

150 -                ------¬  ------¬
¦ ¦123,8¦ ¦123,8¦ ------¬
¦ ------¬ ¦/----- ¦/----- ¦115,2¦ ------¬
¦ ¦101,0¦ @ @ ¦/----- ------¬ ¦ 94,7¦
120 + ¦/----- @ ------¬ ¦ 93,6¦ ¦/-----
¦ @ ¦ 88,7¦ ¦/----- @
¦ ¦/----- @ ------¬
¦ ------¬ @ ¦#81,3¦
90 + ------¬ ¦#66,6¦ ¦/-----
¦ ¦#65,3¦ ¦/----- *
¦ ¦/----- * -------¬
¦ * ------¬ ¦#46,3 ¦
60 + ------¬ ¦#42,0¦ ¦/------
¦ ¦#36,0¦ ¦/----- *
¦ ------¬ ¦/----- * --¬
¦ ¦#20,9¦ * ¦ ¦ - коэффициент
30 + ¦/----- L-- рождаемости
¦ * --¬
¦ ¦#¦ - коэффициент
¦ L-- ликвидации
0 L-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Причины и поводы

Демография предприятий связана с экономическими циклами; в то же время большое влияние на них оказывают изменения в налоговом и административном законодательстве. В частности, указывает директор аналитического департамента ПК "Вектор секьюритиз" Александра Лозовая, на мелком и среднем бизнесе существенно отразились ужесточение правил торговли алкоголем и табачными изделиями, а также рост акцизов на эти товары. С 1 января 2013 г. нестационарным торговым объектам запрещено продавать пиво, и в ближайшем будущем, вероятно, ограничение распространится и на табак.

Один только этот запрет спровоцировал сворачивание деятельности тысяч мелких хозяйств в 2012 г. Маловероятно, что ограничения нанесут урон мелкому и среднему бизнесу, но в целом норма доходности в сегменте мелкорозничной торговли в 2013 - 2014 г. снизится. С другой стороны, в инновационных секторах, например в Интернете, наблюдается существенное оживление активности, отмечает Александра Лозовая. Количество стартапов выросло в десятки раз. "Полагаю, что в ближайшие годы мелкий и средний бизнес продолжит активно осваивать эту нишу, кроме того, будет расти количество компаний, занимающихся патентной деятельностью в связи с вступлением в силу соответствующей системы налогообложения", - заключает эксперт.

Сохраненная динамика

В целом же можно сказать, глядя на динамику, что ситуация будет ухудшаться и дальше: компании будут либо закрываться (это касается чаще мелкого бизнеса), либо сливаться с партнерами или конкурентами по бизнесу (такая модель относится уже к среднему уровню компаний), уверена замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Причин здесь несколько. Во-первых, объективный экономический фон: замедляются темпы потребления во всех сферах, как внутренней, так и внешней, повышается конкуренция. Вступление России в ВТО уже сказывается на сельхозпроизводителях. Помимо того, свою роль играет замедление темпов роста экономики Европы на сырьевиках, прежде всего металлургах. И это при одновременном укреплении рубля против доллара, что давит на экспортную выручку.

Мы видим активный процесс слияния компаний, работающих на экспорт, поскольку небольшой бизнес не может нормально функционировать в условиях отсутствия спроса - рентабельность продаж многих предпринимателей, например металлургической отрасли, упала ниже 10 процентов, при этом аналогичный показатель лидеров превышает уровень 30 процентов.

Очевидно, что проблемы на финансовом рынке, а также отток капитала будут вести к падению прибыльности компаний, связанных с кредитными поступлениями: к примеру, ритейла и строительного сектора. Так что в целом перспективы пока печальны, и до полноценного восстановления экономики, то есть до стабильного притока капитала тренд вряд ли изменится, считает Елена Чернолецкая.

Не все так мрачно

Впрочем, не все так мрачно. Статистика в целом говорит о благоприятной ситуации в бизнес-среде, пусть и не вполне устойчивой. Если говорить о более крупных макроэкономических показателях, то за 10 месяцев 2012 г. инвестиции в основной капитал выросли на 9,5 процента, промышленное производство - на 2,8 процента, оборот розничной торговли - на 6,1 процента, отмечает начальник аналитического отдела ИК "Универ-Капитал" Дмитрий Александров. Эти цифры говорят о сохранении благоприятного восходящего тренда. Вполне естественно, что уверенность относительно перспектив в людях сейчас невысока, учитывая новостной фон по Европе и США, который действует и на представителей мелкого бизнеса. Соответственно, мало кто возьмется сегодня активно развивать бизнес. Но, считает эксперт, данные по динамике открытий/закрытий, взятые вместе с макростатистикой по России, указывают скорее не на ухудшение ситуации и рост пессимизма, а на увеличивающийся "отложенный спрос" - готовность начинать и развивать бизнес в случае явных сигналов к улучшению ситуации вовне, хотя бы при снятии того негативного давления в информационном пространстве, которое не может не влиять отрицательно на настроения предпринимателей сейчас.

"Не думаю, что судить о перспективах развития бизнеса в России можно, лишь только оперируя цифрами статистики открытия новых фирм", - соглашается аналитик Инвесткафе Лилия Бруева. Не секрет, что в предкризисный период многие вновь открываемые компании были так называемыми однодневками, а в последние годы государственный контроль над подобными компаниями усилился. Другая тенденция связана с укрупнением бизнеса и слиянием мелких фирм в более крупные. Она является одним из этапов эволюции конкурентного рынка и не несет негатива. Вместе с тем можно отметить, что все меньше в России остается незанятых сфер, что приводит к росту конкуренции, в чем наша экономика до сих пор нуждается. Многим предприятиям за счет укрупнения удается укрепиться и занять более весомое положение. А это, в свою очередь, позволяет частному бизнесу оптимизировать свои затраты и снижать себестоимость, продолжая наращивать маржу. Нужно отметить и то, что в посткризисный период произошло увеличение числа предпринимателей. Этот факт говорит о том, что все больше людей видят перспективы открытия собственного дела в России.

А.Королева

Редактор журнала "Расчет"